Поиск авторов по алфавиту

Поучение в неделю 14‑ю по Пятидесятнице (Мф. 22. 1—14). Брачный пир у Господа

Поучение
в неделю 14‑ю по Пятидесятнице (Мф. 22. 1—14).

Брачный пир у Господа

Много званных, но мало избранных (Мф. 22. 14).

О званных на вечерю

В сегодняшнем евангельском чтении, братие и сестры, святая Церковь предлагает для нашего назидания притчу о званных на вечерю. В предыдущее воскресение мы слышали притчу о злых виноградарях. Между этими двумя притчами существует внутренняя смысловая связь.

 

 

81

В притчах о злых, жестоких виноградарях Христос напомнил нам, что Господь вручил нам виноградник, чтобы мы возделывали его и приносили плоды от него Господу Богу и людям. Он указал нам в той притче, что злых, своекорыстных возделывателей этого виноградника, не приносящих плодов хозяину и убивающих слуг его и сына его, он строго наказывает, а приносящих плоды приемлет и награждает. Таков смысл первой притчи — о злых, жестоких виноградарях. Такой же смысл имеет и вторая притча — о званных на вечерю, которую мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении. Вспомним ее содержание.

Царство Небесное подобно человеку — царю, устроившему брачный пир для сына своего и заранее пригласившего гостей на этот пир. Под царем в притче разумеется Отец Небесный, под Сыном Его — Иисус Христос — Спаситель мира, под браком и брачным пиром — Царство Божие. На этот брачный пир веры, на трапезу любви Божией в Чертог Царства Божия и приглашал, звал заранее многих хозяин пира — Господь. Званные отказались от приглашения, они «пренебрегли им» и отказались придти под разными предлогами (полевых работ, торговых дел, семейных обстоятельств) и просили иметь их отреченными, т. е. извинить их за неявку (Лк. 14. 18—20).

Тогда Господь вновь приглашает их, указывая, что нельзя медлить, что все уже готово для приема званных: и телец

 

 

82

упитанный заклан, и одежды для гостей и слуги для обслуживания их. И Сам Он ждет их. Но они вновь отказались.

Что же это за люди, так дерзко пренебрегшие любовью Божией и своим собственным духовным питанием в чертоге Господнем? Это все те, кои, желая сохранить душу свою для мирских дел и интересов временной жизни, «губят», теряют ее для будущей, вечной жизни (Мф. 10. 28). Господь приглашал их — они не явились; звали их — они пренебрегли Им. Тогда и Господь отвергся их (Мф. 22. 7).

Но брачный чертог должен быть заполнен. И вот царь посылает слуг своих на распутья глухих улиц, чтобы собрать людей, на пир. И когда они собрались, то облачились в приготовленные для гостей одежды и заняли предназначенные им места на трапезе Господней.

Что это за одежды, которые позволили им (гостям) быть в Чертоге Божием?

Одежды эти — это страх Божий, это внутренняя чистота и кротость, одеяния эти — это праведная, благочестивая жизнь, ризы эти — это правда, мир и радость о Духе Святом.

Среди достойных, облаченных в брачные одежды, оказался один недостойный, не очистившийся, не покаявшийся, сохранивший на себе грязную одежду, одежду греха и порока. И царь, войдя на пир, сразу же заметил его и сказал: Друже! Как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал (12 ст.).

 

 

83

Смотрите, братие и сестры, грешника Бог назвал другом Своим! Тут бы ему, погрязшему в грехах, и покаяться. Тут бы ему, очистившись покаянием и облачиться в брачные, чистые одеяния. Но нет: он молчал.

Почему, братие и сестры, он молчал? Он молчал потому, что был лишен благодати покаяния. А ее был лишен потому, что вел зазорную, порочную жизнь, никогда не каясь и не облекаясь в одежду христианских добродетелей. Что это за добродетели, которые сами красноречиво свидетельствуют о себе, как брачной одежде на пиру Господнем?

Послушаем ответ апостола. Облекись, — говорит он, — в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение… любовь… мир… (Кол. 3. 12—15). Не имея таких добродетелей, такой «благодатной жизни, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — он (попавший на пир грешник) и молчал».

Вслед за этим святой отец, обращаясь ко всем верующим, говорит: «Послушайте жены, послушайте мужья! Вам нужна не дорогая одежда, украшающая ваше тело, но одежда, украшающая душу… Нельзя украшать тело, душу же оставлять в рубище… Хочешь я покажу тебе одетых в подлинно-брачные одежды? Припомни святых, живущих в пустынях, облаченных во власяницы… Если бы ты мог созерцать их внутреннюю красоту, то упал бы на землю, не вынес бы сияния красоты светлости их одежды и блеска их совести. Можем ли мы сравнить себя с ними»? — спрашивает святой отец и отвечает: «Нет, не можем».

 

 

84

Но, братие и сестры, если мы не можем сравнить себя с ними, то можем и обязаны, по мере своих сил, подражать им. Подражать им в вере и любви к Богу и ближним и в непрестанной молитве, т. е. в непрестанном единении, общении с Богом. Не только в дни Страстной седмицы, но постоянно должны мы молитвенно взывать ко Господу: «Чертог Твой вижу, Спасе Мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в него. Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». Аминь.


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.