Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Блаженная Матрона Московская. Когда немощь являет силу Божию

БЛАЖЕННАЯ МАТРОНА МОСКОВСКАЯ

 

Святая блаженная Матрона Московская была окружена почитанием еще при жизни. И в основе этого почитания не какие-то личные способности Матроны, не какие-то ее особые таланты, а ее жизнь, преданная Господу, страстотерпческая жизнь, в которой не было ничего личного, ничего радостного с точки зрения обычной человеческой жизни и обычных оценок этой жизни, а была одна только скорбь.

Матрона родилась в Тульской губернии в бедной семье. Еще до ее появления на свет родители думали отдать ребенка в приют, потому что невозможно было его прокормить — слишком бедной была семья. Но мать увидела удивительный вещий сон: ей явилась девочка в виде слепой птицы. И женщина поняла, что это связано с тем, что она готовится стать матерью, и отказалась от мысли отдать ребенка куда-то на сторону, даже когда обнаружила, что родившийся младенец слеп. У ребенка просто не было глаз, точно так же, как у птицы, что явилась матери во сне.

Девочка росла, не видя белого света. Ее окружали любовью в семье, но далеко не всегда она чувствовала любовь окружающих. Дети нередко развлекались тем, что стегали слепую Матронушку крапивой, зная, что она не сможет ответить, что она не видит, что она ни за кем не побежит. А иногда сажали ее в яму и смотрели, как слепой ребенок карабкается, стараясь выбраться оттуда. Но вот что удивительно: никто никогда не сказал, что Матрона рассердилась на этих детей или вступила с ними в пререкания...

292

 

 

Матронушка была лишена всего, что так вожделенно для человека, позднее она почти не могла передвигаться. Но, находясь в таком тяжелейшем, на сторонний взгляд, положении, она жила полной и радостной жизнью во Христе, потому что радость происходит от Бога, счастье проистекает от Бога, и даже человек, который не может видеть и передвигаться, живя вместе с Богом, обретает ту радость и ту внутреннюю силу, которые дает благодать Божия. И нередко такие люди способны делиться этой радостью, этой силой с окружающими.

Господь прославил святую Матрону еще при жизни. Тысячи людей приходили к ней за помощью, за советом — и это в то время, когда было опасно даже по обычному, житейскому поводу собирать в доме большие компании. Они всегда привлекали внимание властей, вызывали подозрительность, и, видимо, поэтому Матрона поняла, что больше не может оставаться в Тульской области, подвергая опасности своих близких, и перебралась в Москву, где было проще скрыться от тех, кто наблюдал за религиозной жизнью страны.

Мы знаем, что никто и никогда Матроне не угрожал, никто ее не принуждал прекратить принимать людей и молиться о них. В этом есть некая тайна, удивительно несовместимая с тем, что происходило тогда в нашей стране и в городе Москве. Правда, переезжая с места на место, она старалась вывести из-под возможного удара тех, кто давал ей приют, и, слава Богу, никто не пострадал.

Сегодня мы имеем великую святыню во граде Москве. Когда в 1998 году мощи блаженной Матроны Московской были обретены на Даниловском кладбище, тогда все мы, может быть, еще не сознавали в полной мере последствий этого великого деяния. Когда же мощи были привезены в Покровскую обитель и началось массовое, многотысячное паломничество к святой Матроне, тогда видимым образом исполнились пророческие

293

 

 

слова старицы, которая говорила об этом стечении людей к ней.

Воспоминание о блаженной Матроне заставляет каждого человека, кто вдумчиво относится к своей вере, задать себе множество вопросов. Я постараюсь сказать о некоторых важных вещах, которые нужно знать и понимать каждому верующему человеку.

Святая Матрона Московская явила нам некий образ человеческой немощи и скорби. Она была тяжко больна, она не видела света Божьего, она была материально бедным человеком — у нее не было своего дома, не было семьи, не было благополучия, у нее не было никакой физической возможности влиять на окружающий ее мир.

Через немощь и скорбь — в разной степени, конечно, — проходим мы все. У некоторых эти скорби и немощи те же, что были у Матроны: один не видит света Божьего, другой не слышит, третий не может ходить, у четвертого парализованы руки. Немощи эти так ограничивают человека, что он чувствует величайшую скорбь, сравнивая себя с теми, кто видит, слышит, ходит, действует. Можно еще долго перечислять физические недуги, которые помрачают человеческое сознание, лишают людей душевного мира и спокойствия... Но ведь есть и другие скорби, которые связаны со стесненными жизненными обстоятельствами, с конфликтами в семьях — между мужем и женой, между детьми и родителями — и с теми, с кем мы вместе трудимся. Да чего только нет в этом мире из того, что приводит нас к скорби!

Как мы чаще всего реагируем на скорбь? Если у нас есть физические силы, мы возмущаемся, мы боремся за свои права и за свое «место под солнцем», мы стараемся нанести удар тем, кто нам враждебен. Или же мы до бесконечности жалуемся ближним и дальним, омрачая тем самым жизнь окружающих нас людей: пускай и другим будет плохо, потому что мне

294

 

 

плохо! Подобная скрытая логика поведения греховного человека, проходящего через страдания, не только наносит вред ему самому, усугубляя его скорбь, но и создает вокруг него ту мрачную, тяжелую атмосферу, которую здоровые люди часто стремятся избегать.

Святая Матрона Московская являет нам совсем другой пример восприятия скорби: ни ропота, ни выражения боли, ни стремления возложить на других часть своих страданий. Мирно и светло, несмотря на внешнюю, вызванную слепотой темноту, протекала ее внутренняя жизнь. И мы сегодня с благоговением вспоминаем ее имя, потому что она явила нам образец христианского восприятия креста, скорби, страдания.

Наше отношение к кресту, страданиям является великим определителем меры нашей веры, нашей религиозности, силы нашей молитвы, нашей надежды на Бога. Если скорбь разрушает нас, если мы теряем присутствие духа, если мы омрачаем жизнь ближних, то это значит, что мы «проваливаем» великий экзамен, которому Бог подвергает нас. Мы не соответствуем всему тому, что Он требует от нас. В нас нет веры, нет надежды, нет молитвы, у нас нет любви.

Почему Господь явил такое богатство благодати над святой Матроной? Почему Он дал такую благодатную силу этой женщине-инвалиду? Да потому, что она заслужила это. Она заслужила Божию милость, она заслужила Божию благодать безропотным, радостным и мирным несением своего креста. Вокруг нее собирались люди, к ней тянулись. Страдание само по себе не может притягивать, оно отталкивает — вот почему некоторым так тяжело посещать места, где люди терпят страдания: больницы, тюрьмы. Но страдание Матроны не отталкивало, потому что, праведно терпя свои скорби, она стяжала великую благодать. Этой благодатью она и сегодня делится с нами.

295

 

 

Житие святой Матроны помогает верующему человеку не столько умом, сколько сердцем, духовным опытом понять, что означает крест Христов, который возлагается на каждого человека.

Крест дается нам именно для того, чтобы мы искупали свои грехи и очищались от них. Ни одна епитимья, ни одно церковное наказание не исправляют человека так, как несомый им крест. Крест Матроны был таков, что она, неся его по-христиански, не только искупала свои грехи, но и обогащалась великой Божией благодатью, соделавшей из нее, простой женщины, богоугодную святую подвижницу, чудотворицу.

Еще при жизни праведная Матрона прославилась в народе чудотворением. Ее несение креста, ее вера стяжали такую силу Божественной энергии, что сей энергии хватало не только на то, чтобы не чувствовать ограниченность жизни, связанную с тяжелыми физическими болезнями, но и на молитвы о тех, кто был вокруг нее и кто сегодня притекает к ее святым и цельбоносным мощам.

В Покровский монастырь люди приходят не от хорошей жизни. Прикасаясь к гробнице святой Матроны, мы чаще всего просим у нее помощи в трудных жизненных обстоятельствах, ведь они тоже являются нашими крестами. Мы просим ее облегчить эти кресты, исцелить, укрепить, помочь решить проблемы, свалившиеся на нашу голову в личной, семейной жизни, на месте наших трудов. Каждый приходит со своим страданием и просит Матронушку: «Помоги!» И наверное, никто не задается вопросами: почему Матронушка была светла и счастлива, несмотря на свою слепоту? Почему она ни на кого не возлагала бремени своего крестоношения? Почему с такой духовной силой и с таким внутренним миром несла свою скорбь?

Когда мы прикладываемся к мощам блаженной Матроны Московской, мы не должны лишь просить у нее: «Помоги!»,

296

 

 

оставаясь при этом такими же, какими являемся, — не умеющими нести крест, не изменяющими своего сердца, не стремящимися принять скорбь так, как велит Божий закон, — сохраняя мир и тепло в сердце, любовь к ближним. Святая Матрона кому помогает, а кому не помогает — в этом тайна Божия. Но мы должны помнить, что, когда подходим к ее мощам, мы не получаем помощи автоматически, потому что в Церкви нет никакой магии. Это только колдуны и маги говорят: «Заплати деньги, сделай то-то и то-то, скажи заклинание — и автоматически получишь все, что хочешь». В Церкви человек ничего не получает автоматически, а только в ответ на свою молитву, на свою веру и на свое стремление и готовность жить по Божиему закону. А в центре этого закона — способность человека нести свой крест, как учит Христос.

Прося святую Матрону о помощи и получая просимое, мы должны помнить ее страдальческий образ и проникаться не столько желанием освободиться от своих крестов, сколько глубочайшим убеждением в том, что достойное несение креста — это и есть путь ко спасению. И потому просить Матрону нужно о том, чтобы она молитвами своими пред Богом не только облегчила наши кресты, исцелила от страданий, но и давала силы достойно нести свой крест во славу Божию и себе во спасение.

В Священном Писании мы находим удивительные слова Самого Господа: Сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12,9). Эти слова многим непонятны. Почему Божия сила совершается в человеческой немощи? Пример святой блаженной Матроны являет нам понимание того, почему и как сила Божия является в человеческой немощи. Как бы олицетворяя собой эту немощь, святая Матрона при жизни могла бы стать только объектом милосердия и снисхождения со стороны других людей, потому что в таких обстоятельствах об ином невозможно и помышлять. Но блаженная Матрона была не объектом

297

 

 

человеческого снисхождения, а силой, помогавшей куда более благополучным и сильным, чем она, людям в их жизни.

И возникает очень важный вопрос: всякая ли немощь являет силу Божию? Всякая ли человеческая слабость является вместилищем Божественной силы? Достаточно внимательно посмотреть вокруг, и мы увидим многих слабых людей, нищих людей, спившихся людей, бомжей, которые также являют человеческую слабость. Но почему же абсолютное большинство этих людей не являет Божией силы? Значит, сама по себе слабость не служит условием проявления Божественной силы, значит, требуется еще нечто, чтобы в слабости человеческой воссияла сила Божественная.

С другой стороны, мы знаем из истории Церкви о людях сильных, богатых, властных, например, таких как святой благоверный князь Александр Невский, который был и главой государства, и полководцем, и человеком небедным, и даже физически отличавшимся великой силой, но ведь в его жизни тоже явилась сила Божия. Как же понимать нам слова Господа: Сила Моя совершается в немощи? Пример святой блаженной Матроны помогает нам ответить на этот важный для дела нашего спасения вопрос. Сила Божия сильнее всякой человеческой силы! И когда человек слаб, когда он болен, когда он беден, когда он лишен власти, то у него нет той силы человеческой, опираясь на которую он мог бы прокладывать себе жизненный путь, восходить от силы в силу (Пс. 83,8), — он лишен такой возможности. Перед таким человеком стоит дилемма: либо он, оставаясь наедине со своей слабостью, закрывает свое сердце для Бога, ожесточается, ропщет на Бога, злится на людей, ненавидит мир, как бы упиваясь своей слабостью назло другим, шокируя их своим поведением, становясь человеком асоциальным, опасным и вредным для других, либо, сознавая, что нет сил самому подняться, со смирением принимает свое положение и раскрывает себя полностью навстречу

298

 

 

Богу, как бы говоря: «Господи, у меня нет никаких сил, я ничего не могу, но я верю в Тебя, я люблю Тебя, помоги мне!» И тогда силой такого немощного человека становится сила Божия. И ведь слабому и немощному легче осознать ограниченность своих человеческих возможностей, потому что сильный и богатый полагается в первую очередь на свою силу и богатство — вот они, рядом, протяни руку — и вот эта сила, вот это богатство. А где же там Божественная сила? Ее ведь еще разглядеть надо, а для этого нужно время, для этого нужен некий духовный, внутренний подвиг, внутреннее делание. Зачем все это, когда и сила, и власть под рукой, и можно многое купить, можно многого достичь, можно многое сделать?

Не случайно говорит Господь: трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф. 19, 23). Не потому, что само по себе богатство является злом, а потому, что богатство и власть застилают глаза человеку и мешают ему видеть Бога и опираться на силу Божию. Но, с другой стороны, и богатый человек способен привлекать силу Божию. Многие святые угодники — и упомянутый святой благоверный князь Александр Невский, и множество других — умели видеть ограниченность человеческой силы и власти, понимать то, что любая человеческая сила есть прах и пепел пред Богом, они были способны отделять одно от другого. И, несмотря на окружающий их почет, атрибуты власти, материальный достаток, они также открывали навстречу Богу свое сердце, сознавая, что сила Божия совершается в немощи. Они являли человеческую немощь пред Богом, являли отсутствие гордости, самонадеянности, тщеславия — всего того, что чаще всего сопровождает жизнь и внешний успех того, кто имеет человеческую силу.

Святая блаженная Матрона помогает нам понять, как мы должны жить в условиях богатства и немощи; ее жизнь помогает нам понять, что самое главное — это наша способность через горячую веру искренне открыть свое сердце Господу,

299

 

 

впустить Его в это сердце, потеснив собственное «я» и свое упование на человеческую силу, явить Ему в смирении свою немощь, в радостной покорности отдав Ему свою волю и подчинив этой воле свои деяния.

Святая Матрона сегодня привлекает к себе и бедных, и богатых именно тем, что в жизни своей она явила истинную веру и способность жить с Богом, в Боге и во имя Божие.

В день, когда мы празднуем обретение мощей блаженной Матроны Московской, 8 марта, на литургии читается Второе послание апостола Иоанна, именуемое Соборным (см.: 2 Ин. 1, 1-13). Оно состоит всего из одной главы и очень напоминает обычное письмо, которое апостол пишет некоей благочестивой женщине и ее детям, называя ее «госпожой». Несмотря на удивительную краткость послания, в нем действительно Божественная мудрость, слова, которые помогают нам многое понять.

Каждый из нас, зная, что величайшая заповедь Божия есть заповедь о любви к ближним (см.: Мф. 22,39), наверное, не раз задавался вопросами: что же означает эта заповедь? Как можно любить ближнего своего? Даже на самых близких иногда не хватает чувства любви, что же говорить о тех, кто не связан с тобой кровными или тесными дружескими отношениями? Как можно так любить людей?

Эти вопросы всегда присутствуют в сознании верующего человека, когда он слышит призыв: любите друг друга и так исполните закон Христов (Гал. 6, 2). Тот, кто сознательно, ответственно относится к слову Божию, кто воспринимает это слово как адресованное лично ему, не может просто отмахнуться от этого призыва. И, наверное, взирая на собственную жизнь, на состояние своего ума и своего сердца, он понимает, что не любит других людей. В лучшем случае он к ним безразличен, в самом лучшем случае — вежлив и доброжелателен, но где же здесь любовь?

300

 

 

Может быть, эта заповедь превышает человеческие силы? Может быть, мы по природе своей не можем ее осуществить? Но такого быть не может. Господь не мог возложить на нас неудобоносимые бремена (см.: Мф. 23, 4), ведь Он Сам сказал: ...иго... Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11, 30). Значит, и заповедь о любви друг к другу — это то, что мы с легкостью можем исполнить.

В Соборном послании апостола Иоанна мы находим ответы на эти вопросы. Любовь состоит в том, чтобы ходить в Его заповедях. Не надо напрягать свои эмоциональные силы, впадать в истерику, не надо становиться человеком сентиментальным, не надо заламывать руки, не надо делать всего того, что противно внутреннему состоянию, не надо себя заставлять любить — все равно не заставишь никакой силой! А исполнение Божиих заповедей, таких простых, о которых мы знаем, открывает тайну любви к ближнему.

И не случайно дивное апостольское чтение выпадает именно на день памяти блаженной Матроны Московской, потому что это чтение очень связано с ее жизнью.

Святая Матрона исполняла заповеди Божии уже одним своим терпением, доброжелательным отношением к людям, незлобивостью. Какую заповедь ни возьми, она исполнялась Матроной, и благодаря жизни во Христе, благодаря, как говорится в апостольском послании, хождению в заповедях Христовых (см.: 2 Ин. 1, 6) ей открылась любовь к людям, а вместе с этой любовью — и великий дар чудотворения.

К Матроне обращались разные люди. И она принимала всех: и славных, и бесславных, и благочестивых, и грешных. Она молилась о всех, кто к ней приходил и кто просил ее помощи.

Кто-то может спросить: а почему же она помогала грешным людям, которые жили беспутной жизнью?.. Для того чтобы понять, почему это происходило, нужно обратить внимание на евангельское чтение (см.: Лк. 7,36-50), которое полагается

301

 

 

в день памяти блаженной Матроны, связанный с ее канонизацией (2 мая). Там говорится о том, как в доме фарисея Симона женщина блудной жизни, грешница, подошла и стала плакать и целовать ноги Спасителя. И поскольку слезы ее текли обильно, она вытирала своими волосами Его ноги, а потом возлила на Его главу драгоценное миро. И Симон подумал: «Если бы Он был пророком, то Он точно знал бы, что эта женщина блудница, грешница. Разве Он допустил бы ее к Себе? Разве Он допустил бы, чтобы она Его ноги прилюдно целовала да еще волосами отирала их? Никакой Он не пророк». И тогда в ответ на его мысли Спаситель рассказывает притчу о том, что было два должника, один имел 500 денежных единиц долга, а второй — 50. Господин простил и одному, и другому. И спрашивает Господь Симона: «Как ты думаешь, кто будет более благодарен тому, кто простил долг?» И Симон отвечает: «Думаю, тот, которому простил больше». Это и было ответом на недоумение, почему Господь допустил к Себе грешную женщину.

А разве не то же самое происходило в маленькой каморке Матроны Московской, когда к ней приходили в большинстве случаев грешники и грешницы и просили ее? И она помогала. Она обращалась к Господу, к Тому Самому, Который простил блудную женщину, Который допустил до Себя ту, которой брезговали и которую сторонились люди. Матрона помогала, потому что совершала то, что совершил Господь. И это есть великий пример спасающей Божественной силы.

Господь может спасти любого грешника, даже того, которого общество не способно простить. Господь спасает преступников, которых общество изолирует. И мы знаем случаи, когда, освободившись из заключения, люди меняют свою жизнь настолько, что становятся примером для других. Сила Божия простирается на всех, ибо, по Его слову, дождь проливается и на праведных, и на грешных, и солнце сияет и над

302

 

 

праведными, и над грешными (см.: Мф. 5, 45). Сила угодников Божиих в том, что они помогают грешным людям увидеть милость и любовь Божию, которую мы с вами часто не способны дать. Мы можем рассуждать о любви, а когда нужны усилия, то появляется огромное количество отговорок, в том числе и таких: а достоин ли этот человек вообще, чтобы с ним разговаривать или ему помогать, не говоря уже о том, чтобы разделить с ним его скорбь?

Потому и был так востребован людьми подвиг святой блаженной Матроны Московской, что он отображал в себе служение Спасителя. Потому и сегодня так востребована людьми святая Матрона Московская, что и ныне не так много праведников, но много грешников, которые приходят к ней, просят ее молитвы — и получают просимое. Великая угодница Божия передает молитвы Тому, Кто Сам прощал грешников и исцелял их недуги. В этом причина святости блаженной Матроны, в этом источник ее чудодейственной силы.

И, наверное, самый главный урок, который каждый из нас может вынести из жития блаженной Матроны, состоит в следующем: мы также должны быть способными прощать грешников и не осуждать людей, мы должны быть способными делать добро не только тем, кто нам его делает, не только тем, кто выглядит праведником, но и тем, кто таковым не является. Это и есть исполнение заповедей Христовых о любви к ближнему, через которую познается Сам Бог и через которую человек входит в Божественную жизнь, не прерывающуюся с жизнью земной, но простирающуюся в вечность.

Чудо святой Матроны, которая источает особую благодатную силу в центре огромного мегаполиса, современного города со всем его смешением добра и зла, со всем тем, что нередко предрасполагает человека к совершению греха, — это Божие чудо как факел веры горит в Покровском монастыре, освещая путь людям и являясь великим вызовом для тех, кто

303

 

 

не верит и кто не признает Божьего присутствия в человеческой жизни. Но на основании опыта, имеющегося в этой святой обители, наш ответ неверующим таков: приди и виждь (Откр. 6, 7), прикоснись — и почувствуешь. Потому что благодать Божия действительно является миру и первопрестольному граду нашему через цельбоносные мощи святой Матроны Московской, в сердце своем стяжавшей любовь к людям исполнением Божественных заповедей, терпением и духовной, молитвенной силой.

По молитвам святой Матронушки Московской в Покровской обители совершились великие чудеса: не только был возрожден во всем своем благолепии старинный монастырь, но, что самое главное, — он стал святым местом Москвы, всей России и всего православного мира. Ежедневно туда стекаются тысячи паломников, что свидетельствует о великой вере людей и о том, что по своим молитвам они получают просимое. Не может человек приходить туда, где не чувствует ответа, где не чувствует помощи, если он ее просит. И это множество паломников является в нашем современном обезбоженном мире ярким свидетельством живой веры.

Пусть же те, кто еще не имеет этой веры в сердце, задумаются, проходя мимо Покровского монастыря и видя бесконечную вереницу людей, идущих к Матронушке: это не предрассудки, не заблуждения, но яркий пример живого религиозного опыта. Именно наш собственный опыт соприкосновения с Богом, со святыми является величайшим основанием нашей веры; а вера призвана изменять нашу жизнь.

И да поможет Господь всем прибегающим к святой Матроне, взывающим к ее содействию в решении жизненных проблем, одновременно наполнять свой ум и свое сердце силой ее примера, пониманием того, что означает для человека несение креста, который Бог на него возлагает! Пусть пример блаженной Матроны вдохновляет всех нас на праведную жизнь,

304

 

 

помогает бороться с опасными стереотипами современной псевдокультуры, которая навязывает нам иной образ жизни, которая предлагает опираться исключительно на человеческую силу и использовать все свое время на то, чтобы наращивать эту силу. Пусть пример праведной Матроны поможет нам отделять истину от лжи, путь спасения от пути погибели, подлинную силу от ложной силы человеческой, которая, по сути, является той слабостью, что никогда не привлекает силы Божией.

Если мы хотим получить помощь через молитву у мощей святой блаженной Матроны Московской, станем подражать ей и в страданиях, чтобы и на нашу немощь излилась Божественная благодать по ее молитвам. Ни ропот, ни слабость, ни сомнение, ни озлобление не должны сопутствовать нам в несении наших жизненных испытаний, но благодарность Богу за все, что Он посылает нам. И мы должны испрашивать у Него помощи в том, чтобы несение креста, Им ниспосланного, даровало нам победу над стесняющими нас жизненными обстоятельствами, победу над своей греховностью, победу, открывающую дверь жизни вечной.

305


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.