Поиск авторов по алфавиту

Поучение в неделю 17‑ю по Пятидесятнице (Лк. 13. 10—17). Об исцелении скорченной женщины

197

Поучение
в неделю 27‑ю по Пятидесятнице (Лк. 13. 10—17)

Об исцелении скорченной женщины

Сию же дочь Авраамову… не подлежало ли освободить от уз сих в день субботний (Лк. 13. 16).

О чуде исцеления скорченной женщины и уроках, вытекающих из этого чуда

Благочестивые слушатели! Все, что мы слышим в Евангельских и апостольских чтениях за церковным богослужением, имеет прямое отношение к нам самим, к жизни каждого из нас. Поэтому с особым вниманием нам следует прислушиваться к тому, что сообщается в этих чтениях, чтобы применить их содержание к себе: проверить ими свею жизнь и получить в них назидание для исправления и обновления нашей жизни.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали, как Иисус Христос исцелил женщину, страдавшую духом немощи в течение восемнадцати лет. Это была скорченная, т. е. согбенная, сгорбившаяся страдалица. По словам Спасителя, сатана связал ее вот уже вочемнадцать лет, (16 ст.) и вселил в нее дух немощи (11 ст.). Но не поддалась этому духу сатаны страдалица. Будучи скорченная, немощная телом, она была терпелива и смиренна духом. Она не озлобилась, не ожесточилась от своей столь продолжительной и, казалось бы, безнадежной болезни. Нет, болезнь ее духовно просветила и умудрила, очистила ее сердце и расположила в молитве и надежде на Бога искать для себя утешение. Она ходила в синагогу

 

 

198

и здесь, затерявшись в толпе, просила у Бога помощи лишь в терпеливом несении своей болезни. Когда в синагогу пришел Иисус Христос, то не она обратилась к Нему, за исцелением, а Он Сам подозвал ее, возложил на нее руки и сказал: женщина, ты освобождаешься от недуга твоего (12 ст.). Видя высокие качества ее души — ее смирение, терпение, сознание своего недостоинство — Христос и исцелил ее (13 ст.).

Братие и сестры! Всех нас посещают, время от времени, скорби и болезни; Иногда они затягиваются на длительные сроки, сменяясь одни другими. Но так же ли терпеливо и смиренно мы переносим их, как скорченная женщина. Если бы это было так, если бы мы были терпеливы и смиренны в своих скорбях, то Христос и нас посещал бы Своим милосердием. Он увидал бы, нашел бы и нас среди людей, подозвал бы к Себе и оказал благодатную помощь.

Вот об этом, об этой помощи Божией и говорит чудо исцеления скорченной женщины. Но это чудо, братие и сестры, дает нам и другое назидание. Это назидание вытекает из всего того, что произошло после исцеления больной женщины. Начальник синагоги вознегодовал на Христа за то, что Он исцелил женщину в субботу (14 ст.) [[Субботний день, по ветхозаветному учению, есть день покоя, ничегонеделания. Законники полагали, что творить чудеса в этот день — значить нарушать субботний покой.]]. Христос сказал ему в ответ: Лицемер! не отвязывает ли каждый из нас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний (15—16 ст.).

Христос этими словами разъясняет, что если домашний скот (вол и осел) требуют заботы и в субботний день, то тем более

 

 

199

заботу и участие заслуживает дочь Авраама, восемнадцать лет страдающая от недуга своего. Но однако не один раз законники обвиняли Христа, что Он творит чудеса в субботу. Не человек существует для субботы, а суббота для человека, для дел любви и милосердия, говорил им Христос в другом месте и по другому поводу (Мк. 2. 27).

Ветхозаветная суббота для нас, христиан, заменилась днем воскресным, днем нашей радости о воскресении Спасителя, днем нашей любви и единения в Господе нашем Иисусе Христе. Не в этот ли день мы наиболее должны быть близки друг ко другу и оказывать любовь и внимание всем нуждающимся: посещать больных, утешать скорбящих и немощных, молиться за врагов и ненавидящих нас, мириться с враждующими против нас. Если бы мы подлинно испытывали в эти воскресные дни радость воскресения Христова, и наше сердце подлинно преисполнила бы надежда и на наше собственное обновление и воскресение, то мы охотно бы творили все эти дела — дела любви и милосердия.

Что такое воскресный день? — Он тоже, что и пасхальный день, когда мы приветствуем друг друга словами: «Христос воскресе!» Как пасхальные дни посвящены воскресению Христа, так и воскресные дни посвящены тому же. Как Великий пост и особенно Страстная неделя, неделя страданий и смерти Христа, готовит нас к празднику воскресения Христа, так и каждая седмица готовит нас к воскресному дню, в среду напоминая о страданиях Христа, в пятницу — о страдании и смерти, а в самый воскресный день напоминает о воскресении Христа. Как на Пасхе радуемся, ли

 

 

200

куем, торжествуем и бываем готовы наделять друг друга дарами прощения, любви, единения, так и в воскресный день должны наделять друг друга теми же дарами. Вот об этом-то и напоминает нам святая Церковь чудом исцеления в субботний, а по нашему в воскресный день скорченной женщины.

Чудо этого исцеления содержит в себе еще и другие уроки, другое назидание. Когда Христос обличил законника, то все, противившиеся Ему, стыдились (17 ст.). Кто устыдился? Устыдились те, кто, как и законник, возроптали было на Христа за исцеление женщины в субботний день, тогда как сами нарушали покой этого дня из-за заботы о своем скоте. Устыдились — значит признали, что не они правы, а прав Христос. Устыдились — значит почувствовали, что человек человеку ближе, чем скот, хотя бы и собственный. Устыдились — значит положили начало к исправлению, к изменению своего отношения к людям и к субботнему дню.

Братие и сестры! Всякий грех, Совершенный нами, должен вызывать и вызывает у нас стыд, смущение и укоры совести за содеянное беззаконие [[Ибо всякий грех есть беззаконие (1 Ин. 3. 4).]], т. е. за нарушение нашей благодатной связи с Богом и людьми. Из чувства стыда и укора совести вырастает в нашей душе страх перед грехом и страх перед Богом. Этот страх удерживает нас от совершения греха, а когда мы все же согрешаем, то располагает нас к покаянию и тем самым к восстановлению связи с Бо

 

 

201

гом и людьми. А в этом и состоит главная задача нашей жизни — быть в непрерывной благодатной связи с Богом и людьми [[Эта связь достигается через живое чувство Бога и людей в своем сердце, через молитвенное общение с Богем и людьми, через участие в жизни людей своей посильней помощью.]].

Чувствуем ли мы это? Понимаем ли всю необходимость непрерывной благодатной связи с Богом и людьми? Остро ли сознаем, что вне этой связи нет для нас спасения, нет жизни, достойной нашего христианского звания. Начало премудрости — страх Божий (Пс. 110. 10). Начало стража Божия — вера в Бога и стыд с укором совести за всякий содеянный грех. Так будем же стыдиться и не заглушать укоров совести за греховность наших помыслов, наших слов и всех дел нашей жизни. И тогда со стыдом и укорами совести придет к нам покаяние, за покаянием последует исправление, т. е. восстановление связи с Богом и людьми.

Итак, благочестивые слушатели, согбенная страдалица, исцеленная Христом, зовет нас подражать ей в смиренном и терпеливом перенесении скорбей и болезней в нашей собственной жизни. Чудо исцеления ее в субботний день напоминает нам о почитании нашего воскресного дня, о духовной радости в этот день и о наибольшем внимании друг ко другу, наибольшей любви и милосердия в этот день.

Наконец, чудо это, устыдившее даже врагов Христа, зовет

 

 

201

нас возгревать в себе чувство стыда и укоры совести во всех грехах и пороках нашей жизни. И тогда милосердие Божие Само увидит и Само позовет нас, как оно позвало недугующую женщину, и одарит нас прощанием и благодатной связью и с людьми и с Самим Богом.

Благословен Бог наш и благословенно Царство Его отныне и во веси! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.