Поиск авторов по алфавиту

Поучение в неделю 16‑ю по Пятидесятнице Притча о талантах (Мф. 25. 14—30)

Поучение
в неделю 16‑ю по Пятидесятнице

Притча о талантах (Мф. 25. 14—30)

Лукавый раб, ленивый… и негодный (Мф. 25. 26, 30).

Необходимость труда

В сегодняшнем евангельском чтении, благочестивые слушатели, мы слышали притчу Спасителя о талантах. Эта притча особенно

 

 

97

поучительна и назидательна. Она говорит о необходимости труда и неизбежности зла при уклонении от этого труда.

Труд для человека необходим прежде всего потому, что ему дарованы таланты, т. е. способности, силы на этот труд. Он необходим и потому, что только трудясь, люди растут, совершенствуются, приносят пользу себе и людям.

Таланты, способности к труду даны каждому. Бесталантных людей нет, как нет лишних, ненужных. Труд каждого, пусть самый малый и незаметный, восполняет труд других и сам восполняется трудом других. Поэтому ни один человек, ни один талант не может быть потерян, зарыт в землю, лишен прибыли. Всякий труд ответственен, подотчетен. И, судя по его результатам, он или одобряется и награждается, или порицается и наказывается. Обо всем этом и говорит нам притча о талантах. Напомним вкратце ее содержание.

Один господин, уезжая надолго из имения своего, поручил слугам-рабам своим вести хозяйство, дав одному пять талантов, другому — два, третьему один, что соответствовало силе у каждого. Когда он возвратился из поездки, то слуга, получивший пять талантов, принес ему еще пять, получивший два отдал еще два, а получивший один талант возвратил этот талант, нисколько не увеличив его. Тогда Господин сказал каждому из двух первых слуг:

 

 

98

Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость господина твоего (21, 23 ст.). А когда господин потребовал отчета от третьего слуги, то тот сказал: Господин, я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял и собираешь, где не рассыпал. И, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в землю, вот тебе твое (24—25 ст.).

Господин ответил ему: Лукавый раб и ленивый… Надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, чтобы я получил бы мое с прибылью. И так возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов… А негодного раба бросьте в тьму кромешную, где плач и скрежет зубов (26—30 ст.).

Под господином этой притчи следует разуметь Бога — Творца и Промыслителя, дарующего всем людям таланты — естественные и благодатные. Естественные таланты — это наши способности к учению, труду, семейной жизни, к науке, искусству.

Мы имеем дар разума, чтобы учиться, развиваться, трудиться. Имеем дар сердца, чтобы иметь расположение, сочувствие и любовь друг ко другу, чтобы чувствовать красоту Божьего мира и творений: рук человеческих. Имеем волю, чтобы достойно выполнять свое великое назначение на земле — быть тружеником в вертограде Божием. Все эти способности и их назначение тесно связаны с чувством ответственности за них, с сознанием своих обязанностей и долгом пред Богом и людьми.

Труд только тогда труд, когда он добросовестен и честен.

 

 

99

Нельзя, чтобы труд наш кто-то переделывал или доделывал. Помогать другим в труде мы обязаны, а принимать услуги от них должны лишь при немощи своей или из-за любви, из-за нежелания обидеть ближнего. Пусть лучше уж я сам помогаю, чем мне помогают, пусть лучше сам даю взаймы, чем беру у других… Каждый из нас создан не для себя, а для блага других и славы Божией. Всякое дело должно делать, как для Самого Господа, чтобы люди, видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5. 16).

Братие и сестры! Среди нас встречаются люди, которые работают кое-как, не дорабатывают положенное им, откладывают дела на завтра, послезавтра. Там, дескать, сразу все сделаю: испорченное исправлю, недоработанное доделаю. Но они ошибаются. Без ежедневных малых, т. е. положенных на сегодня дел, нельзя мечтать о дальнейших успехах.

Слуга сегодняшней притчи, приобретший пять талантов, не сразу их приобрел, а долгое время мало-помалу добросовестно собирал. Только будучи верным в малом, он смог оказаться верными во многом, т. е. смог это многое приобрести.

Братие и сестры! Среди наших даров и талантов и связанных с ними обязанностей особое значение имеют дары и обязанности семейные. Мы призваны не разрушать, а созидать и свято хранить наши семьи. Семья созидается взаимным доверием ее членов, послушанием старшим, любовью и заботой друг о друге. Где хорошая семья, там и мир, и лад, там общие интересы и общие усилия для блага всех и каждого в отдельности. Где семья

 

 

100

— там дети, где дети, — там забота об их воспитании. В семье особенно велика роль матери-труженицы. Ей надо и о детях позаботиться, и о питании семьи, и о чистоте и порядке в помещении. Как отрадно, когда в семье все опрятно одеты, сыты, ухожены, приветливы, дружны. Приятно посещать такие благоустроенные, благословенные семьи.

Нередко слышится: я уже стала старая. Мне трудно хорошо работать, Но ведь стареньким-то людям и надо особо хорошо работать: им скоро предстоит предстать с отчетом пред Богом за всю прожитую жизнь. Не начало жизни, а конец ее «венчает дело», усилия именно последних лет жизни являются решающим на суде Божием.

Кроме естественных даров или талантов нам даны и духовные таланты. Это прежде всего вера в Бога, чувство живой связи с Ним. Бог всегда Бог. Он всегда с нами, если мы сами пребываем с Ним, все видит, знает и готов помочь во всякой нужде, если мы усердно и покаянно просим Его. Если бы мы имели постоянный страх Божий, боязнь греха и дар непрестанной молитвы, тогда успешнее выполняли бы свои дела дома и вне дома.

Кроме веры, мы должны окрыляться надеждой на помощь Божию во всяком деле, прося благословения у Господа при начале его («Господи, благослови») и благодаря при окончании («Благодарю Тебя, Господи»).

 

 

101

Каждый момент нашей жизни должен быть связан с Господом. Святые угодники Божии молились ли, трудились ли — всегда чувствовали живую связь с Богом. Святая Ксения пребывала в постоянных трудах и молитвах. Она и скончалась во время молитвы в храме. Святой Антоний Великий плетение корзин сопровождал молитвенным общением с Господом. Наши домашние труженицы должны подражать им. Чистку картофеля, стирку белья и прочее они должны соединять с молитвенной просьбой о помощи. Пусть руки делают свое дело, а душа — свое. Как далеки мы от такой связи даров естественных (труд) и даров духовных, благодатных (молитва).

Поэтому то у нас плохо и развиваются дары, таланты естественные и духовные. А это бывает у нас нередко от лености, от пренебрежения к труду. А когда леность и пренебрежение к труду овладевают человеком, то неизбежно появляются и все чада их: лукавство, лживость, грубость, жестокость. Все эти качества мы и находим у слуги, закопавшего в землю данный ему талант.

Когда уехал его господин, он впал в своеволие, предался праздности и пренебрег трудом. Кто-то его кормил, одевал, обслуживал. А он, живя чужим трудом, предался легкой праздной жизни. Он уподобился, по выражению святителя Димитрия Ростовского, «шмелю, похищающему мед у трудолюбивых пчел». Он грубо нападал на тех, кто упрекал его в безделье, считая их жестокими, несправедливыми. Так он ответил и господину своему: Я знаю тебя, что ты человек жестокий. Господин назвал его лукавым,

 

 

102

ленивым и негодным (26, 30 ст.). Лукавым потому, что он стал защищать себя ложью и клеветой на господина, что он жесток. Ленивым и негодным потому, что он доказал свои леность и негодность на деле.

Братие и сестры, в притче о талантах пред нами выступают три человека. Двое из них оказались добросовестны, успешны и благословенны в своем труде. Они целиком раскрыли свои таланты. Верные в малом, они оказались верными и в большом, а потому и вошли в радость Господа своего. И какой горький жребий выбрал для себя третий слуга. Он пренебрег трудом, нарушив послушание воле Божией, за что и получил тяжкий удел: лишение всего на земле и тьму и слезы за гробом. Избави Бог всех нас от такого горького жребия и такого тяжкого удела!

Милосердный Боже! Вразуми нас, неразумных! Просвети нас, темных! Расположи к труду нас, ленивых и беспечных. Прииди и вселись в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души наша. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.11 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.