Поиск авторов по алфавиту

Вопросник

Дополнение к стр. 397.

Понятие индивидуализма возникает в связи с вопросом, чтб в социальной жизни представляет большую важность: индивидуум или общество (государство)? На этот вопрос одни отвечали, что в социальной жизни самое главное — это общество, государство, что отдельный индивидуум существует для государства; другие находили, что в социальной жизни самое главное — эго индивидуум, что общество существует для индивидуума.

Это различие между двумя взглядами можно обозначить при помощи терминов коллективизм и индивидуализм. Как пример коллективизма можно привести учение Платона. По его учению, индивидуум существует для государства. При обсуждении каких бы то ни было вопросов нужно прежде всего поставить вопрос о благе государства. Все существует для государства. Государство впереди всего. Индивидуализм утверждает, что все существует для индивидуума и ничего для общества. Государство есть ничто; ничто есть также все то, что связывает индивидуум с государством, напр., мораль, право, долг и т. п.

Против коллективизма, подавляющего индивидуальное развитие, личность и индивидуальную свободу, выступает индивидуализм в лице, напр., Штирнера (1806—1856), утверждающего, что все индивидуальные особенности могут развиваться и помимо общества, и даже, наоборот, общество является противодействием. для свободного развития индивидуальных способностей. По выражению Штирнера: «государство и я суть враги. Для меня, эгоиста, благо человеческого общества не по сердцу. Я ничего не приношу ему в жертву». (Его сочинение: Der Einzige und sein Eigenthum. 1845). Другой сторонник индивидуализма, Ницше (1844— 1900), высказывается против принципа равенства, проповедуемого современным социализмом. Идеал Ницше — со-

524

 

 

циальное неравенство. Цель социальной жизни — выработка сильной личности. Чем сильнее развивается чувство единства с людьми, тем однообразнее становятся люди. По мнению Ницше, человечество должно стремиться не к этому. «Будь не таким, как все другие!» говорит Ницше. В настоящее время каждый испытывает приятное чувство, «когда он слышит, что общество близко к тому, чтобы приспособить единичную личность к потребностям общества, и что счастье, а вместе с этим и жертва единичной личности, заключается в том, чтобы чувствовать себя полезным членом общества и орудием целого». В настоящее время требуют, чтобы наше «я» отреклось от себя». Ницше решительно высказывается против этого. Человек должен стремиться к личному усовершенствованию и этим способствовать выработке высшего типа человека, так наз. сверхчеловека. В проповеди индивидуализма заключается главная заслуга Ницше пред современной философией (Nietzsches Werke. Leipzig. Полное издание с посмертным собранием сочинений. О Ницше см.: Лихтенберже. Философия Ницше. Спб. 1901; Кн. Е. Н. Трубецкой. Философия Ницше. М. 1904; Файхингер. Ницше, как философ. М. 1903; Шестов. Добро в учении гр. Толстого и Ницше. Спб. 1900. На русск. языке начинает выходить полное собрание сочинений Ницше в издании «Московского Книгоиздательства» 1909).

525

 

 

Вопросник

Гл. I. Задача философии. Отношение философии к наукам.

В чем заключается цель философии? — Существует ли к.-н. различие между философией и наукой в отношении метода? — Как решали этот вопрос философы-идеалисты начала XIX века? — Какое различие существует между философией и наукой в отношении предмета? —  Что необходимо для построения системы философии? — Почему нельзя утверждать, что философия отличается от наук в отношении пользования гипотезами? — Какая связь существует между философией и науками? — Чем должна быть философия?

Отдел I. Теория познания, или гносеология.

Гл. II. О происхождении познания.

В чем заключается задача теории познания? — Какие две основные проблемы теории познания и какое между ними различие?—Какое различие между психологией и гносеологией в вопросе о происхождении познания? — Как определяет задачу теории познания Кант? — В чем заключается вопрос о реальности познания? — Как решали вопрос об отношении между бытием и мышлением, между вещью и мыслью древние материалисты? — Каковы недостатки этого объяснения? — Как объясняли происхождение познания сенсуалисты? — К каким выводам из основных положений своей теории приходили сенсуалисты? — Какие возражения против сенсуалистического учения приводил Платон? — Изложите учение Платона об идеях. — Как следует понимать термин «врожденные идеи»? — Какие идеи называл врожденными Декарт? Какие признаки присущи врожденным идеям по Декарту? — Почему математические построения отличаются безусловною достоверностью? — Какие возражения против учения о врожденных идеях делал Локк и в чем он был неправ? — Что такое рационализм? — Какие возражения против рационализма делал Юм? — Что думал Юм о возможности познания причинных связей в природе? — Почему Юм не признавал математику наукой о реальной действительности? — Какое различие существует, по Канту, между априорным и апостериорным познанием? — Какие суждения называет Кант аналитическими, какие синтетическими? — Какое различие существует, по мнению Канта, между

526

 

 

математикой и метафизикой? Для чего Канту нужно было это сравнение?— Как доказывает Кант априорность понятия времени? — Почему мы называем априорные понятия субъективными формами сознания? — Как доказывает Кант возможность априорных синтетических суждений в математике? — При каких условиях понятие может быть объективным? — Как следует понимать утверждение Канта, что в геометрических построениях понятие определяет предмет? — Что донимает Кант под термином «априорная интуиция»? — В чем состоит феноменализм Канта? — К каким предметам приложимы понятия пространства и времени?

Гл. Ш. Происхождение познания (априоризм, эволюционизм и другие направления).

Что называет Кант природою или опытом? — Чем отличается опыт от восприятия? — Откуда получается понятие причинности? — Какое различие между общеобязательным и субъективным познанием и чем о во обусловливается? — Как Юм относился к возможности доказать абсолютное однообразие законов природы? — Как решал Кант вопрос об однообразии законов природы? — Какое существует отношение между понятием причинности и чувственным опытом? — В каком смысле следует считать понятие причинности априорным? — Как называет Кант априорную форму причинности в отличие от априорных форм пространства и времени? — Какие имеются у нас источники дознания?— Какое различие существует между ними? — Откуда получается у нас сознание связи между объектами? — Как следует понимать отношение между связывающим понятием и связываемыми представлениями? — Благодаря чему суждение получает общеобязательный, объективный характер? — Какое различие существует между суждением и простой ассоциативной связью?

Резюмируйте учение Канта о пространственных формах и категориях.

Что понимает Кант под «вещами в себе»?·—Почему вещи в себе не могут быть познаны? — Как решает Кант вопрос о возможности априорных синтетических суждений в чистом естествознании? — Возможна ли, по мнению Канта, метафизика? — Как следует донимать утверждение Канта, что априорные понятия суть формы сознания? — Какое существует отношение между «формой» и «содержанием» сознания?

Почему нельзя отождествлять априорные понятия с врожденными? В каком смысле употребляется слово «врожденный» в психологии и в физиологии?— В чем заключались попытки привести Кантовское учение об априорности в связь с современными физиологическими учениями?— Изложите взгляды Ф. А. Ланге на этот вопрос. — Почему не следует отождествлять физиологические условия восприятия с априорными формами познания? — Почему не следует смешивать Кантовскую проблему априорности с психологической проблемой возникновения способности восприятия пространства и времени? — Изложите взгляды эмпиристов и нативистов на происхождение понятия пространства.

Какие делались возражения против учения об априорности с точки зрения эволюционной психологии? — Какое положение в споре между априоризмом и эмпиризмом jзанял Г. Спенсер? — Почему возражения эволюционистов следует считать неправильными? — Какое различие в методе исследования существует между эволюционной психологией и теорией дознания? — Почему нельзя сказать, что трансцендентальный метод опровергается эволюционным?

Гл. IV. О реальности познания (наивный реализм и гносеологический идеализм).

В чем заключается сущность проблемы реальности познания? — Как решают вопрос об отношении между бытием и мышлением реалистическая и как идеалистическая теории познания? — Что такое наивный реализм?  — Покажите несостоятельность наивного реализма, анализируя

527

 

 

отношение ощущений цвета, звука и т. д. к объективным раздражениям. — Покажите зависимость чувственных качеств от особого строения наших чувственных аппаратов Какие основания имеются у нас для признания вещей, существующих независимо от нашего сознания? — Изложите взгляды Локка на отношение между «вещью» и «мыслью». — Какие качества Локк считал первичными, какие вторичными? — Что связывает чувственные качества друг с другом? — Какой характер носит учение Локка? — Как поставил Декарт вопрос о реальности внешнего мира? — К каким выводам пришел он в результате рассмотрения этого вопроса? — Как доказывает Декарт существование вещей вне нас? — В каком отношении находятся взгляды Беркли к взглядам Локка о реальности? — Как доказывает Беркли субъективный характер протяженности и движения? — Как обосновывает Беркли то положение, но которому вещи представляют не что иное, как совокупность известных представлений? — Какие возражения делает Беркли против признания субстанции? — Каким образом объясняет Беркли тот факт, что чувственные качества связаны в одно закономерное целое? — Почему нельзя сказать, что Беркли отрицал существование вещей в общепринятом смысле слова? — Что отрицал Беркли? — Какую поправку в теорию Беркли вносит Милль? — Резюмируйте основные положения гносеологического идеализма.

Гл. V. О реальности познания (трансцендентальный идеализм и реализм, имманентная школа).

Какой характер носят, по Канту, понятия пространства, времени и причинности? — Как объяснял Кант возникновение ощущений? — Почему мир «вещей в себе» Кант называет трансцендентным? — В чем заключается его отличие от чувственного мира? — Какое противоречие заключает Кантовское учение о «вещах в себе»? — В каком направлении желал Фихте перестроить теорию познания Канта? — Какой выход из противоречий, содержащих в Кантовской теории познания, предлагают кантианцы, признающие реальное существование «вещей в себе»? — Какое толкование «вещей в себе» дают представители современного трансцендентального идеализма?

Изложите взгляды Гартмана.— Как формулируется основное положение имманентной школы? — К каким трудностям приводит признание пространственного различия между миром внешним и миром внутренним? — При каком допущении эти трудности устраняются? — Какой вопрос ставит Шуппе, рассматривая вопрос об отношении между бытием и мышлением? —  Возможно ли «чистое» мышление?  — Какое отношение существует между мышлением и его содержанием, между субъектом и объектом? —  Каким образом создается противоположность между объективным и субъективным? — Почему противоположение субъективного и объективного, внутреннего и внешнего совершенно неправильно? — Каким образом доказывает Шуппе несостоятельность понятия «вещи в себе»? — В каком отношении находится имманентная философия к наивному реализму? — Как смотрят сторонники имманентной философии на реальность существования цветов, звуков и т. д.? — Как относятся представители имманентной философии к допущению атомов, не обладающих никакими чувственными свойствами?—Что такое родовое сознание? — Какое отношение существует между индивидуальным и родовым сознанием? В чем состоит гносеологический солипсизм и чем он отличается от метафизического? Какое отношение между учением Шуппе и Беркли о реальности?

Гл. VI. Реальность познания (эмпириокритицизм, критический реализм).

Каким методом пользуется Авенариус в своей теории познания? — В чем заключается сущность этого метода? — Какие недостатки находит Авенариус в понятии причинности? — Почему Авенариус считает необ-

528

 

 

ходимым «очистить» науку от таких понятий, как душа, «вещь в себе», сознание и проч.? Каким образом можно устранить из науки все противоречащее методу чистого описания? — Каково содержание первоначального познания? — В каком отношении находится научное познание к донаучному? — Что хотел выразить Авенариус термином «эмпириокритицизм»? — В чем заключается задача теории познания Авенариуса»? Что понимает Авенариус под термином «высказывание»?  — Почему Авенариус избегает понятия «психический»? — Какое отношение существут между Е- и R-значениями»?— Что понимает Авенариус под «системой С»?—Что называет Авенариус максимумом жизнесохранения? — Что называет Авенариус биомеханическим основным законом? — Как относится Авенариус к признанию существования «вещей в себе»? — Какое различие устанавливает Авенариус между «вещью» и «мыслью»?— Каким образом можем мы придти к чистому опыту? — Какой вопрос ставит Авенариус в своей книге «Человеческое миропонимание»? — Каким образом объясняет Авенариус возникновение понятий внешнего и внутреннего мира? — Что называет Авенариус интроекцией? — Что называет Авенариус эмпириокритической принципиальной координацией? — Какое отношение между вещью и мыслью существует с точки зрения принципиальной эмпириокритической координации? — Какое место занимает Авенариус в учении о реальности?

Почему допущение объективности чувственных качеств, принимаемое имманентной философией, неправильно? — В чем заключается ошибка трансцендентальных идеалистов?

Что такое критический реализм?

Отдел II. Онтологическая проблема.

Гл. VII. Философские учения о материи (атомизм, динамизм и т. д.).

В чем заключается онтологическая проблема? — Какие существуют два основных учения о материи? — Что такое атом? — Изложите учение Демокрита. — Какие возражения приводит Аристотель против неделимости атомов? — Почему Аристотель считал допущение пустого пространства излишним для объяснения движения? — Из каких элементов складываются, но Аристотелю, все вещества? — Какое учение о материи защищают философы XVII века, Гассенди и Бойль? — В чем заключается учение Декарта о материи? — Какое отношение существует, по мнению Декарта, между пространством и материей? — Как объясняет Декарт движение? — Из чего состоят все вещи по учению Лейбница? — Каковы основные свойства монады? — Каким образом из отдельных непротяженных монад создается протяженное тело? — Какое различие между учениями Декарта и Лейбница о сущности материи? — Изложите учение Канта о сущности материи. — Каким образом создается, но Канту, пространственно-ограниченное тело из монад? — Изложите учение Босковича об атомах. — В каком отношении открытый Дальтоном «закон кратных отношений» является подтверждением атомистической гипотезы? — Какие взгляды на сущность атома существуют в наше время? — Как смотрел на этот вопрос Лотце? — В чем состоит учение Томсона о материи? — Изложите взгляды сторонников динамического атомизма? — Что такое центр сил (дидамида, первоатом)? — Что представляют, но Гартману, эти физические центры по существу? — Докажите субъективный характер свойств материи. — Как смотрят на атом представители современного естествознания? — Что представляет, до Оствальду, материя? — Что следует понимать под энергией? — Как обосновывает свое учение о материи Оствальд? — Что представляют, по Оствальду, атомы?

Гл. VIII. Материализм (изложение и критика)

Изложите учение Демокрита. — Чем отличаются атомы, входящие в состав души, от атомов, входящих в состав тела? — Как объясняли

529

 

 

древние материалисты процесс восприятий? — Что представляет, по Ламеттри, мышление? — Какое дополнение в учение Ламеттри внес Гольбах? — Какое отношение между мозгом и мышлением пытался установить Кабанис? — Изложите учение Молешотта. — К какому положению относительно сущности мышления приходит Фохт? — Изложите взгляды Бюхнера. — Приведите пять основных формул материализма. — Какое различие существует между физическим и психическим? — Почему нельзя сказать, что мысль есть движение вещества? — В чем заключается ошибочность формулы: мысль есть свойство материи? — Что обозначают в действительности понятия «свойство», «способность», «сила»? — Почему нельзя утверждать, что мысль есть функция мозга? — рассмотрите утверждение, по которому мысль есть продукт движения материальных частиц? — В чем материализм и противоречит закону сохранения энергии? — Почему материалисты не могут опираться на положение, что в мировом развитии появление материи предшествует появлению духа? — В чем заключается гносеологический аргумент?

Гл. IX. Учение о тождестве.

Какие две субстанции принимал Декарт? — Какие основные свойства принадлежат, но мнению Декарта, этим субстанциям? — Какое отношение существует между материальной и духовной субстанцией? — К каким трудностям приводило учение Декарта о субстанциях? — К какому выходу из этих трудностей прибегли окказионалисты? — Изложите учение Лейбница о предустановленной гармонии. — Как объяснял Спиноза соответствие психического и физического? — Изложите учение Спинозы о субстанции и ее атрибутах. — В каком отношении находится человеческий дух к человеческому телу? Какое отношение существует между предметом и представлением этого предмета? — Как следует понимать утверждение Спинозы, что порядок и связь идей та же самая, что порядок и связь вещей? — Изложите учение Фехнера о тождестве психического я физического. — Почему психическое и физическое, будучи тождественными, кажутся нам различными? — К каким двум образным сравнениям прибегает Фехнер для иллюстрации своей мысли? — Признавал ли Фехнер что-нибудь третье (субстанцию), лежащее в основе как физического, так и психического? — Как обосновывают психофизический монизм современные сторонники этого учения? — Как можно обозначить, по их мнению, взаимное отношение между физическими и психическими процессами? — Как следует понимать выражение, что психические и физические процессы совершаются параллельно друг другу? — Иллюстрируйте к.-н. примером утверждение параллелистов, что психическое получается только из психического. — Как объясняют современные параллелисты тождество психических и мозговых процессов, раз эти процессы коренным образом отличаются друг от друга? — Как доказывает Вундт тождество предметов внешнего и предметов внутреннего опыта? — Какое различие существует, по мнению Вундта, между предметом психологии и предметом естествознания? — Какие существуют типы психофизического параллелизма? — В чем состоит учение эмпирического параллелизма. — Как смотрят на отношение между психическим и физическим представители материалистического параллелизма? — Что такое реалистический параллелизм. — Изложите взгляды сторонников идеалистического параллелизма. — Как смотрят на реальность психических и физических процессов Паульсен д Вундт? — Как доказывает параллелизм психических и физических процессов Эббингаус? — Как относятся сторонники параллелизма к вопросу о всеобщей одушевленности?— Какие доводы в пользу всеобщей одушевленности приводит Паульсен? — Изложите вкратце ход рассуждения представителей психофизического монизма.

530

 

 

Гл. X. Критика учении о тождестве.

В каком отношении параллелизм расходится с общепринятыми взглядами на взаимоотношение психических и физических явлений? — Какие основные возражения делаются в настоящее время против психофизического параллелизма? — Почему тождество психического и физического не может быть доказано? — Какие два вида параллелизма следует различать в вопросе о соответствии психических и физических процессов? — Каким образом сторонники параллелизма стараются доказать это соответствие? — Какие параллели между деятельностью сознания и деятельностью нервной системы проводит Геффдинг? — Какия возражения против этих параллелей делает Ремке? — Что является в законе сохранения энергии безусловно доказанным и что носит гипотетический характер? — Почему нельзя считать эмпирически доказанным постоянство энергии? — В чем заключаются попытки доказать несостоятельность закона сохранения энергии по отношению к органическому миру? — Почему нельзя признать удачною попытку доказать, что душа, вмешиваясь в деятельность тела, изменяет только направление движения? — Изложите доводы Сен-Венана, Буссинеска в пользу возможности действия души на тело.—Изложите взгляды сторонников учения о психической энергии, как об одной из форм энергии вообще. — Почему это учение является неприемлемым? — Каким образом можно вывести причинную связь между психическими и физическими из логического анализа понятий причины и действия? — Рассмотрите, чем порождается волевое действие? — Чем обусловливается процесс ощущения?, — Чем отличается приведенное толкование взаимоотношения между душевными и физическими процессами от параллелизма?

Гл. XI. Спиритуализм.

Что такое спиритуализм? — Как смотрел на душу первобытный человек? — Изложите взгляды Платона на сущность души. — Как смотрел на душу Аристотель? — В каком отношении находится, по его учению, душа к телу? — Какие виды души различал Аристотель? — В каком отношении к телу человека находится разумная душа? — Изложите учение Декарта о душе.—Изложите учение Лейбница о монадах.— Что представляет собою, по Лейбницу, душа?—Изложите взгляды Гербарта.— Изложите современное спиритуалистическое учение о душе. — В каком отношении находятся, согласно этому учению, духовные состояния к душе? — Каким образом доказывается существование особой духовной субстанции? — Что такое тождество сознания? — Что такое единство сознания? — Какие возражения против духовной субстанции приводил Юм? — Что представляет, но Юму, наше сознание, наше «я»? — Что такое раздвоение личности?—На чем основываются современные сторонники тождества личности? — Почему нельзя сравнивать единство сознания с единством организма? — рассмотрите сравнение Эббингауса. — Чем отличаются друг от друга учение о субстанциальности и учение об актуальности души? — Каким образом возражает Вундт против применения понятия субстанции к духовным явлениям? — Какие возражения приводит Паульсен против духовной субстанции? — Почему при объяснении духовных явлений мы не можем обойтись без признания духовной субстанции? — Как следует понимать субстанцию? — Существует ли что-нибудь постоянное в смене духовных явлений?

Отдел Ш. Космологическая проблема.

Гл. ХI. О причинности и целесообразности.

В чем заключается космологическая проблема и в каком отношении находится она к проблеме онтологической? — Какие ответы можно

531

 

 

дать на вопрос: что связывает отдельные части мира в одно целое? - Изложите, в чем заключается сущность механического и в чем сущность телеологического объяснения природы. — Изложите учение Демокрита. — Что навивает Аристотель случайностью? — Как объяснял порядок мироздания Анаксагор? — Изложите взгляды Платона на целесообразность мира. — Что называл Аристотель целевой причиной? — В чем целевая причина отличается от действующей? — Какое отношение существует, но Аристотелю, между идеей целого и идеей частей? —Чем определяется развитие вселенной по Аристотелю? — Какие причины должна исследовать, по мнению Бэкона, наука? — Какими началами при объяснении явлений природы можно пользоваться, по мнению Декарта? — Как относился к телеологии Спиноза? — Каким образом пытался Лейбниц примирить телеологический взгляд на природу с механическим? —Какое отношение существует, по Лейбницу, между душой и телом? — Каким образом должны быть объясняемы телесные процессы живого существа? — Чем объясняется гармоническое устройство вселенной и деятельности отдельных монад? — Каким должно быть, по мнению Канта, естествознание? — Как относится Кант к применению понятия цели в естествознании? — В каких случаях Кант признает законность телеологического рассмотрения природы? — В каком смысле можно утверждать, что человек является конечной целью природы? — Чем является для Канта понятие целесообразности природы? — Может ли быть доказана целесообразность природы? — Какие два вопроса следует различать в вопросе о целесообразности? — Какие основания существуют для телеологического рассмотрения природы?

Гл. XIII. О причинности и целесообразности.

Какие возражения против учения, видящего в действиях природы разумную целесообразность, приводят Паульсен, Ланге, Дарвин? — Как объясняют целесообразное устройство организмов сторонники механического и как сторонники телеологического миросозерцания? — Почему мы не можем удовлетвориться механическим объяснением целесообразного устройства вселенной? — Как можно понимать возникновение целесообразности? — Что такое трансцендентная и что такое имманентная целесообразность? — В каком логическом отношении находится точка зрения причинности к точке зрения целесообразности? — В каких случаях телеологическое рассмотрение является необходимым? — Изложите основные положения витализма. — Что такое неовитализм и в каком отношении находится это учение к механическому и виталистическому толкованию жизненных явлений? — В каком отношении теория Дарвина является подтверждением правильности телеологического толкования? — Что такое имманентная целесообразность? — Что называет Паульсен целестремительностью? — Какие основания имеются для телеологического понимания мира в целом? — Как следует понимать положение, по которому мир является воплощением мысли? — Какое различие существует между антропоморфическим теизмом и пантеизмом? — Как объясняют Лотце и Паульсен единство мира?

Отдел IV. Основные типы философских построений.

Гл. XIV. Позитивизм (Ог. Конт).

Что такое позитивизм? — Какую цель должна преследовать, по мнению Конта, философия? — Какие три стадии проходит человеческое познание в своем развитии? — Изложите основные черты каждой из этих стадий. — От чего зависит умственная анархия современного общества?—В чем заключается цель Контовской классификации наук? — Какие признаки кладет Конт в основу своей классификации? — В каком порядке изложены науки

532

 

 

у Конта? — «В каком порядке следует изучать науки? — Почему следует сначала изучать точные науки? — На какие две части делит Конт социологию? — Какое различие существует между первым и вторым периодом философской деятельности Конта? — Что должно быть, по мнению Конта, предметом религия? — Что кладет Конт в основу своей моральной теории? — В чем заключаются заслуги Конта перед философией и наукой? — В чем заключается главный недостаток системы Конта?

Гл. XV. Агностицизм (Герберт Спенсер).

Какое отношение существует, по мнению Спенсера, между философией и религией? — В чем они сходятся? — Как относится Спенсер к учениям о происхождении мира? — Как смотрит Спенсер на вопрос о первой причине мира? — Как доказывает Спенсер непостижимость основных понятий (пространства, времени, материи, души)? — Что, по Спенсеру, лежит в основе мира? — Как доказывает Спенсер непознаваемость абсолюта? — Как Спенсер доказывает существование абсолюта? — На чем основывается религия? — Что составляет предмет философия и науки? — Как определяет Спенсер философию? — На какие две части делится предмет философии? — Какому закону подчиняются, по мнению Спенсера, все явления мировой жизни? — В каком отношении к развитию стоит интеграция? — Приведите определение эволюции у Спенсера. — Почему Спенсера нельзя считать позитивистом в собственном смысле слова? — Почему Спенсер называется агностиком? — К какому типу метафизических построений следует отнести систему Спенсера?

Гл. XVI. Неокантианство (Ф. А. Ланге).

К каким выводам пришел Кант относительно возможности метафизики? — Как смотрит Риль на задачу философии? — Каким образом приводит Ланге учение Канта в связь с современными физиологическими учениями?—Что представляет собою, по мнению Ланге, вещь в себе? — Какие положительные стороны видит Ланге в материализме?— В каком смысле Ланге признает материализм? — Как опровергает Ланге то утверждение материализма, согласно которому все существующее состоит из материальных атомов? — Почему Ланге считает материализм незаконченным мировоззрением? — На какой путь при построении «системы мира» указывает Ланге? — Что называет Ланге творческим синтезом? — Какое отношение устанавливает Ланге между теоретическим познанием и эстетическим построением? — Что такое метафизика, по мнению Ланге? — Какое значение имеют ее идеалы? — Изложите взгляды Ланге на пессимизм и оптимизм. — Как обосновывает Ланге этику? — Какое значение имеет, по мнению Ланге, религия? — Что составляет основу всякой религии? — Какое значение имеют религиозные догмы? — Какое значение имеет философия Ланге в истории современной мысли?

Гл. XVII. Метафизика (Эд. Гартман).

Как относится Гартман при построении своей философии к научным данным? — Почему Гартман не считал возможным признать разум основным принципом мировой жизни? — Почему он не мог признать таким принципом волю? — Что лежит, по Гартману, в основе мира? — Что представляет собою, по Гартману, наш субъективный мир? — Что представляет собою атом? — В чем заключается общая черта всех явлений мировой жизни? — Как объясняет Гартман инстинктивные действия животвых? — Как объясняет Гартман целесообразность процессов, совершающихся в организме? — Какой характер носит, по Гартману, творчество мыслителя? — Какое творчество художника? — Что обнаруживает в чувстве любви? — Как созидается язык? — Чем обусловли-

533

 

 

вается история народов? — Как понять, что все процессы, происходящие в мире, имеют своею причиной бессознательное? — Как объясняет Гартман творение мира? — Как объясняет Гартман причину несовершенства мира? — Почему Гартман думает, что нужно отдать предпочтение небытию пред бытием? —  Каким образом можно привести мир в состояние небытия? — Какие стадии пережило человечество в своем стремлении к счастью? Каким образом может быть достигнуто уничтожение воли к жизни?—В каком смысле можно считать Гартмана пессимистом? — Какие три стадии проходит, по мнению Гартмана, абсолют? — Каким образом может быть достигнута третья стадия?

Гл. XVII. Индуктивная метафизика (В. Вундт).

На что должна опираться, по мнению Вундта, научная философия при построении «системы мира»? — В чем заключается, по мнению Вѵпдта. задача философии?— Что лежит, по Вундту, в основе мира?— Какое различие существует между Вундтом и Шопепгауэром? — О каких двух сторон представляется нам реальная действительность? — В каком отношении к духовной жизни стоит материальный атом? — Какие затруднения устраняются при условии признания, что атомы обладают психической жизнью? — Что представляет собою человеческое сознание? — Что представляют собою конечные элементы сознания? — В чем видит Вундт сущность души? — Почему Вундт относится отрицательно к признанию духовной субстанции? — По какому типу следует мыслить психические процессы? — Что составляет сущность нашей духовной жизни? — Что такое мир, по мнению Вундта? — Как следует понять утверждение Вундта, что природа есть самораскрытие духа? — Какой характер носит, но мнению Вундта, развитие природы? — Какое различие устанавливает Вундт между отдельными волевыми единицами? — Как смотрит Вундт на коллективную душу? — Как доказывает он реальность коллективной души? — В чем видит Вундт цель жизни? — Что является, но мнению Вундта, благом? — В чем заключается нравственная жизнь? — Какое значение имеет созидание высших духовных благ для мировой жизни? — Какую основу мира считает необходимым допустить Вундт? — К какому типу следует отнести учение Вундта об отношении Бога к миру? — Как следует смотреть на реальность идеи Бога? Как относится Вундт к идее бессмертия? — Какое место должны занять в нашем миросозерцании идеи Бога и бессмертия? — В чем заключается заслуга Вундта пред философией?

Отдел V. Этика.

Гл. XIX. Задача этики.

Какие вопросы рассматривает практическая этика? — В чем заключается задача теоретической этики? — Что такое высшее благо? — Что такое критерий нравственной деятельности? — Что следует понимать под выражением: санкция моральных принципов? — Что такое этический скептицизм (аморализм) и кто его главные представители? — Почему этический скептизм неправ? — В чем заключается сущность этики как науки? — Какое различие существует между науками объяснительными и науками нормативными? — Каким образом созидаются этические идеалы? — Какие два метода существуют в науке? — Каким методом пользуется этика?—В каком отношении стоит моральная философия к инстинктивной этической деятельности? — Какой путь ведет, по мнению Вундта, к построению моральной системы? — Какие возражения могут быть сделаны против эмпирической этики? — Какое практическое значение имеет научная этика? — Почему нельзя заменить этические нормы юридическими? — Как должны быть обоснованы социальные идеалы? — В чем заключается метафизическое обоснование этики? — Как обосновывает этику Гартман? — Как обосновывает этику Гюйо?

534

 

 

Гл. XX. Утилитаризм.

Что такое утилитаризм? — Изложите взгляды Аристиппа, Анникерида, Эпикура. — Какой принцип кладет Бентам в основание своей моральной системы? — Что должны мы принимать во внимание при оценке наших действий? — Что понимает Бентам по и принципом полезности? — Каким образом считает возможным Бентам измерять удовольствия и страдания? — Какие семь признаков удовольствия и страдания устанавливает Бентам? — Как объясняет Бентам действия в интересах других? — Как смотрит Бейтам на самопожертвование? — Как определяет утилитаризм Милль? — Изложите взгляды Милля на самопожертвование. — Какой критерий утилитарной морали устанавливает Милль? — Как объясняет Милль тот Факт, что добродетель может быть желаема совершенно бескорыстно? — Как объясняет Милль возможность перехода от личного к общему? — В чем Милль расходится и в чем он согласен с Бентамом?

Гл. XXI. Критика утилитаризма.

Почему нельзя согласиться с Бентамом, что удовольствия и страдания могут быть более пли менее точно рассчитаны? — Можно ли утверждать, что, выбирая между тем или другим действием, мы измеряем удовольствия и страдания?—Почему нельзя вычислять количества удовольствий? — Почему нельзя утверждать, будто правильное распределение количества удовольствий возможно на основании простого вычисления? — Изложите тот аргумент, посредством которого утилитаристы пытаются вывести стремление к общему счастью из стремления к личному счастью.—В чем заключается недостаточность этого аргумента? — Имеют ли право утилитаристы доказывать абсолютную ценность счастья тем, что люди фактически так оценивают его? — Что ставят живые существа целью своей деятельности? — Что составляет характерную черту волевого действия? — Что называется мотивом? — Какие моменты различаются в волевом действии? — Почему неправильно положение утилитаристов, что целью всякого действия является удовольствие? — Приведите примеры. — В каком отношении находятся чувства людей к удовлетворению их влечений? — Какая связь существует между представлением действия, долженствующего совершиться, я представлением удовольствия? — Почему нельзя утверждать что принцип утилитаризма всегда применяется нами в жизни? — Руководствуемся ли мы в нашей оценке действий количеством удовольствий, которые они приносят, или чем-нибудь другим? — Какую роль играют страдания в нашей душевной жизни?

Гл. XXII. Эволюционная этика.

Какую роль отводит Г. Спенсер в своей системе этике? — В чем видит Г. Спенсер отличие своей этики от этики утилитаристов? — Что составляет предмет моральной философии, по Спенсеру? — В чем заключается задача моралиста? — Как определяет Спенсер жизнь? — Что называет Спенсер поведением? — Какое поведение Спенсер называет хорошим, какое дурным? — Какие признаки дает Спенсер для определения степени развития организма? - Какое различие существует между психической деятельностью первобытного человека и человека культурного?— Что называет Спенсер суммой жизни? — В чем заключается объективный критерий для определения лучшей жизни? — Какое различие существует между физической жизнью и моральной? — Когда, по мнению Спенсера, осуществляется высшая нравственность? — На какие три группы делит Спенсер наши чувства? — Какие условия способствуют развитию альтруистического чувства? — Какое отличие существует между культурным состоянием общества и степенью развития эгоистических и альтруистиче-

536

 

 

ских чувств? —В каком направлении идет развитие человеческой жизни? — В чем основное отличие эволюционной этики от этики утилитаристов? — В чем заключается главный недостаток этики Спенсера? — В чем заключаются заслуги Спенсера в этике? — Почему нельзя при знать основательным ни чистый эгоизм, ни чистый альтруизм?

Гл. XXIII. Мораль долга (Кант).

Какое отношение устанавливает Кант между познанием и волею? — Проанализируйте понятие причинности и выясните содержание понятий: всеобщность и необходимость. — Каким образом создается, по Канту, закономерность в области волевой деятельности? — Какой характер должен носить, по мнению Канта, критерий нравственности? — Как формулирует Кант свой основной закон? — Как он его называет? — Что такое гипотетический императив и в чем он отличается от категорического?— Каково происхождение категорического императива?—В чем заключается, по Канту, конечная цель нашей жизни?—Что такое добрая воля?—В каком случае поступок может считаться истинно нравственным?—Что называет Кант уважением к нравственному закону?—Чему подчиняется воля, действующая нравственно?—Что называет Кант причинностью из свободы?—Как примиряет Кант свободу воли с законом причинности?—Что понимает Кант под выражениями человек-ноумен и человек-феномен?—Какие два характера предполагает Кант в человеке и в каком отношении находятся они, по с го мнению, друг к другу?— Почему наличность нравственного закона возвышает человека?—Какое различие устанавливает Кант между вещами и лицами?—Что значит, что человеческая личность есть абсолютная самоцель?—Каким образом расширил Кант свою формулу нравственного закона?—Как доказывает Кант равенство всех разумных существ?—В чем отличие Кантовского доказательства свободы воли от прежних доказательств? На что опирается Кантовское признание свободы воли?—Что называет Кант высшим благом или блаженством?—Как выводить Кант постулат бессмертия?—Как доказывает Кант существование Бога?—Почему нельзя сказать, что между признанием сверхчувственного мира у Канта и утверждением невозможности его теоретического познания есть противоречие?— В чем заключается главная заслуга Кантовской этики пред современной философией?—Резюмируйте, каким образом Кант примиряет веру с званием?—В каком отношении находится Кант к интеллектуализму XVIII века?

Гл. XXIV. Идеалистическая этика.

В чем заключается основная черта идеалистической этики? — Как смотрит на целесообразность Паульсен?—Что такое телеологический энергизм?—В чем заключается задача человеческой жизни, но мнению Паульсена?—Как решает этот вопрос Аристотель?—В чем видели задачу жизни стоики?—К чему должен стремиться, по мнению Паульсена, человек в своей личной, индивидуальной жизни?—К чему в жизни социальной?—Какое значение имеют социальные добродетели?—Какое различие существует между взглядами Паульсена и взглядами утилитаристов?—На чем основывается историческая ценность индивидуума?—В каком отношении стоит народ к человечеству, а это последнее к мировой жизни?—Каким образом должна быть обоснована, по мнению, Паульсена, этика?—Как называет Вундт свою этическую систему?— В каком отношении находится у Вундта система этики к его метафизике?—Что считает Вундт целью жизни?—В чем заключается, по Вундту, нравственная жизнь?—В каком отношении к благу находится удовольствие?—Какое значение· имеет, по мнению Вундта, волеобщение человечества?—Каким образом превращается у Вундту этическая про-

536

 

 

блема в религиозную?—Как обосновывает Вундт неуничтожимость последних этических целей?—Изложите основные положения этического априоризма и этического эмпиризма?—В каком отношении к этим учениям находится учение Вундта?—Почему Вундт считает веру необходимым элементом философии?—Какие условия должны быть соблюдены, чтобы возможно было найти обоснование этики?

Гл. XXV. О ценности жизни.

Какие существуют виды пессимизма?—В чем заключается основное положение философского пессимизма?—Каким образом Шопенгауэр доказывает ту мысль, что сущность воли такова, чти она необходимо порождает страдания?—Какое отношение устанавливает Шопенгауэр между умственным развитием и страданием?—Какой характер имеет, по мнению пессимистов, страдание?—Как объяснял существование зла и страдания Лейбниц?—В каком количественном отношении находится удовольствие к страданию? - Изложите попытки Шопенгауэра апостериорным путем доказать преобладание в мире зла.—Какое средство избавления от страданий предлагает Шопенгауэр?— Изложите основные положения метафизики Гартмана.—Почему Гартман считает веру в возможность счастья иллюзией?—Изложите аргументы Гартмана в пользу преобладания в мире зла над добром.—Как смотрит Гартман на нравственный прогресс человечества?

Гл. XXVI. О ценности жизни.

Какие виды воли различает современная психология?—Опишите каждый из этих видов.—Рассмотрите, в каком отношении каждый из них находится к чувствам удовольствия и страдания.—В чем заключается основная ошибка Шопенгауэра?—Что можно возразить на утверждение пессимистов, что удовольствие имеет отрицательный характер?— Приведите примеры, опровергающие то положение, что удовольствию всегда предшествует страдание?—-Почему неправы пессимисты, утверждающие, что страдания никогда не могут уравновеситься удовольствиями?—Почему количественное сравнение удовольствий н страданий невозможно?—Почему нельзя считать научно-обоснованным утверждение пессимистов о физическом вырождении человечества?—Можно ли согласиться с тем, что с развитием культуры падает и нравственность?—Можно ли согласиться с тем, что чем выше духовное развитие, тем больше связанное с ним страдание?

Гл. XXVII. О свободе воли.

В чем неудовлетворительность обычной постановки вопроса о свободе воли?—Чем определяются человеческие действия по представлению древних греков?—Ответственны ли люди за свои действия?—Как относился к этому вопросу Аристотель?—Как решал его Эпикур?—Как смотрел он на роль случая в мире?—В каком смысле человек может действовать свободно, по мнению Эпикура?—Изложите взгляды стоиков на свободу воли.—Изложите взгляды Александра Афродизийского.—Как решал Блаженный Августин проблему происхождения греха и как смотрел он на свободу воли?—Как согласовал Августин свободу воли с Божеским предведением?—Как смотрел на свободу воли Лютер?—Каким образом пыталась философы доказать беспричинность воли?—Каким образом доказывает свободу воли Рид?—В чем заключается сущность психологического доказательства свободы воли?—В чем заключается метафизическое иди психологическое доказательство свободы воли?—Каким

537

 

 

образом пытались доказать свободу воли некоторые французские математики?—В чем заключается моральное доказательство свободы воли?— Изложите взгляды Канта на свободу воли.—Почему психологическое доказательство свободы воли несостоятельно?—Какие возражения приводит Лейбниц против свободы безразличия?—Может ли воля действовать независимо от мотивов?—Может ли воля действовать на тело, нарушая закон причинности? Чему учит так называемая моральная статистика?

Гл. XXVIII. О свободе воли.

Почему данные моральной статистики недостаточны для решения вопроса о свободе воли?—Что такое личный фактор?—Какое различие существует между физической причиной и психической?—Что можно привести против того положения, что воля может действовать беспричинно?— Может ли быть защищаема свобода воли с точки зрения моральной?— Почему нельзя противополагать понятия свободы и необходимости друг другу?—Какая зависимость существует между человеческими действиями, характером человека и внешними причинами?—Какая связь существует между понятиями нравственной свободы и ответственности?—Какие возражения приводит Милль против того мнения, согласно которому теория необходимости приводит к фатализму?—Что называет Милль чувством нравственной свободы?—В каком смысле признает Милль свободу воли?—Почему признание этической свободы необходимо связано с признанием причинности человеческих действий?—В каком отношении находится сознание нашего «я» к сознанию свободы?—Почему животные невменяемы?—Как определяет свободу води Паульсен?—Какой человек может быть признан вполне свободным?

Отдел VI. Философия и религия.

Гл. XXIX. Понятие о Боге.

Изложите онтологическое доказательство бытия Бога,—Каким образом Кант доказывал несостоятельность этого аргумента?—Какое логическое отношение существует между предметом реальным и мыслимым?—В.чем заключается космологическое доказательство бытия Бога?—Какие возражения против этого доказательства приводил Кант?—Изложите физико-телеологическое доказательство бытия Бога.—Как относился к этому доказательству Кант?—В чем заключается сущность морального аргумента в пользу бытия Бога?—Как обосновывал Кант необходимость постулировать бытие Бога?—Какое отношение между Богом и нравственным порядком существует, по мнению Фихте?—Какие существуют три точки зрения на отношение Бога к миру?—Изложите учение Спинозы.— Что такое субстанция, атрибут, модус?—Какое отношение существует между ними?—Что донимает Спиноза под термином causa sui?—В каком отношении находится, по учению Спинозы, Бог к природе?— Изложите взгляды Шеллинга.—Изложите взгляды Гегеля.—Что представляет собою абсолют по учению Гегеля?—Какие три стадии переживает абсолютный дух в своем развитии?—Каким образом осуществляется, до учению Гегеля, божественное самосознание?—Какой характер носит учение Паульсена?—Какой характер имеет система Вундта?—Какое различие существует между пантеизмом и теизмом?—Какое различие видит Паульсен между религиозным и философским достижением мира?—Какие существуют теоретические основания для допущения личности Бога?—Изложите основные положения деизма.—В чем отличается теизм от деизма?—Как объяснял Декарт происхождение идеи Бога?— Как объясняет познание Бога теория так называемого мистического восприятия?—Изложите взгляды Вл. Соловьева на происхождение идеи Бога. -  Как определяет идею Бога Шлейермахер?

538

 

 

Гл. XXX. Знание и вера.

Как можно представлять себе отношение между верой и знанием?— Как смотрит Кант на отношение между верой и знанием?—Как решают этот вопрос Вундт и Паульсен?—Как смотрят на отношение между верой и знанием Джемс, Зигварт, Виндельбанд, Риккерт?— Каким образом пытаются примирить веру и знание современные русские богословы?

К стр. 397. Какое различие существует между коллективизмом и индивидуализмом? В каком отношении к государству должен стоять индивидуум, по учению Платона? Изложите основные положения учении Штирнера и Ницше.

539


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.