Поиск авторов по алфавиту

Автор:Успенский Николай Дмитриевич

Успенский Н.Д. О служении двух литургий

Разбивка страниц настоящей электронной главы сделана по изданию: Н. Д. Успенский, т. III. Москва, 2007 г.

О СЛУЖЕНИИ ДВУХ ЛИТУРГИЙ

Типикон при изложении чинопоследований суточного круга богослужения имеет в виду служение одной только литургии, которая в обычное время года должна быть совершаема около полудня, — откуда происходит ее название в просторечии «обедня», — в некоторые же праздники «порану, труда ради бденнаго», т. е. ранним утром, а в навечерия Рождества Христова и Богоявления, в Благовещение Пресвятой Богородицы, «егда прилунится в пост», а также в Великий Четверток и в Великую Субботу литургия совершается во второй половине дня в соединении с вечерней, по отпетии всех часов и чина изобразительных. Служения двух литургий в один день, хотя бы то был великий праздник, Типикон не знает. Тем не менее в русской богослужебной практике существует обычай служения в один день двух литургий — ранней и поздней, а иногда и более.

В обычное время года служение двух литургий не вызывает недоумений, но как совершать две литургии в те дни, когда Церковный устав указывает служить литургию в соединении с вечерней, по отпетии часов и изобразительных? Для правильного решения этого вопроса в смысле сохранения верности церковной традиции и идейного значения самих служб часов, изобразительных и вечерни, с которыми связано в Типиконе совершение литургии в навечерия великих праздников Рождества Христова и Богоявления, а также в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в Великий Четверток и в Великую Субботу, следует учесть:

1) совершаемые в навечерия Рождества Христова и Богоявления «царские», (или великие) часы представляют собой особое чинопоследование, исторически возникшее на основе раннехристианского обычая встречать эти праздники, начиная с предшествующего вечера, в чтении Священного Писания, пении псалмов и особых праздничных антифонов. В этом смысле они отличаются от наших повседневных часов, возникших

121

 

 

122

на основе древнеиноческого келейного правила псалмопения. Различное происхождение тех и других часов — одних, как нарочитого праздничного последования, а других, как обычного часового псалмопения, — позволяет совершение их в один и тот же день. История богослужения подтверждает возможность двукратного совершения часовых служб. Так, еще в XII веке в иерусалимском храме Воскресения патриарх совершал со своим клиром часы Великого Пятка, затем монахи палестинских монастырей служили на Голгофе другие часы1;

2) совершаемый в конце часов во все вышеупомянутые дни чин изобразительных есть не что иное, как начало литургии. Он отправляется в эти дни потому именно, что литургия, будучи начинаема вечерней, не имеет этой своей части. Там, где совершаются две литургии, следовательно, возможно, начало ранней литургии обычным порядком — с пения изобразительных;

3) литургия в навечерия Рождества Христова и Богоявления, а также в Великий Четверток и Великую Субботу начинается вечерней не потому, что она служится по чину св. Василия Великого, а потому, что она совершается во второй половине дня, ближе к вечеру. В Благовещение Пресвятой Богородицы, если это день постный, литургия также начинается вечерней, но совершается она по чину св. Иоанна Златоуста. Иначе говоря, вечерня не составляет принадлежности литургии св. Василия Великого, и, следовательно, при совершении двух литургий ранняя литургия может быть совершаема по тому же чину св. Василия Великого, но без вечерни, будучи начинаема изобразительными, как это бывает в день памяти св. Василия 1 января и в воскресные дни Великого поста.

Кстати, указание Церковного устава на совершение литургии св. Василия Великого 1 января, в навечерия Рождества Христова и Богоявления, в пять воскресений Великого поста, в Великий Четверток и в Великую Субботу, т. е. десять дней в году, не следует понимать в смысле ограничения этого чина десятикратным служением в течение года. Литургия св. Василия Великого в древности была наиболее распространенной в Восточной Церкви, совершалась в великие праздники

1 Святогробский типикон 1122 года (опубликован в: Пападопуло-Керамевс. Ἀνάλεκτα. Σ. 147).

 

 

123

и во все воскресные дни, тогда как литургия св. Иоанна Златоуста составляла принадлежность вседневного богослужения. Указывая совершение литургии св. Василия Великого в перечисленные выше десять праздничных дней года, церковный устав делает это не из соображений ограничения этого чина, а в целях сохранения древней традиции (совершение этой литургии во все праздничные дни) хотя бы в эти великие дни. Нет никакого основания и было бы в прямом противоречии с древнецерковной традицией поэтому совершать в эти дни раннюю литургию по чину св. Иоанна Златоуста;

4) хотя 24 декабря совершается память преподобномученицы Евгении, а 5 января — мучеников Феопемпта и Феоны и преп. Синклитикии, молитвенное чествование их заканчивается в эти дни на утрене. Начиная же с часов служба посвящается только наступающим праздникам Рождества Христова и Богоявления и святым уже не положено ни тропаря и кондака по входе, ни апостольского и евангельского чтения;

5) поемое на литургии по входе «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу» представляет древний входный стих, текст которого изменялся применительно к содержанию того или иного праздника, так что употребляемые теперь в нем фразы «воскресый из мертвых», «молитвами Богородицы», «во святых дивен Сый», как и прилагаемые в дни попразднств Господских двунадесятых праздников «рождейся от Девы», «плотию распныйся» и другие, являются вставками в этот стих. Неизменяемым было «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий... поющия Ти: Аллилуиа».

В свете сказанного представляется возможным совершение ранней литургии в навечерия праздников Рождества Христова и Богоявления, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, «егда прилучится в пост», а также в Великий Четверток и в Великую Субботу по следующему чину:

читаются обычные 3-й и 6-й часы с тропарями: 24 декабря — «Написовашеся иногда со старцем Иосифом», 5 января — «Возвращашеся иногда Иордан», 25 марта — «Днесь спасения нашего главизна», в Великий Четверток — «Егда славнии ученицы», в Великую Субботу на 3-м часе — «Благообразный Иосиф», «Слава», «Егда снизшел еси», на 6-м — «Благообразный Иосиф», «Слава», «Мироносицам женам»;

 

 

124

по Трисвятом на всех часах кондаки: 24 декабря — «Дева днесь Превечное Слово», 5 января — «Всех, Христе», 25 марта — «Взбранной Воеводе», в Великий Четверток — «Хлеб приемь в руце», в Великую Субботу — «Бездну заключивый»;

в Благовещение Пресвятой Богородицы в конце каждого часа после «Молитвами святых отец наших» — три великих поклона с молитвой св. Ефрема Сирина;

литургия начинается возгласом «Благословено царство», после чего следуют, как в обычное время года, великая ектения и пение изобразительных: «Благослови, душе моя, Господа» и проч. с малыми ектениями после 1-го и 2-го антифонов и «Во Царствии Твоем». Блаженны прилагаются из 3-й песни на 4 и 6-й на 4 (24 декабря и 5 января из канона предпразднства, 25 марта из канона праздника, в Великий Четверток и в Великую Субботу из канона дня);

по входе в навечерия Рождества Христова и Богоявления, а также в Великий Четверток и в Великую Субботу поется «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, поющия Ти: Аллилуиа». В Благовещение же в этот стих делается вставка (как во всякий Богородичный праздник) «молитвами Богородицы»;

далее в навечерия Рождества Христова и Богоявления поются тропарь предпразднства, «Слава, и ныне», кондак; в праздник Благовещения — тропарь праздника, «Слава, и ныне», кондак; в Великий Четверток — «Егда славнии ученицы» (на 8-й глас), «Слава, и ныне», кондак «Хлеб приемь»; в Великую Субботу — «Благообразный Иосиф», «Егда снизшел», «Мироносицам женам» (все на 2-й глас), «Слава, и ныне», кондак «Бездну заключивый»;

в навечерия Рождества Христова и Богоявления, а также в Благовещение и в Великий Четверток поется Трисвятое, а в Великую Субботу — «Елицы во Христа крестистеся»;

прокимен, Апостол, аллилуиарий и Евангелие во всех случаях — положенные на литургии данного дня;

в Великую Субботу после Апостола вместо аллилуиария поются стихи из 81-го псалма «Воскресни, Боже» на 7-й глас;

переоблачение священнослужителей в. светлые ризы относится на позднюю литургию, раннюю следует служить в багряных или иных цветных ризах, но не в черных.

По прочтении Евангелия литургия идет по обычному чину:

 

 

125

в навечерия Рождества Христова и Богоявления, а также в Великий Четверток и в Великую Субботу — св. Василия Великого, а в Благовещение Пресвятой Богородицы — св. Иоанна Златоуста;

в Великий Четверток вместо Херувимской песни — «Вечери Твоея тайныя» (два раза до великого входа, без «Аллилуиа», и в третий раз — по входе, с «Аллилуиа»), а в Великую Субботу — «Да молчит всякая плоть человеча»;

за «Достойно» в навечерия Рождества Христова и Богоявления — «О Тебе радуется», в Благовещение — «Благовествуй, земле, радость велию» и «Яко одушевленному Божию Кивоту», в Великий Четверток — «Странствия Владычня», в Великую Субботу — «Не рыдай Мене, Мати»;

причастный стих — литургии данного дня, а в Великий Четверток — «Вечери Твоея тайныя».

В навечерия Рождества Христова и Богоявления после ранней литургии совершать сдавление Христа, как это указано в Типиконе, не следует. Также не следует совершать после ранней литургии в Великую Субботу благословение хлебов и вина. Все это Уставом приурочено к концу дня и, следовательно, должно быть совершено после поздней литургии. По окончании ранней литургии, когда приспеет время для служения поздней, поется последование часов и изобразительных по чину, положенному на данный день, затем совершается сама литургия в соединении с вечерней, как указано в Типиконе.


Страница сгенерирована за 0.38 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.