Поиск авторов по алфавиту

Автор:Сергий (Страгородский), патриарх

Сергий (Страгородский), патр. Памятная записка о нуждах Православной Патриаршей Церкви

 

Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.

 

 

ПАМЯТНАЯ ЗАПИСКА О НУЖДАХ
ПРАВОСЛАВНОЙ ПАТРИАРШЕЙ ЦЕРКВИ

Декларация 1927 г. митр. Сергия широко известна. Ей придается значение, которого она на самом деле не имела. За легализацией Церкви последовала ее ликвидация. Заместитель местоблюстителя, обманутый в своих м. б. и наивных ожиданиях, не переставал бороться за Церковь. В феврале 1930 г. он подал записку на имя П. Е. Смидовича, одного из правительственных вершителей судеб Церкви, перечисляющую бесконечные и бесчеловечные нарушения законодательства о свободе совести.

В каком-то смысле этот жалобный список можно рассматривать как своеобразную «антидекларацию» митр. Сергия. Она была, как будто, впервые (?) напечатана по-английски в книге П. Ф. Андерсона «The Soviet power and the religion» (London, 1945), откуда мы ее перепечатали в нашей книге «Les Chrétiens en URSS» (Париж, 1963). Насколько нам известно, по-русски этот документ распространения не имел.

Н. С.

 

 

«...1. Страховое обложение церквей, особенно в сельских местностях, иногда достигает таких размеров, что лишает общину возможности пользоваться церковным зданием. Необходимо снизить как оценку церковных зданий (отнюдь не приравнивая ее к зданиям доходным), так и самый тариф страхового обложения.

2. Сбор авторского гонорара в пользу Драмсоюза необходимо поставить в строгие законные рамки, т. е. чтобы сбор производился только за исполнение в церкви тех музыкальных произведений, которые или национализованы, или же по авторскому праву принадлежат какому-либо лицу, а не вообще за пение в церкви чего бы то ни было при богослужении, в частности, чтобы исполнение служителями культа своих богослужебных обязанностей не рассматривалось как исполнение артистами музыкальных произведений, и потому церкви не привлекались бы к уплате 5% сбора, со всего дохода, получаемого духовенством храма, т. е. и дохода от треб, совершаемых даже вне храма.

251

 

 

3. Необходимо прекратить взимание сбора за страхование певчих, отмененного в июне 1929 г. и взимаемого с церквей за пропущенные годы (иногда с 1922 г.) по день отмены, причем вместе с пеней сбор иногда достигает очень значительных сумм (напр., 4 000 руб. с лишком).

4. Необходимо отменить обложение церквей различными сельскохозяйственными и другими продуктами (напр., зерновым или печеным хлебом, шерстью и пр.), а также специально хозяйственными сборами, напр., на тракторизацию, индустриализацию, на покупку облигаций госзаймов и пр. — в принудительном порядке. За неимением у церквей хозяйства, налог естественно падает на членов религиозной общины, является, т. о., как бы особым налогом на веру, сверх других налогов, уплачиваемых верующим наравне с прочими гражданами.

5. Необходимо распоряжение НКФ от 23.12.1929/5 января с. г. за № 195 о наложении штрафов, ареста и пр. на имущество членов общины и на прихсоветы за неуплату налогов на церковь распространить и на страховой налог, авторский и пр.

6. Необходимо разъяснить, чтобы члены приходсоветов, церковные старосты и сторожа и др. лица, обслуживающие местный храм, не приравнивались за это к кулакам и не облагались усиленными налогами.

7. Необходимо разъяснить, чтобы представители прокуратуры на местах, в случае обращения к ним Православных общин или духовенства с жалобами, не отказывали им в защите их законных прав, при нарушении местными органами власти или какими-либо организациями.

8. Необходимо признать за правило, чтобы при закрытии церквей решающим считалось не желание неверующей части населения, а наличие верующих, желающих и могущих пользоваться данным зданием, чтобы Православный храм, по ликвидации одной общины, мог быть передан только Православной же общине, если в наличии есть достаточное количество желающих и могущих образовать такую общину, и чтобы по упразднении храма (от каких бы причин оно не зависело) членам

252

 

 

Православной общины предоставлено было право приглашать своего священника для исполнения всех их семейных треб у себя на дому.

9. Необходимо сделать разъяснение, касательно вступления в силу постановления СНК от 26.03/8 апреля 1929 г., о религиозных объединениях, а равно и относящейся к этому постановлению инструкции от 18.09/1 октября 1929 г. и дополнительных распоряжений, так как иногда местные власти не принимают от общины заявлений о регистрации, и даже запрещают делать какие-либо подготовительные шаги к регистрации, между тем, в законе ясно указан предельный срок 18.04/1-е мая 1930 г., до истечения которого обязаны зарегистрироваться все общины, желающие продолжать свое существование.

10. Пожелания духовенства: чтобы служители культа, как не пользующиеся при извлечении дохода наемным трудом, приравнены были по-прежнему к лицам свободных профессий, а не к нетрудовому элементу, тем более не к кулакам.

11. Чтобы, при обложении подоходным налогом, сумма дохода не назначалась произвольно, иногда вне всяких возможностей (напр., в Ижевске, на епископа Синезия Зарубина наложено 10 300 руб. и потом еще 7 000 руб. с сотнями, в качестве аванса на будущий год), и чтобы обложение было приравнено к лицам свободных профессий.

12. Чтобы в отношении служителей культа, как элемента не кулацкого, дана была сельским властям ясная инструкция, устанавливающая некоторые границы, касательно сроков и размеров местных налогов и порядка самообложения.

13. Чтобы служители культа, не занимающиеся сельским хозяйством, скотоводством, охотой и пр., не облагались продуктами упомянутых занятий (зерновым или печеным хлебом, шерстью, маслом или дичью и пр.), причем иногда в экстренном порядке («в двадцать четыре часа»),

14. Чтобы, при описи имущества за неуплату налогов, оставлялся законный минимум обстановки, одежды, обуви и пр.

253

 

 

15. Чтобы при назначении трудовой повинности принимались во внимание как сообразный со здравым разумом размер налагаемой повинности (напр., на священника с. Люк, Вот. Обл., наложено срубить, распилить и расколоть 200 кубов дров), так и возраст и состояние здоровья подвергаемых повинности.

16. Чтобы служители культа не лишались права иметь квартиру в пределах своего прихода и около храма в сельских местностях, хотя бы и в селениях, перешедших на колхоз, и чтобы лица, предоставляющие служителям культа такую квартиру, не облагались за это налогами в усиленной степени.

17. Чтобы детям духовенства разрешено было учиться в школах первой и второй ступени и чтобы те из них, кто с осени 1929 г. уже был зачислен в состав ВУЗ'а, не изгонялись за одно свое происхождение, а изгнанным предоставлено было право закончить свое образование.

18. Желательно, чтобы певчие-любители, профессионалы, состоящие в союзе РАБИС и других профессиональных союзах и для постороннего заработка участвующие в церковных хорах, за это участие не исключались из РАБИС и других союзов.

19. Летом 1929 г. возбуждалось ходатайство об открытии в Ленинграде Высших Богословских курсов Православной Патриаршей Церкви. Весьма желательно получить удовлетворение этого ходатайства, хотя бы в целях уравнения нашего церковного течения с обновленческим, у которого есть Академия.

20. Давно чувствуется потребность иметь в Патриархии какое-либо периодическое издание, хотя бы в виде ежемесячного бюллетеня для печатания распоряжений, постановлений, посланий и пр. центральной церковной власти, имеющих общецерковный интерес.

21. В виду газетных статей о необходимости пересмотра конституции СССР в смысле совершенного запрещения религиозной пропаганды и дальнейших ограничений церковной деятельности, просим защиты и сохранения за Православной Церковью тех прав, какие предоставлены Ей действующими законоположениями СССР».

254


Страница сгенерирована за 0.57 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.