Поиск авторов по алфавиту

Автор:Спасский А. А., профессор

Спасский А. А., проф. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов

 

Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.

Оглавление перенесено в начало.

 

А. Спасский

 

ИСТОРИЯ

ДОГМАТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ

В ЭПОХУ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ

(в связи с философскими учениями того времени).

ТРИНИТАРНЫЙ ВОПРОС

(История учения о св. Троице)

ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ.

СЕРГИЕВ ПОСАД.

1914.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Введение.

История учения о Св. Троице в первые три века христианства. 1-2

I. Апологетическая теология и Ириней 2—30

II. Монархианские движения конца второго и начала третьего века. 80—59

III. Тертуллиан н стоицизм. Завершение догматического развития на Западе. 59—81

IV. Ориген и неоплатонизм.—Учение Оригена о Боге и Его Логосе— Сыне.—Савеллианство.—Распадение системы Оригена на Востоке и следствия его. 81—123

История учения о Св. Троице в IV веке.

(Тринитарный вопрос).

I. Начальная стадия арианских движений. Римское государство и христианская церковь в начале IV века—Характеристические черты изучаемой эпохи.—Особенности приходской жизни в Александрии.—Личность Ария.—Начало споров о Божестве Сына Божия и дальнейшее развитие их до вмешательства императора Константина Великого.—Учение Ария и св. Афанасия Александрийского 127—196

II. Первый вселенский собор в Никее и его ближайшие результаты.—Император Константин и арианские споры.—Созвание вселенского собора в Никее.—Состав собора.—Частные собрания и группировка партий.—Официальные заседания собора и решение основного вопроса.—Процесс составления символа.—Смысл употребленных в нем терминов: ὁμοούσιος и ἐκ οὐσιας.—Общий взгляд на причины реакции в отношении к Никейскому символу, раздавшейся на Востоке.—Церковные области, оставшиеся верными никейскому собору.—Афанасий Александрийский: характеристика его личности и заслуги его в истории борьбы за никейский символ . 197—270

III. Анти-никейская коалиция в борьбе ее против никейцев—Разделение истории тринитарных движений IV века на два периода.—Догматическая причина реакции никейскому символу.—Начальные проявления ее.—Возвращение сосланных за арианство епископов и Ария; значение этого факта в дальнейшем развитии реакции.—Борьба против лиц никейского образа мыслей и изгнание их с Востока.—Смерть Константина Великого и первое возвращение сосланных никейцев.— Антиохийский собор 341 г.; вторичное изгнание никейцев и догматические формулы собора.—Собор в Сардине: его история и результаты.—Вторичное возвращение на Восток никейских изгнанников.—Состояние церковных дел на Востоке после Сардикийского собора.—Политика Констанция и ее задачи.—Западные соборы в Арелате и Медиолане.—Победа над никейцами.—Сирмийский манифест 857 года и его значение 271—346 

IV. Новые догматические партии, возникшие из распадения анти-никейской коалиции, и постепенное объединение их под главенством омиев.—Составные элементы анти-никейской коалиции.—Возрождение строгого арианства.—Аэций и Евномий; догматическая система Евномия.—Омиусианство; значение основных терминов ого; ὅμοιος καὶ οὐσιαν и ὁμοιούσιος.—Анкирский собор: анализ его постановлений.—Торжество омиусиан.—Перемена политики Констанция и причины ее. — План вселенского собора и попытки осуществить его.— Придворные совещания 359 г. и датированная вера — История соборов в Аримине и Селевкии.—Colloquium при дворе Констанция 360 г. — Омийская партия: характеристика ее и окончательное торжество на константинопольском соборе 361 года. 347—410

V. Догматические движения в царствование Юлиана и Иовиана.—Характеристика второго периода тринитарных споров.—Значение царствования Юлиана.—Опыт унии между омиями и аномеями.—Исторические свидетельства о постепенном сближении омиусиан с никейцами; памятная записка Василия и Георгия: сочинения о соборах Илария и Афанасия.— Александрийский собор 362 года; его история и значение.— Антиохийская схизма.—События царствования Иовиана. 410—450

VI. Состояние догматических партий в правление Валентиниана и Валента—Религиозная толерантность Валентиниана и, как прямое следствие ее, восстановление господства никейцев на Западе.—Гегемония омиев; ее причины и характер.—Собор омиусиан в Лампсаке, посольство к папе Ливерию и собор в Тиане.—Распадение омиусианской и омийской партий и поворот в сторону Никейского символа. 450—474

VII. Каппадокийцы и их теология.—Характеристика и биография Василия Великого.—Образование ново-никейской партии под главенством Василия.—Учение Каппадокийцев о Боге, едином по существу и трех Ипостасях Его.—История сношений Василия с Западом. 474—563

VIII. Завершительные результаты тринитарных споров в царствование Феодосия Великого.—Личность и религиозная политика Феодосия.—Состояние восточных церквей к началу правления Феодосия.—Константинопольский собор 381 г. и внутренняя история его—Хорто-Гарнаковская теория происхождения константинопольского символа и последовательный разбор ее положений—Свидетельства в пользу принадлежности константинопольского символа собору 381 года.—Собор в Раме 381 г. и Константинополе 382 г.—Окончательное определение религиозной политики Феодосия и характер борьбы его с ересями.—Общий итог всего исследования.561—648


Страница сгенерирована за 0.11 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.