Поиск авторов по алфавиту

Предисловие к I-му изданию

 

На русском языке есть целый ряд «Введений в философию» (Паульсена, Вундта, Кюльпе, Ерузалема, Корнелиуса, Струве и др.). Казалось бы, что еще одно «Введете» является совершенно излишним. Если я, однако, при таком богатстве у нас «Введений в философию», решаюсь присоединить к ним еще одно— свое, то это вытекает из моего убеждения, что указанные «Введения» не достигают своей цели, как введения: они в большинстве случаев не «вводят» в философию. Самое лучшее из них, «Введение в философию» Паульсена, есть собственно «система» философии, только из скромности названная «Введением». Блестяще изложенное, оно знакомит главным образом со взглядами самого Паульсена, лишено при этом должной объективности и местами недоступно для понимания начинающих. «Введение в философию» Вундта отнюдь не может быть названо «Введением»: его может изучать только тот, кто уже хорошо знаком е философией. Книга Кюльпе изложена настолько сжато, что скорее представляет объяснение философских терминов, чем разъяснение проблем. Я не стану перечислять недостатки других «Введений», именно, как введений, а замечу только, что наблюдение над изучением философии среди студентов привело меня к убеждению, что у нас нет сочинения по философии, которое было бы «введением» в собственном смысле, т.-е., которое могло бы в доступной форме познакомить начинающих с основными философскими проблемами. Отсутствие такого сочинения является очень серьезным пробелом в нашей литературе.

С 1895 года я читал в Киевском Университете курс «Введения в философию», в котором я пытался знакомить своих слушателей е тем, какия вообще существуют философские про-

V

 

блемы и возможные их решения. Поставив целью способствовать заполнению только-что указанного пробела, я решил издать этот курс 1). Он составлен по плану, отличающемуся от принятого в других «Введениях». На мой взгляд, наилучший способ первоначального ознакомления с философией заключается в изучении основных типов философских теорий, предложенных по поводу тех или других проблем. Для этого я по большей части рассматриваю историю и современное состояние той или другой философской проблемы.

Излагая историю философских проблем, я питал надежду, что читатель убедится в важности изучения истории философии, а также в том, что, хотя история философии и есть, по довольно распространенному мнению, история заблуждений, но заблуждений в высокой мере поучительных. Я хотел убедить читателя моей книги в том, что изучение истории философии является необходимой составной частью философского образования. Философские проблемы становятся понятными только при историческом их рассмотрении. С другой стороны, я старался уделить столько же внимания и современным философским теориям. Мне казалось, что нельзя ограничиваться изучением взглядов только тех философов, которые успели сделаться «классическими». Необходимо рассмотрение и современного состояния философии. При одном историческом изучении философии получается представление, как если бы она перестала развиваться, как если бы ее развитие закончилось... Нужно, чтобы изучающий философию убедился в том, что и современная мысль привносит нечто такое, чего не было у классиков».

Может быть, те взгляды, которые я «защищаю в этой книге, покажутся местами недостаточно убе-

*) Часть этого курса появилась в печати раньше. Так, главы 2, 3, 4, 5, 20, 21, 23, 25, 26, 27, 28 были напечатаны в журнале «Мир Божий» (за 1896, 97, 1900, 1901 и 1904 годы). Некоторые части этого курса я читал в виде публичных лекций в Киеве. Отдел VI, «Этику», я читал весною 1897 года, а отдел IV—осенью 1902 года. Первый курс был отлитографирован под заглавием: «История основных вопросов этики». Киев. 1897; второй был напечатан под заглавием: «О современных философских направлениях». К. 1902. В этой книге означенные отделы являются с незначительными изменениями.

VI

 

дательными. Я вполне это допускаю. В книге, подобной этой, очень трудно представить свои взгляды вполне обоснованными. Для этого нужно гораздо больше места, чем сколько можно было уделить в этой книге. Кроме того, такое обоснование имело бы в виду другой круг читателей. Оно было бы возможно только в «системе» философии. «Введение» преследует совсем не те задачи, которые имеет в виду система философии. Моя главная задача заключалась не в том, чтобы убедит читателя, что мое мировоззрение есть единственно истинное, но в том, чтобы познакомить его с основными философскими вопросами. Дидактическая важность «Введения» заключается именно в том, чтобы представить обзор проблем и их возможных решений.

Если кому-нибудь покажется, что в моей книге нет полного единства, что в ней есть множество вопросов, на которые не дается вполне заключенных ответов, то я замечу, что для того, кто находится в «преддверии» философии, необходимо только познакомиться с тем, какие существуют вопросы и какие возможны их решения, а связь, цельность, более или менее законченное решение их он должен искать впоследствии в системах тех философов, которых он пожелает изучить, которых он изберет своими руководителями. «Введение» по самому существу дела должно оставить читателя неудовлетворенным, оно должно в нем возбудить жажду философского знания, а полного утоления жажды он должен искать в другом месте.

Отсутствие преподавания философии в средней школе, ненормальная постановка университетского преподавания философии делают то, что философские знания пользуются у нас чрезвычайно малой распространенностью. Можно прямо сказать, что «философская культура» стоит у нас очень низко. В 90-х годах среди университетской молодежи господствовало убеждение в безусловной истинности материализма, но затем материализм с такой быстротой уступил место вере в идеализм, что является основательное опасение, как бы в ближайшем не наступило увлечение каким-либо видом позитивизма. Един-

VII

 

ственно верным средством для устранения такой быстроты в смене философских симпатий является философское образование, которое дало бы возможность более сознательно относиться к философским вопросам. Для этого, между прочим, необходимы книги, которые в доступной форме знакомили бы с философией.

Для изучения настоящей книги необходимо предварительное знакомство с элементами логики и психологии. Для ознакомления с логикой и психологией рекомендуются мои учебники Психологии и Логики. Для ознакомления с общими вопросами психологии рекомендуется моя книга: «Мозг и душа».

Для тех, кто желал бы подробно ознакомиться с тем или другим вопросом, я приложил указатель литературы. В нем я указываю только важнейшие сочинения по данному вопросу. К моему огорчению, в числе рекомендуемых мною переводных сочинений есть такие, которые переведены весьма неудовлетворительно. При составлении указателя мне приходилось также принимать в соображение большую или меньшую доступность рекомендуемых сочинений для понимания начинающего. Поэтому в нем часто отсутствуют хотя и очень выдающиеся, но недоступные для начинающего сочинения.

Киев.

18 июня 1905 года.

Предисловие к 4-му изданию.

В настоящем издании приложен «вопросник», пользование которым при изучении, как мне кажется, должно способствовать более сознательному усвоению изучаемого. Вопросник этот составлен студентом В. С. Шилкарским. За этот труд приношу ему искреннюю благодарность.

VIII


Страница сгенерирована за 0.05 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.