Поиск авторов по алфавиту

Поучение в неделю 21‑ю по Пятидесятнице. О Сеятеле.

Поучение
в неделю 21‑ю по Пятидесятнице

О Сеятеле (Лк. 8. 5—15; Мф. 13. 1—23; Мк. 4. 1—20)

Живо слова Божие и действенно; (Евр. 4. 12).

О сеянии слова Божия на поле нашего сердца

Однажды, братие и сестры, Иисус Христос пришел на берег Галилейского моря. Окруженный множеством народа, Он сначала учил его сидя у моря (Мф. 13. 1). Но когда народ, стекаясь, стал теснить Его, Он сел в лодку и тут пред Его взором откры

 

 

133

лось зрелище прекрасной палестинской природы. На берегу около лодки большим полукругом, расположился молчаливый, жаждущий слова Божия, народ. Сзади его залегали поля. Еще дальше виднелись масличные зеленые рощи. А там, на самом горизонте, в легкой дымке обрисовывались вершины невысоких гор. Прекрасная природа располагала Спасителя говорить и учить языком этой природы и труда людей, связанных с этой природой.

И вот, как бы созерцая пред Собой сеятеля на окружающих полях, Иисус Христос начал учить иносказательно, образно, приточно, наглядно. Из Его Божественных уст полились одна притча за другой (всего 7 притч), связанных единством содержания и темы: поле и зерна (притчи: 1, 2, 3), поле — сокровище — жемчужина (5, 6).

— Вот вышел, начал Он первую притчу, сеятель сеять семя мое (Лк. 8. 5). И когда сеял, случилось, что иное семя пало при дороге и было поклевано птицами (Мк. 4. 4), потоптано людьми (Лк. 8. 5). Иное упало на каменистую почву и, взойдя, быстро посохло, не имея влаги (Лк. 8. 6). Иное угодило в почву с терниями и было заглушено ими (Лк. 8. 7). Иное упало на добрую почву и принесло плод в 30, 60, 100 крат (Мк. 4. 8). Сказав сие, Христос возгласил: Кто имеет уши слышать, да слышит.

Каждый из слушателей Христа имел уши, чтобы слышать Его слова, но не каждый имел внутренний слух, внутреннее разумение смысла этих слов. Ибо, — сказал Христос, — огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат… и не уразумеют сердцем слышанное (Мф. 13. 14; Ис. 6. 9—10).

 

 

134

Особенно огрубело сердце у книжников и фарисеев, которые не только не хотели уразуметь слова Христа о Царстве Божием, но и всячески противились этим словам и Самому Учителю, считая, что несть Сей От Бога (Ин. 9. 16). Не каждый из слушателей понял, что в притче речь идет о нем самом, о почве его собственного сердца, в которую Спаситель забрасывал слова-семена Своего учения о спасении, о наступлении на земле Царства Божия.

Вот почему даже апостолы спросили Христа: что бы значила притча сия? (Лк. 8. 9). Спаситель разъяснил им подлинный смысл этой притчи. Он сказал: Семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись (Лк. 8. 11, 12).

Это те люди, у которых слово Божие остается на поверхности их ума и сердца. Как семя на утоптанной дороге бывает доступно и проходящим, и птицам, и ветру, и зною, так и семя слова Божия, не укоренившись в их сердце, доступно воздействию греховных помыслов, житейских соблазнов, земных попечений, навеваемых вражьей силой, силой диавола, и быстро погибает, не успев принести плода.

Продолжая, Христос сказал: А упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня и временем веруют, а во время искушения отпадают (Лк. 8. 13). Это те люди, которые искренно увлекаются учением о спасе

 

 

135

нии, радуются об обетованиях блаженства. Но эта радость непрочная. Это радость тех людей, которые не создали в себе самого нужного: крепкой веры, твердой воли и решимости претерпеть все, что необходимо для спасения когда настанет скорбь или гонение за слово (веру), тотчас соблазняются (Мк. 4. 17), падают духом и гибнут от соблазнов, искушений и гонений, как гибнет растение без корня от палящих лучей солнца.

Далее Христос сказал: А упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода (Лк. 8. 14). Это те люди, сердце которых двоится: их влечет к себе и слово Божие о спасении, и заботы, и утехи мирской, суетной жизни. Но земные соблазны и удовольствия постепенно заглушают в них благодатные семена Божии. Душа холодеет к добру, духовная жизнь замирает, и слово Божие у них остается заглушенным, бесплодным.

И, наконец, Христос сказал: А упавшее на добрую землю, то те, которые, услышавши слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении (Лк. 8. 15).

Это те люди, которые со всем усердием усвояют светлую истину о нашем спасении и хранят ее в добром и деятельном сердце. Такие люди не раздваиваются: они с корнем вырывают гнездящиеся в сердце греховный пожелания и укрепляют свою волю в постоянной борьбе с грехом, а также в делах веры, любви, милосердия. Они всегда плодоносны, хотя и в разной степени: одни в 100, другие в 60, третьи в 30 крат.

 

 

136

Таково изъяснение содержания притчи о сеятеле и о семени на основе слов Спасителя. Божественный Учитель в этой притче вскрывает ту тайну Царства Божия, что не все слушающие слово Божие об этом Царстве, могут быть его участниками, а лишь те, кои не только слушаю слово Божие, но и хранят его (Лк. 11. 28) и исполняют (Лк. 6. 47—48).

Братие и сестры! В притче о Сеятеле раскрывается великое спасительное значение слова Божия для верующего человека. Слово Божие, как семя небесное, отличается от семени земного тем, что само может воздействовать на почву человеческого сердца, ибо оно живо и действенно, проникает до разделения души и духа и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4. 12). Она животворит человека своей благодатной силой, освящает своей истиной (Ин. 17. 17). Оно исторгает из сердца человека корни зла, если только человек дает ему свободу действий внутри себя. И тогда оно изменяет его «божественным изменением», как говорит святитель Григорий Богослов.

Мы знаем многие примеры из жизни святых, когда они под влиянием услышанного или прочитанного слова Божия сразу же решительно изменяли свою жизнь, круто порывая с прежней и вставая на путь благочестивой, богоугодной. Так было с преподобным Антонием, блаженным Августином, преподобной Пелагией, преподобномученицей Евгенией и многими другими.

Что же нужно для того, чтобы слово Божие и нас изменило, сделало другими людьми?

 

 

137

Нужно изменить, смягчить, одухотворить свое сердце. «Не ожесточайте сердец ваших, — говорит блаженный Августин, — дабы слово Божие в них не погибло. Не подавляйте житейскими заботами и страстями доброго семени, которое в вас посевается… Будьте доброй почвой».

Братие и сестры! Мы невнимательны и беспечны к слову Божию еще и потому, что другими словами-семенами обычно засеваем поле своего сердца. Как тернии-сорняки засоряют почву и мешают произрастанию добрых и полезных зерен-злаков, так и наши души засоряются словами лукавства и лжи, хитрости и обмана, осуждения и празднословия. Сколько таких слов-сорняков исторгают наши уста за день, сколько зла приносят людям, обижая, соблазняя, оскорбляя их, опустошая и оскверняя наши души. Недаром апостол Иаков указывает, что язык наш — неудержимое зло, он исполнен смертоносного яда (Иак. 3. 8).

Устыдимся же, братие и сестры, невоздержанности, распущенности своего языка. Будем больше молитвенно беседовать с Богом. Будем больше внимать словам святого Писания и питать ими свою душу. Будем помнить, что блаженны те, кои не только слушают слово Божие, но и исполняют его, предохраняя свою душу от всяких других зловредных слов-семян.

Господи, не отринь нас от лица Твоего и не даждь быть глухим и бесплодным к спасительным словам Твоим! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.15 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.