13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Поучение в неделю 10‑ю по Пятидесятнице (Мф. 17. 14—23) Об исцелении бесноватого сына
59
Поучение
в неделю 10‑ю по Пятидесятнице (Мф. 17. 14—23)
Об исцелении бесноватого сына
Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему (Мф. 9. 23).
Духа не угашайте
Сегодняшнее евангельское чтение, братие и сестры, посвящено чуду исцеления отрока, одержимого духом нечистым, приведенного ко Иисусу Христу отцом с просьбой о помиловании и исцелении.
Отец так рассказал Спасителю о болезни сына своего. В новолуние он беснуется и тяжко страдает (Мф. 17. 15), падает на землю, испускает пену, скрежещет зубами и цепенеет… Многократно нечистый дух бросал его в огонь и в воду, чтобы погубить его (Мк. 9. 18. 22). Злой дух насилу отступает от него, измучив его (Лк. 9. 39).
Такими словами отца евангелисты описывают тяжелую болезнь одержимости беснования. Эта болезнь — болезнь души, духа человеческого, подпавшего под власть злого, нечистого духа. Больной теряет свою волю, свой разум и подчиняется злой силе, выполняя все, что она требует. Такой тяжелой ее формой и страдал приведенный ко Христу отрок.
Он был единственный сын у отца и болел с детства. Много перестрадал с ним отец, много скорби и муки перенесло его родительское сердце. Но вот он узнал, что Иисус Христос помога-
60
ет всем страждущим, исцеляет всякие болезни, изгоняет самых злых и нечистых духов. Взяв с собой больного сына, отец и поим к Нему. Но Спаситель в это время был с тремя учениками на горе Фаворе. Это был день Преображения Господня. Девять остальных учеников оставались внизу, недалеко от горы Фавора. К ним и обратился отец больного отрока за помощью, рассказав им о силе беснования своего сына. Апостолы не смогли исцелить его. Почему же они не смогли сделать это?
Они могли усумниться в своей силе изгнать такого нечистого духа. Они могли думать, что вот-вот сойдет с горы Спаситель: Сам исцелит столь тяжело больного отрока. Вместе с тем, они могли видеть слабость веры отца в возможность исцеления сына.
Он, хотя и просил их об исцелении, но сам колебался, сомневался, что они могут исцелить его сына. О слабости своей веры он и сам потом со слезами признался Христу: верую, — говорит, — Господи, помоги моему неверию (Мк. 9. 24), помоги моему маловерию, моей слабой, недостаточной вере. А без этого нельзя было исцелить его сына. Вот почему Иисус Христос, когда отец пожаловался, что апостолы не могли исцелить сына, — и сказал с упреком ему: род неверный и развращенный!
Христос приказал принести больного сына. И когда привели его, и бесноватый увидел Христа, то дух сотряс отрока, он упал на землю и валялся, испуская пену (Мк. 9. 20). Больной впал в очередной припадок своей страшной болезни. Жутко было смотреть него. Сжалось сердце у всех присутствующих. Не особенно тяж
61
ко было смотреть отцу на страдания сына.
Страдая и скорбя, он обратился с мольбой ко Христу: если что можешь, сжалься над нами и помоги нам (Мф. 9. 22).
В словах если что можешь слышится все та же недостаточная, неполная вера, о которой отец приходил и к апостолам, прося их об исцелении. В словах же помоги нам слышится та же горячая родительская любовь, какая слышалась в словах жены хананеянки: помилуй меня (Мф. 15. 22), когда она пришла ко Христу с бесноватой дочерью.
Страдания детей отзываются болью в сердце родителей как собственные страдания. Жалея больного отрока и милосердствуя скорбящему отцу, Спаситель хотел видеть у отца веру твердую, неколеблющуюся, чтобы можно было исцелить его сына. Поэтому говорит ему: Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. Мы уже знаем, что ответил отец. Он сказал: Верую, Господи, помоги моему неверию (Мк. 9. 23—24).
У отца, как видим, была слабая вера. Милосердие Божие восполнило недостаток его веры, коснулось его сердца и расположило к более глубокой вере. Обратившись к больному, Христос запретил духу нечистому, сказав ему: Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи него… И дух, вскрикнув и сотрясши больного, вышел из него (Мк. 9. 25—26). Так закончилось чудо исцеления больного отрока.
После этого Иисус Христос пришел в селение и вошел в дом. Здесь наедине ученики спросили Его: почему мы не могли изгнать
62
злого духа из отрока? Христос ответил им: сей род (демонов) не может выйти иначе, как от молитвы и поста (29 ст.) как самого страждущего, так и исцеляющего. А такой крепкой веры не было как у отца отрока, так и у апостолов, как указал им Сам Христос (Мф. 17. 20).
«Видишь ли, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — как апостолам Христос говорит о посте? Пост с верою много придает крепости. Но этого мало. Нужна еще молитва, и она должна предшествовать посту. Кто молится и постится, тот имеет два крыла, легчайшие самого ветра». Так говорит о значении поста, молитвы и веры вселенский учитель — святитель Иоанн Златоуст.
Объясняя слова Спасителя о посте и молитве, митрополит Филарет московский говорит: «Апостолам пост нужен, нам ли не нужен? Чудотворцам он помогает: можем ли мы пренебрегать его помощью, когда у нас так часто плоть воюет против духа?» Так увещевает нас о необходимости поста московский святитель.
Всем нам, братие и сестры, нужны и пост и молитва для укрепления своей веры. Всем нам сомневающимся, колеблющимся, всем маловерным надо непрестанно просить Господа: Веруем, Господи, помоги нашему неверию.
Апостолам угрожала опасность утопления от маловерия, и апостол Петр уже погружался в пучину морскую из-за маловерия (Мф. 14. 31), и только крик его, обращенный к Спасителю: Господи, спаси меня, спас его от гибели. Нам указан спасительный путь ко Господу — это вера, пост и молитва.
63
Сейчас у нас Успенский пост — время самое благоприятное идти этим путем. Господи, помоги нам по бурным волнам житейского моря шествовать к Тебе и соединиться с Тобою на веки. Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.