Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Ревностный защититель и хранитель истинныя веры

«РЕВНОСТНЫЙ ЗАЩИТИТЕЛЬ И ХРАНИТЕЛЬ ИСТИННЫЯ ВЕРЫ»

 

Возглавляя Церковь в момент исторического катаклизма, Патриарх Тихон делал все для того, чтобы сохранить наследие Божие, сохранить верность Христу, сохранить верность каноническому устройству Церкви. Но с исторической точки зрения ему мало что удалось совершить. Не удалось предотвратить гонение на Церковь, уничтожение храмов, расстрел священников и монахов. В этом смысле его служение было тяжким крестом — в нем было очень мало радости. Может быть, только первое ликование народа в связи с избранием его на Патриарший престол, грандиозные крестные ходы, в том числе на Красной площади в Москве, в Петрограде, в других местах, куда приезжал Святитель, духовно поддерживали его в тяжелейшем служении. Однако с каждым месяцем ситуация становилась все более и более тревожной, опасной, разрушительной для Церкви.

24

 

 

ПОСЛАНИЕ ОБ АНАФЕМАТСТВОВАНИИ

ТВОРЯЩИХ БЕЗЗАКОНИЯ И ГОНИТЕЛЕЙ
ВЕРЫ И ЦЕРКВИ ПРАВОСЛАВНОЙ
19 января (1 февраля) 1918 г.

...Где же пределы этим издевательствам над Церковью Христовой? Как и чем можно остановить наступление на нее врагов неистовых?

Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей.

Враги Церкви захватывают власть над нею и ее достоянием силою смертоносного оружия, а вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, строителями новой жизни по велению народного разума, ибо действуют даже прямо противно совести народной.

А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого Апостола: Кто ны разлучит от любое Божия, скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч (Рим. 8,35).

А вы, братие архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в нашем духовном делании, с пламенной ревностью зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви Православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и мы твердо уповаем, что враги Церкви будут посрамлены и расточатся силою креста Христова, ибо непреложно

25

 

 

обетование Самого Божественного Крестоносца: Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей (Мф. 16,18).

 

Но святитель Тихон сделал самое главное: он сохранил Церковь нашу — пусть ущемленную, пусть разрушенную, пусть разделенную, — но он сохранил ее в самое трудное время. Мы знаем евангельское повествование о добром пастыре, который так разительно отличается от тех, которые только называют себя пастырями, а по сути — тати, то есть воры и разбойники, их не слушают овцы (см.: Ин. 10,1-5). Все это так точно отобразилось в истории Патриарха Тихона! Именно в те годы в Церкви нашей возник раскол обновленчества, стали появляться разного рода «митрополиты», «епископы», «архиепископы», которые лишь именовали себя так, но никогда не были по благодати тем, чем именовались. Они-то и были татями и разбойниками, которые ставили перед собой задачу разделить стадо Христово, направить его по ложному пути — по тому, по которому призывала идти безбожная власть.

Когда раскол набирал силу, когда государственная власть, стремясь к уничтожению Церкви, поддерживала всяческие разделения, когда, казалось бы, у Православной Церкви не оставалось никаких шансов выжить, когда Русскую Церковь пренебрежительно называли «тихоновской» (не Христовой, не Православной, а «тихоновской» — словно один из расколов или как один из вариантов Православия), когда очень многие, убоявшись государственной силы, а некоторые и поддавшись пропаганде, переходили в стан раскольников, Патриарх не дрогнул. Он

28

 

 

призвал сопротивляться волкам в овечьей шкуре, которые хотели разрушить единство Церкви, которые представляли ее как отсталую организацию, связанную с прошлым и, как писали обновленцы, не успевшую вскочить на последнюю подножку поезда революции.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА

ТИХОНА И ПАТРИАРШЕГО СВЯЩЕННОГО
СИНОДА О НЕПРИЗНАНИИ КАНОНИЧНОСТИ
ОБНОВЛЕНЧЕСКОЙ ИЕРАРХИИ
2 (15) января 1924 г.

Святейший Патриарх и Священный при нем Синод всех уклонившихся в «обновленчество» и состоящих вне общения с Патриархом [постановляют] считать отколовшимися от Православной Церкви — состоящими в расколе; иерархию, как и управление у обновленцев, — незаконнными. [...]

 

Поэтому святитель Тихон был заточен в стенах Донского монастыря. Здесь он провел последние годы своей жизни, будучи изолированным от народа, от страны. Чтобы Церковь не сопротивлялась, ее надо было обезглавить. Мы знаем, что служение Патриарха завершилось исповедничеством и смертью, природа которой до сих пор не ясна. Многие считают, что это была не простая смерть, но смерть мученическая. Вслед за святителем Тихоном пошли тысячи священномучеников, чья кровь оросила нашу землю. Столько святых мучеников и исповедников, которые душу свою отдали за веру в Отечестве нашем в XX веке, не было за всю историю Вселенской Православной Церкви. И для всех них в самые страшные моменты допросов,

29

 

 

истязаний, приговоров и казней подлинным пастырем, за которым они готовы были идти даже до смерти (Откр. 12,11), оставался святитель Тихон, Патриарх Всероссийский.

Святитель Тихон, сознавая свою ответственность за Церковь Русскую, делал все для того, чтобы умиротворить людей и при этом не поступиться Божией правдой. Это особенно явственно следовало из его слов и действий, направленных на преодоление обновленческого раскола.

Что было бы, если бы и Патриарх ушел в раскол? Сегодня не было бы Русской Православной Церкви, народ лишился бы благодати. Но Первосвятитель не ушел, и в этом его непреходящая историческая заслуга. Он остался в Церкви, хотя пространство церковное сужалось с каждым днем. И потому все, что произошло после Патриарха Тихона, стало продолжением его трудов. И приснопамятный Святейший Патриарх Сергий, и последующие Первосвятители земли нашей продолжали делать то, что начал Святейший Тихон, а именно: сохранять, оберегать, а когда появилась возможность, то и приумножать духовную силу русского Православия.

Казалось бы, что проще — согласиться с той частью духовенства, которая примкнула к новой власти и требует революционных перемен в Церкви. Если произошли такие перемены в стране, если они поощряются властью, то почему бы не пойти по такому же пути и в Церкви?

Но святитель Тихон узрел диавольски опасный замысел толкнуть Церковь на путь все новых и новых разделений, спутать мысли, подорвать волю тех, кто был готов к мученичеству и исповедничеству. Диаволу не нужны мученики и исповедники,

31

 

 

потому что все они — с Богом, все они составляют Его воинство. Диаволу нужны те, которые добровольно отдают себя в его руки. Вот такими и были те самые обновленцы 1920-х годов, которые, прикрываясь красивыми словами, внешне привлекательными призывами, на самом деле творили беззаконие, разрушая Церковь Божию.

Трудно представить себе, какие душевные страдания выпали на долю Святейшего Патриарха Тихона. Трудно представить, каких сил стоило ему сопротивление тому распаду, и не только общественному, народному, но и церковному. Наверное, завершая свой жизненный путь, он не мог прозревать, что Церковь наша сравнительно скоро (а что такое семьдесят лет пред лицем Божиим?) восстанет из пепла и мало-помалу начнет проповедовать Божию правду народу своему, призывая его не забывать и уроков прошлого.

Патриарх не может не говорить правду — и он ее сказал. А потом долгих семьдесят лет ему эту правду вспоминали, называя врагом советской власти, каковым он не был, потому что как канонический архиерей и патриарх Церкви он не мог быть врагом светской власти. По своим убеждениям он, конечно, мог отрицательно относиться к той власти, но он никогда не выступал как ее враг и одновременно старался говорить правду Церкви и народу своему. Но эта правда колола власти глаза, и потому его назвали врагом.

Как важны были те честные и правдивые слова Патриарха, как много они значили для нашего народа! Они дали такой мощный импульс, который не смогло разрушить даже последующее тотальное гонение на Церковь с почти полным уничтожением епископата и духовенства. И мы сохранили

34

 

 

светлую память о Патриархе Тихоне, исповеднике, который возвышал свой пророческий голос и который, не вовлекаясь в суетную борьбу мира сего, не занимая того или иного положения, не поддерживая той или иной стороны в Гражданской войне, непрестанно молился об Отечестве, о примирении всех, о возвращении Руси той духовной силы, того единомыслия, той крепости, которые отличали во многом наш народ и обеспечивали прежде высочайшее развитие страны, превращение ее в подлинно великую державу

 

ПОСЛАНИЕ

С ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕМ ПРОТИВ МЩЕНИЯ
8 (21 июля) 1919 г.

[...] Трудная, но и какая высокая задача для христианина сохранить в себе великое счастье незлобия и любви и тогда, когда ниспровергнут твой враг, и когда угнетенный страдалец призывает изречь свой суд над недавним своим угнетателем и гонителем. И Промысл Божий уже ставит перед некоторыми из чад Русской Православной Церкви это испытание. Зажигаются страсти, вспыхивают мятежи. [...] Разрастается пожар, сведение счетов. Враждебные действия переходят в человеконенавистничество. [...] Вся Россия — поле сражения! [...]

Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Когда многие страдания, обиды и огорчения стали бы навевать вам жажду мщения, стали бы проталкивать в твои, Православная Русь, руки меч для кровавой расправы с теми, кого считала бы ты своим врагом, — отбрось далеко, так, чтобы ни в минуты самых тяжких для тебя испытаний и пыток, ни в минуты твоего торжества, никогда-никогда

35

 

 

рука твоя не потянулась бы к этому мечу, не умела бы и не хотела бы нести его. О, тогда воистину подвиг твой за Христа в нынешние лукавые дни перейдет в наследие и научение грядущим поколениям как лучший завет и благословение: что только на камени сем — врачевания зла добром — созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви в Русской земле и неуловимо даже для врагов будет святое имя ее и чистота подвига ее чад и служителей.

Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь (Гал. 6,18).

Почему Патриарх Тихон служил примирению людей? Может быть, ему надо было занять одну из сторон в Гражданской войне, например благословить Белое движение (чего он не сделал)? Или, может быть, ему нужно было примкнуть к власти, которая восседала сначала в Петрограде, а потом в Москве? Может быть, тогда он был бы менее уязвим и получил бы больше возможностей для осуществления своей патриаршей миссии?

Не сделал Святейший Патриарх ни того, ни другого. Святитель Тихон поднялся над схваткой обезумевших людей, соблазненных, обманутых, нарисовавших пред своим взором идиллические картины, принявших сказку за быль, обман — за правду. Святейший поднялся над всей той ужасной борьбой, кровопролитием и как истинный Первосвятитель земли Русской самим фактом своего служения, объединением вокруг себя епископата и народа Божия делал все для того, чтобы сохранить в людях православную веру, ибо знал, что если вера будет жива, то воскреснет Россия.

39

 

 

Ему не удалось увидеть этого воскресения, как не удалось увидеть его замученным архипастырям, пастырям, монашествующим и сотням тысяч православных людей. Но их подвиг и правда Патриарха Тихона через десятилетия достигли нас с вами, нынешнего поколения россиян.

Патриарх Тихон был подлинным миротворцем, и это, конечно, проистекало не из каких-то его личных особенностей, а из слов апостола Павла в его Послании к Ефесянам: «Христос есть мир наш, соединивший разделенных» (см.: Еф. 2,14). О каких разделенных говорил апостол Павел? Он говорил о язычниках и иудеях, которые были духовно непримиримыми врагами христианства с его совершенно другой культурой, с иной верой, с иными нравственными и духовными идеалами. Но Христос стал миром, соединившим разделенных. Апостол Павел свидетельствует об этом с полным пониманием и знанием дела, ведь он проповедовал язычникам и видел, как иудеи и язычники объединяются в христианских общинах.

И тысячелетние разделения исчезают, потому что Христос есть мир наш, который соединяет разделенных. Именно понимая это, понимая великое служение миру и ради мира Церкви Христовой, святитель Тихон и был миротворцем в самый, может быть, тяжелый момент нашей гражданской, светской истории.

42


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.