Поиск авторов по алфавиту

Поучение в неделю 19‑ю по Пятидесятнице (Лк. 6. 31—36) О любви к врагам;

123

Поучение
в неделю 19‑ю по Пятидесятнице (Лк. 6. 31—36)

О любви к врагам;

Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6. 31).

О любви христианской

Господа нашего Иисуса Христа, благочестивые слушатели, всегда окружал народ, не желая расставаться с Ним и стремясь удержать

Разъясняя не раз Свое отношение к ветхозаветному закону, Иисус Христос особенно подробно разъяснял это отношение в так называемой «Нагорной беседе», подробно изложенной у евангелиста Матфея (в 5—7 главах) и коротко у евангелиста Луки (6. 20—49).

В Нагорной беседе Он сказал: Не думайте, что Я пришел нарушить закон и пророки… но исполнить. Ни одна йота или ни одна черта не прейдет закона, пока не исполнится все (Мф. 5. 17—19). Только исполняя ветхозаветные заповеди, можно подняться выше, т. е. исполнять и новозаветные, являющиеся дальнейшим развитием и обогащением их и в этом смысле чем-то новым. Это

 

 

124

новое создано Спасителем на основе новых отношений Бога к человеку и человека к Богу. Почему эти новые отношения и заповеди и называются новозаветными.

Братие и сестры! В сегодняшнем Евангельском чтении святая Церковь предложила нам учение о любви к ближним из Нагорной беседы Спасителя, как оно изложено у евангелиста Луки. Воспроизведем это учение.

Иисус Христос сказал: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6. 31), ибо в этом закон и пророки (Мф. 7. 12), т. е. в этом вся суть ветхозаветного учения о любви к ближним.

Все мы, конечно, хотим, чтобы люди любили нас, делали нам добро, содействовали нашим благим начинаниям. Но это значит, что и мы должны тем же отвечать им. Если же мы не хотим, чтобы нас злословили, обижали, преследовали, то и мы не должны делать этого другим. Эту ветхозаветную заповедь можно выразить и иначе: чего себе желаешь от людей, то делай и им. И наоборот: сего себе не желаешь, то не делай и другим. А это значит: возлюби ближнего, как самого себя (Мф. 22. 39)… И в этом возлюби говорит апостол, весь закон и заключается (Гал. 5. 14). И если бы люди исполняли этот ветхозаветный закон любви к людям, то не было бы на земле войн, ни распрей, ни обид, ни хищений, ни убийств. Был на земле мир и человецех благоволение.

«В кратких словах ветхозаветной заповеди: „как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними“, —

 

 

125

говорит святитель Иоанн Златоуст, — Спаситель показал, что добродетель и кратка, и удобна и всем известна. И что может быть справедливее, как оказывать ближнему то, чего себе желаешь».

Эту заповедь нельзя ограничивать тем, что творить добро только творящим нам добро, ибо, как говорится в сегодняшнем Евангельском чтении, и грешники то же делают (33 ст.), или давать взаймы только тем, от кого мы надеемся получить обратно, что делают и грешники (34 ст.). Грешники любят тех, кто их любит, т. е. любят только при взаимности, равенстве в отношениях: платят любовью за любовь, добром за добро. Ну, а как быть, когда этой взаимности нет, — когда, наоборот, на любовь отвечают неприязнью и враждой, на добро — злом? Тут добродетель (любовь) грешника не выдерживает, обрывается: у него не хватает сил на самоограничение, на любовь к злым и врагам, на любовь, как на подвиг. Не хватает тут сил и у ветхозаветной морали (любви), как таковой, где сказано: люби ближнего и ненавидь врага (Лев. 19. 17—18) и где в силе древний закон: Око за око, зуб за зуб? (Исх. 21. 24). Тут нужно что-то новое и большее.

Это новое и большее и дал Христос Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. 13. 34). Новизна новозаветного учения о любви, братие и сестры, заключается в том, что она неразрывно связана со всеми искупительными подвигами Господа нашего Иисуса Христа, с Его жертвенной любовью к нам, и с той благодатной силой, которая дается через церковные таинства всем верующим в Него и любящим Его.

 

 

126

И этим благодатным силам нет границ. Вот почему Христос и говорит: но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего… и будете сынами Всевышнего, ибо Он благ и к неблагодарным и злым. И так будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6. 35—36).

Всю высоту этой новой любви может понять и быть причастный ей лишь тот, кто является членом единого организма, единого Тела — Церкви Христовой, где для всех Один Господь, одна вера, одно крещение, Один Бог и Отец всех… и каждому дана благодать (Еф. 4. 4—7). Здесь нет ни эллинов, ни иудеев, нет разделения на своих и чужих, на близких и дальних, на добрых и не добрых, как кет этого разделения у Господа (Лк. 6. 35). Здесь все призваны и любить и тяготы носить друг друга (Гал. 6. 2) и искать не своей пользы, а пользы другого (1 Кор. 10. 24) и служить человеку, как Самому Господу (Еф. 6. 7).

Мы доселе не знаем, мы доселе не испытали, братие и сестры, жизни в такой любви, нам неведомо счастье, блаженство этой любви, такой любви, когда мы живем уже не сами в себе и для себя, а живем в Боге и в ближнем, т. е. живем двуединой любовью. Такой двуединой любовью горели сердца всех угодников Божиих. Такая двуединая любовь дала силу первохристианской общине выйти за пределы Иерусалима и Палестины и духовно пленять, покорять Христу одну страну за другой.

Будем, братие и сестры, и мы молить Господа озарить наши сердца любовью к Богу и друг ко другу. Будем настойчивы в

 

 

127

приращении, в созидании себя самого в любви (Ефес. 4. 16). И тогда Бог мира и любви всегда будет с вами. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.12 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.