Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Письмо 255. К Западным

211

255. К ЗАПАДНЫМ (263).

От лица восточных Церквей благодарит за утешительные послания и за присланных пресвитеров; просит и впредь не оставлять своим посещением, или по крайней мере письмами; поелику восточным Церквам не столько делают вреда явные ариане, сколько скрывающие зловерие свое под благовидною наружностью; то находит нужным объявить о последних поименно всем Церквам, и объявление сие сделать от лица Западных; после сего описывает непостоянство Евстафия; перечисляет заблуждения Аполлинария и обвиняет Павлина, что принимает в общение последователей Маркелловых; наконец заключает прошением сделать постановление о допущении к общению одних отрекающихся от своих заблуждений, и об отлучении упорных. (Писано в 377 году).

Господь Бог наш, на Которого возложили мы упование, да дарует каждому из вас столько благодати к достижению уповаемого, сколько сами вы исполнили сердца наши радостью, и своими письмами, какие прислали вы к нам с возлюбленнейшими сопресвитерами нашими, и своим состраданием к нашим горестям, какое, по словам вышеупомянутых пресвитеров, возымели вы к нам, как облекшиеся в утробы щедрот (Колос. 3, 12). Ибо, хотя раны наши остаются такими же, однако же доставляет нам некоторое облегчение и то, что есть готовые врачи, которые, если улучат время, в состоянии скоро уврачевать болезни наши. Почему снова и приветствуем и просим вас чрез возлюбленных, если Господь даст вам возможность отправиться к нам, не замедлить вашим посещением; потому что посещение недужных требуется одною из важнейших заповедей. Если же благий Бог и премудрый Домостроитель нашей жизни соблюдает милость сию до другого времени, то по крайней мере пишите к нам, что только прилично вам писать в утешение угнетенных и в восстановление сокрушенных. Ибо много уже было сокрушений для Церкви,

 

 

212

и велика наша скорбь о них, а помощи не ожидаем ни откуда более, если не пошлет уврачевании нам Господь чрез вас, искренно работающих Ему.

Дерзость и бесстыдство арианской ереси, явным образом отторгшись от тела Церкви, остаются при собственном своем заблуждении и не много вредят нам; потому что для всех очевидно нечестие ариан. А кто облекся в овчую кожу, показывает наружность приветливую и кроткую, внутренне же терзает нещадно стадо Христово, и поелику от нас вышел, удобно сообщает повреждение простодушным, те тяжки для нас и от тех трудно остеречься. И желаем, чтобы о них вашею во всем точностью повещено было всем Церквам на Востоке, чтобы они, или вступив на правый путь, искренно принадлежали к нам, или, оставаясь в своем развращении, в себе одних заключили вред, не имея возможности передавать болезнь свою сближающимся с ними в неосторожном общении. Необходимо же упомянуть о них поименно, чтобы и сами вы имели сведение, кто производит у нас смятения, и объявили о сем в наших Церквах. Ибо наше слово для многих подозрительно; не по частным ли своим распрям думаем о них худо; а вы чем далее от них живете, тем более имеете достоверности у народа, не говоря уже о том, что в попечении об утесненных содействует вам и благодать Божия. Если же многие согласно определите одно и то же; то явно, что множество участвовавших в определении расположит всех к беспрекословному принятию самого определения.

Итак, один из причиняющих нам великую печаль есть Евстафий из Севастии, что в малой Армении; он, в давности обучавшийся у Ария, и пока процветал в Александрии, сложивший лукавые хулы на Единородного, бывший последователь

 

 

213

Ариев и считавшийся в числе самых искренних учеников, когда возвратился в отечество, и блаженнейший Епископ Кесарийский Ермоген осудил его за зловерие, дал исповедание здравой веры. И таким образом приняв от него рукоположение, по успении его, тотчас обратился к константинопольскому Евсевию, который и сам не меньше кого другого защищал злочестивое Ариево учение. Потом выгнанный оттуда по каким-то причинам, когда пришел к соотечественникам, опять оправдался, злочестивое мудрование скрывая, а на словах выказывая некоторую правоту веры. И достигнув случайно епископства, тотчас на Соборе, бывшем у них в Анкире, оказывается написавшим проклятие на догмат единосущия. Отсюда пришедши в Селевкию, с единомысленными ему совершил дело, которое всем известно. А в Константинополе опять согласился на все, что было предложено еретиками, Таким образом, удаленный от епископства, по предварительном низложении в Мелетине, средством к восстановлению своему придумал путешествие к вам. Что было ему предложено блаженнейшим Епископом Ливерием, также на что сам он согласился, сие нам не известно, кроме того, что принес он послание о своем восстановлении, и представив оное Собору в Тиане, действительно восстановлен на прежнем месте. Он то теперь разоряет ту веру, за которую принят, состоит в согласии с проклинающими догмат единосущия, и стал вождем ереси Духоборцев. Итак, поелику от сего есть у него возможность делать обиды Церквам, и свободою, какая дана ему вами, пользуется он к совращению многих; то необходимо, чтоб с сего времени поправлено было дело, и чтобы написали вы Церквам, на каких условиях он принят; и почему ныне переменив-

 

 

214

шись, обращает в ничто милость, сделанную ему бывшими тогда Отцами.

Второй по нем Аполлинарий; и он не мало причиняет огорчения Церквам. Ибо при способности легко писать, имея язык готовый свободно говорить о всяком предмете, наполнил он вселенную своими сочинениями, не вняв охуждению того, который говорит: хранися творити книги многи (Еккл. 12,12). А во множестве, без сомнения, как допущено им много и ошибок (ибо возможно ли от многословия избежати греха? Притч. 10, 19.), так есть у него и богословские рассуждения, основанные не на доказательствах из Писания, но на человеческих началах; есть у него рассуждения о воскресении, сложенные баснословно, или лучше сказать, по-иудейски,— в которых говорит, что опять возвратимся к подзаконному служению, опять будем обрезываться, субботствовать, воздерживаться от яств, приносить Богу жертвы и поклоняться во храме иерусалимском и, кратко сказать, из христиан сделаемся совершенно Иудеями.

Что же может быть смешнее этого? Вернее же сказать, что может быть более сего чуждым Евангельскому учению? Потом и сочинение о воплощении произвело столько смятения в братстве, что не многие уже из читавших сие сочинение сохраняют в себе первоначальный отпечаток благочестия; многие же, вняв нововведениям, обратились к вопросам и к спорным исследованиям о сих бесполезных речениях.

Павлин же подлежит ли какой укоризне за рукоположение, можете сказать о сем сами. А нас огорчает наклонностью к учениям Маркелла, и тем, что последователей его допускает без различения в общение с собою. Вы же, досточестнейшие братия, знаете, что Маркеллово учение в ничто обращает все наше упование, Сына исповедуя не в собствен-

 

 

215

ной Ипостаси, но проявившимся и опять возвратившимся в Того, из Кого произошел, и об Утешителе не допуская, чтобы имел Он собственную Свою самостоятельность; почему не погрешит, кто ересь сию признает совершенно чуждою христианству, и назовет ее искаженным иудейством.

Просим вас принять на себя попечение об этом. И сделаете сие, если соблаговолите написать всем Церквам на Востоке, что искажающие учение, если исправятся, будут приняты в общение; а если захотят упорно остаться при своих нововведениях, будут отлучены от Церквей. Должно ли было и нам в совокупном заседании с вашим благоразумием подвергнуть сие общему рассмотрению, сами того не знаем. Но поелику время не позволяет сего, и медлить вредно, потому что производимый ими вред укореняется; то по необходимости послали мы братий, чтобы не досказанное в письме доведя до вашего сведения, побудили ваше благоговение подать Церквам Божиим требуемую помощь.


Страница сгенерирована за 0.31 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.