Поиск авторов по алфавиту

Поучение в неделю 8‑ю по Пятидесятнице (Мф. 14. 13—22) О насыщении пяти тысяч человек

Поучение
в неделю 8‑ю по Пятидесятнице (Мф. 14. 13—22)

О насыщении пяти тысяч человек

И ели все и насытились (Мф. 14. 20).

О духовном общении с Господом

В сегодняшнем Евангельском чтении, благочестивые слушатели, святая Церковь предлагает нашему назиданию повествование о чуде насыщения Спасителем пяти тысяч человек.

Много разных чудес совершил Господь наш Иисус Христос во время Своего общественного служения.

 

 

49

Тут были и чудеса по исцелению отдельных людей от их болезней. Были и чудеса по исцелению многих недужных из среды окружающего Христа народа (Мф. 4. 24; Мф. 14. 14). Наконец, были и чудеса, захватывающие весь бывший со Христом народ. Такими чудесами были, например, два насыщения Христом народа в количестве пяти тысяч человек (Мф. 14. 13—23) и четырех тысяч (Мф. 15. 32—39).

Повествование о первом из этих чудес мы и слышали в сегодняшнем Евангельском чтении. Вспомним кратко историю этого чуда (Мф. 14. 13—23). Однажды Спаситель был один в пустынном месте и по обыкновению молился.

Народ, узнав, где Он, устремился к Нему, желая послушать Слово Божие и получить исцеление недужным. Христос сжалился над народом, исцелил больных (14 ст.). На исходе дня апостолы стали просить Христа отпустить народ в селение, чтобы купить себе пищи. Христос восхотел Сам напитать их и повелел народу возлечь на траву. Взяв у апостолов пять хлебов и две рыбы, Он воззрел на небо, благословил снедь, преломил, дал ученикам, а те — народу. Все ели и насытились. Таковых оказалось около пяти тысяч мужчин, кроме женщин и детей. Остатки собрали в двенадцать полных коробов. После этого Христос понудил учеников переправиться в лодке на другую сторону озера, а Сам, отпустив народ, взошел на гору помолиться (15—23). Такова краткая история чуда.

Вникнем, братие и сестры, во внутренний смысл этого чуда для своего назидания.

 

 

50

Евангелист Марк, повествуя об этом чуде, указывает, что Христос, увидев народ, сначала начал учить его много (Мк. 6. 34). Всякий раз, когда народ слушал Спасителя, он умилялся сердцем, хотя быть может и не всегда все понимал из Его учения. И на этот раз, перед чудом насыщения, народ молча, с сердечным увлечением, внимал учению о Царстве Божием (Лк. 9. 11), не чувствуя ни усталости, ни голода, ни потребности возвратиться к домашним очагам. Апостолы и Сам Спаситель (Ин. 6. 5—6) позаботились о нуждах народа. Духовно питая окружающих Его людей, Христос возымел намерение напитать их и телесно, чтобы каждый из народа воочию убедился, что Отец Небесный может и телесно питать тех, кто алчет больше всего пищи духовной, нетленной (Ин. 6. 27), кто ищет прежде всего Царство Божие (Мф. 6. 33).

И посмотрите, братие и сестры, с какой заботливостью Христос подготовляет и проводит это питание. Сначала Он дает указание апостолам рассадить на траве народ по пятьдесят и сто человек вряд (Мк. 6. 40; Лк. 9. 14). Затем берет в Свои руки пять хлебов и две рыбы, обращает Свой молитвенный взор к Отцу Небесному, благословляет снедь, преломляет и, наконец, дает ученикам и тем полагает начало необычайному чуду.

Это чудо состояло не в мгновенном превращении пяти хлебов и двух рыб в бесчисленное число тех и других, а в многократном преломлении их с появлением все новых и новых хлебов и рыб [[Здесь происходило тоже, что когда то при пророке Илии в Сарепте Сидонской, когда малый запас муки и масла у вдовицы не истощался при употреблении до тех пор, пока Господь не послал дождь на землю (3 Цар. 17. 13—16).]].

 

 

51

Апостолы непрерывно преломляли то, что неиссякаемо было в их руках. «Эти пять хлебов, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — не истощались. Какое слово, продолжает он, изобразит то, как источались хлебы, как они растекались по пустыне? Как их достало до такого множества людей?» [[Творения, т. 7, стр. 510—511.]]. Потрясенные люди, принимая в свои руки хлебы и рыбы, видели это непрерывно длящееся чудо преломления, пока все не насытились.

Это был единственный день в жизни этих людей, когда, напитавшись с утра духовно, они неожиданно для себя напитались вечером и телесно. Все наглядно увидели и поняли, что лишь возжаждав пищи духовной, т. е. слушания Слова Божия, они удостоились питания и телесного.

Появление просвещающей, милующей и питающей силы Божией столь для всех было очевидно, что никто не хотел расставаться со Спасителем, не хотел уходу пришлось понудить (22 ст.) и апостолов переправиться на другой берег озера. Сам же, оставшись, стал отпускать народ.

Что значит, братие и сестры, отпускать народ?

Все мы знаем, что в наших храмах после Божественней литургии, — этой Трапезы Христовой, — священник делает отпуст, осеняя народ крестом, допускает к нему приложиться. И всякий в храме знает, что получает благословение на исход из храма, в напутие жизни до следующего посещения храма и «с миром исхо

 

 

52

дит» домой.

Этот-то вот отпуст в наших храмах и ведет свое начало от Спасителя, от Его собственных отпустов, когда Он, благословляя народ, отпускал его до следующей встречи и беседы. Последний раз Христос благословил народ и апостолов при Своем вознесении. (Лк. 24. 51) [[Приснопамятный митрополит Филарет Московский, касаясь этого последнего благословения Божия, говорит: «И ныне и над нами простерты руце Его и взор Его и благословение Его» (Слова и речи, том  5, стр. 256).]].

Братие и сестры! Евангельское повествование о чуде насыщения указывает нам на необходимость нашего собственного общения, единения со Христом. «Научимся же и мы, назидает святитель Иоанн Златоуст, быть со Иисусом, не для чувственных даров…, а для духовных. Кто не ищет последних, тот лишается и первых» [[Творения, т. 7, стр. 510—511.]].

Со Спасителем нашим мы входим в духовное общение через слушание и чтение Слова Божия, через молитвы и таинства, особенно таинства исповеди и святого Причащения.

Члены первохристианской общины в веселии и простоте сердца ежедневно преломляли хлеб, соединяясь с Господом (Деян. 2. 46). Для этих христиан было ясно, что не пустыня только и не пять только тысяч человек призваны питаться Небесным (Евхаристическим) Хлебом, а весь мир, вся вселенная — все верующие

 

 

53

во Христа и жизнь вечную. Для этих христиан веровать во Христа и значило быть в теснейшем и непрерывном общении с Ним через молитву, христианскую любовь и таинство «преломления» (причащения). На таком общении со Христом и созидалась святая Церковь. К такому единению с Ним зовут нас и святые отцы Вселенских Соборов.

Как же мы ответим на этот призыв? Спросим себя: усердно ли и постоянно ли мы молимся, глубоко и искренно ли любим друг друга, часто ли исповедуемся и причащаемся? Пусть совесть каждого ответит на эти вопросы.

Вспомним, с чего начинается сегодняшнее Евангельское чтение? — Оно начинается с указания на то, что Христос был в пустыне и молился. С чего началось чудо насыщения? — С того, что Христос, прежде чем преломить снедь, воззрел на небо, т. е. помолился. Чем закончилось чудо насыщения? — Тем, что Христос удалился на гору помолиться (Мф. 14. 23). Как видим, молитва сопровождала все действия Христа и была неразлучна с Ним и в пустыне, и на людях, и днем и ночью.

Братие и сестры! Если молитва так нужна была Спасителю для единения с Отцом Небесным, то насколько же она нужна нам, многогрешным?

Без молитвы и постоянных молитвенных размышлений о Боге и духовной жизни для нас невозможно общение с Богом. Вот почему подвижники, подражая Спасителю, всегда молились, сопровождая молитвой и псалмопение, и богомыслие, и все виды иноческого послушания. Особенно любили они непрестанно творить молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».


 

54

А ведь все подвижники, как и все святые отцы, не только наши молитвенники, но и наши наставники, и подражать их вере и жизни все мы призываемся (Евр. 13. 7). С чего же, братие и сестры, нам следует начинать это подражание?

Начинать надо с «возгревания» веры в Господа, с создания навыка постоянно чувствовать Его в своей душе, воспринимать в своем сердце и каждую мысль, слово или дело проверять страхом Божиим и страхом греха. Если мы решимся больше всего бояться греха и потери связи с Богом, тогда укрепится у нас и молитва, а с ней и потребность покаяния и святого Причащения, т. е. укрепятся все способы теснейшего единения с Господом.

Господи, помоги нам положить это начало «благое», укрепи нас в решимости всегда быть с Тобой в благодатном общении и единении! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.25 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.