Поиск авторов по алфавиту

Поучение в неделю 25‑ю по Пятидесятнице (Лк. 10. 25—37). О милосердном самарянине

165

Поучение
в неделю 25‑ю по Пятидесятнице (Лк. 10. 25—37).

О милосердном самарянине

Иди, и ты поступай так же (Лк. 10. 37).

Искушающий законник и милосердствующий самарянин

В сегодняшнем Евангельском чтении, братие и сестры, мы слушали повествование о законнике, искушавшем Спасителя, и о милосердном самарянине. Какая разница между этими людьми!

Законник принадлежал к той группе людей (книжников и фарисеев), которые ходили за Христом только за тем, чтобы испытывать и искушать Его своими вопросами в надежде уличить Его в каком либо нарушении ветхозаветного закона и тем ослабить Его влияние на народ и сохранить над народом свой авторитет и свое влияние. Много, много раз, ходя за Ним, задавали Ему свои лукавые вопросы и каждый раз отходили посрамленными (Мф. 9. 2—6; Лк. 11. 53—54).

Однажды они приведи к Нему даже взятую в прелюбодеянии женщину, чтобы в ее зазорном поведении «найти» повод к обвинению Его (Ин. 8. 2—11). Другой раз они искушали Его политическим вопросом: позволительно  ли давать подать кесарю? (Мф. 22. 15—22), но, удивленные Его ответом, они «ушли» ни с чем.

На этот раз законник лукаво спрашивал: Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Лк. 10. 25). Побужда

 

 

166

емый встречными вопросами Христа, он сам должен был дать ответ на этот вопрос. А когда законник поставил вопрос перед Христом: А кто мой ближний? (29 ст.), то Христос ответил ему рассказом о милосердном самарянине.

Почему о милосердном самарянине, а не о милосердном еврее? По ветхозаветному закону под ближним разумелся только соплеменник, еврей. И по смыслу этого закона каждый еврей должен был оказывать помощь всякому еврею, впавшему в беду. Но что мы видим из рассказа Спасителя? Израненный, еле живой еврей лежит при дороге. Другой еврей и не просто еврей, а священник-еврей, равнодушно проходит мимо, лишь мельком взглянув в его сторону. Третий еврей (тоже служитель скинии), хотя и подошел и посмотрел, но однако также ушел, не найдя в своем сердце ни жалости, ни слова утешения. Жалость нашлась в сердце самарянина-иноплеменника (33 ст.), отдавшего израненному все, что он имел, вплоть до средств на лечение в городе. Христос спросил законника, кто из трех ближний впавшему в беду от рук разбойников?

И когда законник вынужден был назвать самарянина, то Христос призвал его подражать этому человеку: Иди, и ты твори так же, т. е. милосердствуй и соплеменникам и иноплеменникам и по-новому понимай, кого разуметь под ближним [[Еврейский закон, бессильный зажечь сердце жалостью даже к человеку своего племени, не мог удовлетворить Христа в Его стремлении провозгласить новый закон — закон жертвенной любви к Богу и ко всем людям. Вот почему Христос и говорит о немилосердных евреях и милосердном самарянине.]].

 

 

167

Как видим, братие и сестры, самарянин оказался неизмеримо выше евреев: у него нашлось то, чего не было у евреев: доброе, отзывчивое, жалостливое христианское сердце, способное отдать все свое личное, чтобы не только на месте (при дороге) помочь, но и доставить израненного в город и обеспечить своей помощью его дальнейшее лечение. Он видел в ней не иноплеменника, а впавшего в беду человека, которого нельзя не пожалеть и которому нельзя не помочь. Таково веление милосердного человеческого сердца.

К чему нас призывает сегодняшнее Евангельское чтение? Оно призывает нас подражать не законнику в его искусительных намерениях, в его «совопросничестве», в его желании унизить, ужалить Христа, свести на нет Его благовестил о спасении людей через жертвенную христианскую любовь к Богу и ближнему. Нет, оно зовет подражать не этому ненавистнику и врагу Христа, а милосердному самарянину, его подлинной сердечной христианской любви к человеку.

С чего начинается эта любовь? Она начинается с «жалости», с сочувствия, о сострадания, с соболезнования, с сердечного отклика на скорби и невзгоды всякого человека.

Братие и сестры! Осмотревшись вокруг себя, мы сразу найдем кого пожалеть, кому помочь, кого поддержать, о ком помолиться. Вот в соседней квартире лежит забытая всеми больная, беспомощная, парализованная женщина. Она, бедная, ждет, когда мы ее посетим и хоть чем-нибудь поможем. Но сходить к ней раз

 

 

168

— это значит лишь начать доброе дело, сделать первый предварительный шаг. За ним должны последовать другие, третьи, четвертые, пока наша забота не приведет в положительным результатам.

Если нам самим завтра некогда будет сходить к страдающей, то уговорим это сделать нашу знакомую, чтобы добро, хоть и другими руками, но продолжалось делаться. Лишь доведя дело милосердия до конца, мы научимся милосердию и будем знать, как нам впредь поступать в подобных случаях.

А подобных случаев вокруг нас — непочатый край. Оглянитесь глазами сердца еще раз и еще раз вокруг себя, и вы увидите их, взыскующих вашей помощи, услышите о них, почувствуете их.

В делах неотложной помощи не следует кивать на Анну или Марию, откладывать на завтра или на послезавтра, охлаждать себя мыслью, что впавшая в беду — чужой и недружелюбный человек. Нет. Все эти оттяжки и отговорки — от лукавого. Помогать надо решительно, неотложно и каждому, даже врагу своему, как того требует Христос (Мф. 5. 44) и милосердное человеческое сердце. Господи, смягчи наше сердце и подвигни на дела милосердия. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.