Поиск авторов по алфавиту

Поучение в неделю 16‑ю по Пятидесятнице (Мф. 25. 14-30) Притча о талантах

91

Поучение
в неделю 16‑ю по Пятидесятнице (Мф. 25. 14-30)

Притча о талантах

Добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многими тебя поставлю. Войди в радость Господина Твоего (Мф. 25. 21).

О верности Богу и милосердии к людям

В последние дни Своего пребывания на земле Господь наш Иисус Христос поведал ученикам Своим, что Сыну Человеческому надлежит вновь придти на землю, но уже для суда над человечеством. Он указал признаки, которые будут свидетельствовать о наступлении времени этого второго пришествия Сына Божия (Мф. 24. 6—41) и призвал бодрствовать и готовиться к этому пришествию. Но как готовиться? Об этом Христос поведал в трех притчах, сказанных одна за другой. Первой была сказана притча о верном рабе.

Один домовладыка, отлучаясь из своего дома, поручил верному и благоразумному рабу управлять домом и слугами — чтобы давать им пищу во время (Мф. 24. 45), то есть проявлять заботу и милосердие к ним. Этот верный раб будет блаженным, если домовладыка по возвращении своем найдет его поступающим так. Его, верного в малом, — он над многим поставит: поставит над всем своим имением (46 ст.).

Так, братие и сестры, верность Домовладыке-Богу и чело

 

 

92

вечность, милосердие к людям необходимы, чтобы получить «блаженство» при «возвращении» Господа, т. е. при Его втором пришествии.

Вслед за этой притчей Христос поведал притчу о десяти девах. Тогда Царство Небесное подобно будет десяти девам, которые, взявши светильники, вышли на встречу жениху (Мф. 25. 1). Пять из них были мудрые: кроме светильников, они взяли и сосуды с запасным маслом. Этого не сделали неразумные девы. Жених медлил. Девы, подремав, заснули. В полночь разделен крик: жених идет. Мудрые девы заправили свои светильники, готовясь к встрече с женихом. У неразумных догорело в светильниках масло, и они гасли. Мудрые не имели избытка в масле, чтобы поделиться с неразумными и посоветовали им пойти и купить себе масло. Когда они возвратились, двери на брачный пир были уже закрыты. Тщетно они взывали к Жениху: Господи, Господи, отвори нам! В ответ они услышали горестное: Не знаю вас (11—12 ст.). Итак бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий (13 ст.) Так заканчивается вторая притча.

Почему Царство Небесное в этой притче уподобляется девам? Потому, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — что они отдали Богу самое «великое» из того, что имели: девственность, целомудрие, чистоту, верность и преданность. Все эти качества и есть те «светильники» (Святитель Иоанн Златоуст). Но мало отдать себя на служение Богу, нужно еще горение, пламенность в этом служении. Масло в светильнике — это любовь к Богу, это человеколюбие, милосердие, добрые дела. Зажженный светильник — это и

 

 

93

есть горение любви к Богу и людям, это и есть свет, сияние этой любви. У мудрых дев было достаточно любви для встречи Жениха. Они имели то «малое и верное», что поставило их «над многим»: позволило войти в Чертог Жениха. У немудрых дев не оказалось достатка в любви «верности» в малом, и они оказались вне Чертога Божия, то есть Царства Небесного.

Притча эта, братие и сестры, ярко показывает, каким девам и в чем мы должны подражать, чтобы не услышать на грядущем суде Божием это горькое: Не знаю вас.

И наконец, на эту же тему — о подготовке душ и сердец наших ко второму пришествию Сына Божия, — Иисус Христос рассказал третью притчу — о талантах. Отправляясь на долгое время в чужую страну, Господин призвал рабов Своих и поручил им имение Свое, дав каждому по силе его: одному пять талантов, другому — два, и третьему один. Прошло много времени, как уехал Господин тот. За это время, получивший пять талантов, приобрел другие пять, получивший два —другие два. Получивший же один талант, закопал его в землю, же дав ему никакого приращения.

И вот, наконец, возвращается Господин тот и требует отчета от рабов Своих.

Получивший пять талантов, придя, говорит ему: Господин! Ты дал мне пять талантов, вот другие пять я приобрел на них. Господин ответил ему: Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость Господина твоего (Мф. 25. 21 ст.).

 

 

94

Такой отчет последовал и со стороны получившего два таланта и такой же ответ был дан ему со стороны Господина.

Подошел с отчетом своим и получивший один талант и сказал: Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял и собираешь, где не рассыпал и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в землю, вот тебе твое (Мф. 25. 24—25).

О, лукавый раб и ленивый, ответил ему Господин… Надлежало тебе отдать серебро мое торгующим и я получил бы мое с прибылью. И так возьмите у него талант и дайте имеющему десять…, а негодного раба выбросьте в тьму внешнюю (30 ст.). Такое содержание этой третьей притчи.

Все они (притчи), братие и сестры, имеют прямое отношение к нам, к нашей жизни. Они — зеркало, с которого на нам смотрят наши недостатки, изъяны, грехи, заблуждения, призывая нас к управлению.

Мы обычно все свои способности, дарования, таланты считаем своими собственными, личными, своим трудом созданными, благоприобретенными. Зеркало последней притчи говорит нам, что все наши способности и таланты заложены в нашей природе Богом. Это Он дал одному пять, другому — два, третьему один талант.

Бог даровал нам разные способности и таланты для разного употребления (Рим. 9. 21). Мы ничего своего не привносим в мир (1 Тим. 6. 7). Мы всего лишь работники в винограднике, в имении Единого Домовладыки и призваны выполнять Его волю и развивать те таланты, которыми Он наделил нас.

Мы часто ленимся и лукавим в труде, упрекаем в жестокости людей, ропщем на Бога, ищем виновников своих личных неудач

 

 

95

и как бы не видим, что сами же заморозили, не развили свои дарования, закопали в землю свои таланты.

Последняя притча показывает нам лицо такого лукавого, ленивого и негодного работника в винограднике Домовладыки. Его лукавство и лень вредят не только хозяйству виноградника, но и ему самому, лишая его и того последнего, что он имел на земле и готовя ему тяжелую участь за гробом.

В притче о талантах, братие и сестры, идет речь о талантах вообще, без указания видов и разновидностей этих талантов [[Поучение о Талантах см. в этом же сборнике № 1.]]. Какие же здесь подразумеваются таланты и какие труды для развития этих талантов? Ответ на этот вопрос будет ясен, если мы рассмотрим ту цель, ради которой были сказаны притчи.

Все три приведенные выше притчи в устах Иисуса Христа имели одну цель: сообщить слушателям о Его втором пришествии о страшном суде и о подготовке к ним. В чем будет состоять этот суд, в чем мы будем обвиняться на этом суде — обо всем этом говорит Сам Христос сразу же после притчи о талантах [[Поучение о Страшном суде см. сборн. № 2]]. На Страшном суде Он потребует от нас отчета в том, как мы относились к меньшим братьям Его: к алчущим, жаждущим, нагим, больным, заключенным, странникам (Мф. 25. 35—36).

Готовиться к Страшному суду и значит заранее выполнять все указанные в словах Христа виды любви и милосердия и добрых дел, для которых мы и созданы (Еф. 2. 10). Отсюда и

 

 

96

основные таланты, которые Господь дает нам — это таланты любви и милосердия и основной труд всей нашей жизни должен быть трудом любви и милосердия ко всем, с кем мы живем, работаем, встречаемся, наипаче же к особо нуждающимся в этой помощи. Оказывая им братолюбие и вспоможение и сами богатеем в любви, радуя Его, и сорадуясь с Ним.

Братие и сестры! Господь нас зовет подражать верному рабу первой притчи, который преданно и верно исполнял волю Его и милосердно питал слуг Его. Господь зовет нас следовать в Царство Небесное стезей мудрых дев: со светильником любви к Богу в сердце своему Он зовет нас умножить духовные таланты свои, возрастать в послушании Богу, в любви и милосердии к людям, в просвещении души и в радости о Господе.

Помолимся же Ему: «Христе, Свете истинный, просвещаяй и освещаяй всякого человека, грядущего в мир…, исправи стопы наши к деланию заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Твоих святых». Аминь.


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.