Поиск авторов по алфавиту

Автор:Дионисий Великий (Александрийский), святитель

Дионисий Великий, свт. Послание к Павлу самосатскому

СОЧИНЕНИЯ, ПРИПИСЫВАЕМЫЕ СВ. ДИОНИСИЮ.

 

1) Блаженнейшего Дионисия, папы александрийского, послание к Павлу самосатскому, бывшему епископу антиохийскому 1).

Дионисий и сопресвитеры александрийской церкви (желают) о Господе радоваться 2).

И прежде писали мы в ответ на твое письмо, приглашая тебя откровенно высказать свои мысли 3) и теперь по мере своих сил пишем о том, о чем говорил ты во второй раз, из желания показать, что каждое из приведенных (тобою) слов

1) Заглавие послания, очевидно, было сделано каким-либо автором уже после смерти св. Дионисия, так как Павел самосатский, называемый здесь «бывшим епископом антиохийским», был низложен с кафедры антиохийской уже после кончины св. Дионисия (Ср. Евсевия, Церковная история VII, 28—29).

2) Замечательно, что в этом приветствии не упомянуто имя Павла. Но так как во всем послании св. Дионисий обращается лично к Павлу, то едва ли можно отожествлять это послание с тем, в котором, по свидетельству отцов антиохийского собора, св. Дионисий «начальника заблуждения не удостоил и приветствия и писал не на его имя, а ко всей Церкви». (Евсевий, Церковная история, VII, 30).

3) По свидетельству Евсевия (Церковная история, VII, 28— 29), и сам Павел и его приверженцы старались скрыть свое несогласие с учением вселенской церкви.

112

 

 

гнило, не имеет никакой доказательной силы, и что все опрометчивые твои мнения легко могут быть опровергнуты.

Ты говоришь, что в одном нашем Христе две ипостаси (ὑποστάσεις) и два лица (πρὸςωπα) и что два Христа и два сына: один-Сын Божий по естеству, (φύσει), прежде существовавший (προϋπάρχοντα); а другой — Христос только по имени и сын Давида, прежде не существовавший, а начавший существовать во времени и получивший имя Сына по благоволению Божию, подобно тому как город получает имя владетеля и дом имя строителя. Но ты умышлено, друг, притворяешься незнающим, что один и тот же Господь славы, —  как сказано о Нем 1) — проповедан и единородным Сыном Божиим,—как свидетельствуют о Нем боговдохновенные Писания, — и так называемым Христом Иисусом, Который именно и спасает своим страданием верующих в Него, при том спасает божески (θεϊκῶς),а не человечески (ἀνθρωπίνως).Той бо, сказано, спасет люди Своя от грех их 2). А спасать от грехов может один только Бог, равно как и прощать долг может один только заимодавец; ведь (сказано): кто Бог, якоже Ты, отъемляй беззакония и оставляяй нечестия? 3) Послушайся же, вникни в сказанное тобою и обрати внимание на то, что ты говоришь.

По благоволению Своему Бог тем более награждает человека благодатными дарами, чем более он благоугождает Ему добродетельною жизнью. Но во Христе Иисусе, как превосходящем человеческие меры, не видно было ничего такого: ни старания о мудрости, ни воздержания от яств по умеренности. Иоанну удивлялись потому, что он и хле-

1) I Кор. II, 8.

2) Матф. I, 21.

3) Мих. VII, 18.

113

 

 

ба не ел, ни вина не пил 1), а о Христе засвидетельствовано, что Он ел и пил 2). Притом тот, живя в пустыне, проводил жизнь подвижническую, чтобы угодить Богу, а Господь Иисус находился вместе с апостолами и с прочими и не отлучался от тех, которые были с Нил. Этим и отличалась великая чистота и несравненная праведность Христова от Иоанновой, именно тем, что в Иоанне праведность была приобретенной, а в Иисусе природной 3). И так нелепо называть Христа человеком, или говорить, что он угодил Богу более всех людей, и Бог стал обитать в Нем (без подвижнической и грудами приобретенной праведности) 4).

Христос есть Христос Господь Иисус не по имени только, но и в действительности (ἀληθείᾳ).Он есть предвечное Слово и Сам соделался человеком, воплотившись от Марии. Он не так получил помазание, как получили его мы, приобретая его впоследствии и до того времени не называясь еще христами. Но Он всегда возвещается Христом Господом, как таковый по существу. Если бы Он не был Христом на самом деле, то тогда, значит, и Павел излишне написал, что израильтяне пияху от духовнаго последующаго камене и что камень бе Христос 5). Ведь если не было Христа, то не было,— чего конечно быть не может и Слова.

Ты говоришь, что Его (действительно) не было

1) Матф. XI. 18.

2) Матф. XI, 19.

3) Подлинный текст: ὁτι Ἰωάννης μὲν ἔργον ῆν δικαιοσύνης Ἰησοῦς δε φίσις. что в буквальном переводе значит: Иоанн был делом правды, а Иисус – естеством.

4) В подлиннике текст читается так: οὐκοῦν ἄτοπόν ἐο τι τὸ λέγειν ἄνθρωπον τὸν χριστὸν ἢ εὐδοκεῖσθαι παρὰ Θεοῦ παρἀ πάντας ἄνθρώπους εἰς Θεοῦ κατοίκησιν, ἄνευ τής ἀσκητικῆς καὶ ἐπιπόνυυ δικαιοσίνης.

5) I Кор. X. 4.

114

 

 

ранее Марии. Напротив: Иеремия, согласно со свидетельством священного учителя 1) говорит, что камень был Христос 2). И Евангелист Иоанн пишет: в начале бе Слово 3). Равно и Сам Тот Который всегда есть Христос Слово, говорит: прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь 4).

Как верно сбывается написанное, что мир не вместит книг, написанных о Христе Слове 5). Вот и ты один из не вмещающих; но за свои дела и деяния ты ползаешь на персях и чреве снедая землю во все дни жизни свой 6), злоумышляя против Господа, Который есть Отец Христа, и против Христа Его, Который, будучи Словом присносущим, есть Христос Божия сила, Отчая Премудрость 7). Будучи присносущен, он сделался Отроком и родился нам Сыном 8) Подобно тому, как было предсказано: разделиша ризы 9) Его, и сбылось предсказанное 10), подобно этому думаем мы и о том, что открылось нам хотя и в последние времена, но существовало прежде, нежели было познано нами, например о том, что был Дух Святый. Однако и теперь существуют люди, не знающие, есть ли Дух Святый. Но ужели Духа Святого не было только по-

1) В Христианском чтении (1840 год, часть четвертая стр. 7) «свидетельствуя чрез священного своего ученика».

2) Плач Иеремии IV, 20. Дух лица нашего, помазанный (χριστός) Господь ят бысть в растлениих их, о Немже рехом: в сени Его поживем во языцех. Возможно, что св. Дионисий имеет ввиду именно это место, нашедше в нем мысль подобную той, какая выражается в словах апостола Павла о духовном камне, от которого пили израильтяне.

3) Иоанн. I. 1

4) Иоанн. VII, 58.

5) Иоанн. XXI, 25.

6) Бытия II, 14.

7) I Кор. I, 24.

8) Исаии IX, 6.

9) Псал. XXI, 19.

10) Иоан. XIX, 24.

115

 

 

тому, что они не знали о том? Точно также и в данном случае: твое незнание еще не доказывает того, что всеми обладает незнание, как сказано (в Писании): неверие наше не составляет правды Божией 1). И не по причине твоего неверия мы исследуем Писания, потому что еще прежде, чем ты попрал антиохийский престол, наши письма уже показывали это всему пресвитерству. И мы говорим с такою озабоченностью не в виду только появляющихся новшеств: ведь еще прежде сего вдохновенный Исаия возвещал Бога крепкого, Бога отрока 2) и Деву, приемлющую во чреве 3). Зачем же идешь ты против этой проповеди? Един Господь Иисус Христос 4), а если один, то не два. Ведь и город не полагается в одно число с владельцем, и дом с построившим его хозяином. И никогда государство не трудится вместе с царем, и дом не работает вместе с тем, кто создал ero. И никогда царь не будет называться государством, и государство не будет издавать законов, как царь, и дом не будет строить домов и учить других сему искусству. Считается в одном числе только однородное, как например, человек с человеком и Бог с Богом, так как они могут вступать во взаимные отношения (ἐνεργεῖν).

Итак, ты совершенно опровергнут, и не можешь говорить ни того, что два Христа, ни того, что два сына Божия, ни того, что два-один, как одно лице. Образ Бога, Слово Его и Премудрость исповедуется Сыном Божиим и Самим Богом, единым лицом, всегда сущим, и единою ипостасью лица. У людей этого не может быть. Слово, мудрость,

1) Римл. III, 3 и 5: еда неверствие их веру Божию упразднит? Аще ли неправда наша Божию правду составляет?— Св. Дионисий соединяет оба стиха в одно предложение.

2) Исаии IX, 6.

3) Исаии VII, 14.

4) Кор. VIII, 6

116

 

 

сила и образ человека являются его безипостасными (ἀνυπόστατα) принадлежностями, и ни одно из них не есть ни человек, ни сын человеческий. Таким образом, ясно, что ни образ его (человека) 1), ни слово его не могут быть сами по себе совершенным человеком или лицом. Напротив, образ Бога и сущее с Ним Слово есть Бог и Сын Божий, ипостасное Слово при Отце (ἐνυπόστατος λόγος ἐπὶ τοῦ πατρός).Так исповедовали Его святые отцы, так предали они и нам исповедовать и веровать.

И так, доказано, что твое умствование не основательно и что несправедливо называешь ты человеком образ человека и рабом образ и вид раба, ибо (только) образ Божий есть Бог.

Воскресший из мертвых Христос умре и оживе, да и мертвыми и живыми обладает 2). А кто обладает всем, тот есть Бог по естеству (φύσει). И Тот, Который был распят и воскрес, по воскресении, по самым язвам был признан Фомою не толь-

Воскресший 3) из мертвых есть Христос Иисус. Аще убо живем, говорит (апостол), аще умираем, Господни есмы. На сие бо Христос умре и воскресе, да и мертвыми и живыми обладает. А кто обладает всем, тот есть Бог по естеству. При-

1) В подлиннике: ἡ μορφὴ τοῦ θεοῦ, образ Божий; но контекст дает основание думать, что первоначальное чтение было ἡ μορφὴ αὐτοῦ.

2) Римл. XIV, 9.

3) В правом столбце помещен перевод сирийского фрагмента, напечатанного у Питры (Analecta sacra, t. IV, p. 174—175 и 416—417) под № VII с надписанием: Sancti Dionysii archiepiscopi Alexandrini ex epistola ad Paulum samosatenum, cujus initium est: prius scripsi, Питра (ibid, p. 417, nota 2) обращает особенное внимание на последние слова этого фрагмента: «одно естество воплощенного Бога Слова» и замечает, что доселе первым писателем, употребившим это сделавшееся знаменитым в V веке изречение, считался св. Афанасий. Ср. св. Афанасия De incarnatione Dei Verbi, Migne, Patrologiae gr. t. XXVIII, col. 28 и 23—26.

117

 

 

ко истинным Богом, но и равночестно проповедан им Богом Господом 1). Ибо Господь Бог, явленный за нас, воскрес, имея на руках язвы, и Тот, Которого осязали, есть Бог апостолов, наследник народов и Судия всей земли,—не человек по естеству (φύσει), но Бог по естеству (φύσει), как написано: воскресни Боже, суди земли: Яко Ты наследиши во всех языцех 2). Христос Наследник, будучи Сыном Божиим, Словом, умер, напоследок, после рабов Своих пророков, как Он Сам говорит в евангелиях, обращаясь к тем, которые избили пророков 3).

Скажи, почему ты называешь Христа избранным человеком, а не Богом истинным и от всей твари покланяемым вместе со Отцем и Святым Духом, воплотившимся от Святой Девы и Богороди-

знав Его по ранам, Фома исповедал Его, воскликнув: Господь мой и Бог мой. Не человек по естеству, но Бог по естеству был Бог апостолов. наследник народов и Судия всей земли, как сказано: Воскресни Боже, суди земли: яко Ты наследиша во всех языцех.

Сын и наследник впоследствии умер после рабов своих пророков, как сам Он сказал в евангелии, как человек, а не как Бог истинный, покланяемый от всей твари. Слово Божие воплотилось от Марии Девы и приняло на себя страдание, истощив и смирив Себя даже до смерти, смерти же крестныя, хотя Оно и было равно Богу, как написано: законодатель и Бог от Бога был под законом. Но что еще? Един Христос, одно y Него Лицо, и одно естество воплощенного Бога Слова.

цы Марии? Ибо Тот, Кто равен Богу,—как написано 4),—восприял ради нас рождение от жены и принял за нас страдание, и истощив Себя и смирив

1) Иоанн. XX, 26-29.  2) Псал. LXXXI, 8.

3) Луки XIII, 31-35. 4) Филип. II, 6.

118

 

 

даже до смерти, смерти же крестныя 1); и Тот, Кто как Бог дает закон, был под законом, да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем, как написано 2). Христос, сущее во Отце совечное (συναΐδιος)Слово, един: одно у Него лице, Он-невидимый Бог, сделавшийся видимым. Тот, Который родился от Бога Отца из чрева прежде денницы 3), рождаясь от Отца, как слово от сердца, явился Богом во плоти 4), родившись от жены.

И Слово плоть бысть, по Писаниям 5). Оно просто и несложно; Оно не делится на плоть и Слово так, чтобы Слово как бы обитало в человеке; ведь это не означало бы рождения. Он обитает на небе, где обретаются многие матери 6); но одна только Дева, дщерь жизни, родила живое и ипостасное (ἐνυπόστατον) Слово, несозданное и зиждительное, пришедшее в мир,—неведомого Бога, Бога пренебесного, Творца неба, Зиждителя мира, Освящающего и Освящаемого; потому что Освящающий себя не иной есть от Освящаемого, но от единаго 7), ибо один только Бог может сказать: за них Аз свящу) себе 8), а человеку не возможно освящать ни себя, ни другого.

Если все это так, то опровергнуты все твои слова, высказанные с таким убеждением, все твои утверждения, будто Христос есть особый от Бога Слова муж, отличный от другого Христа по суще-

1) Филип. II, 8.

2)  Гал. IV, 5.

3) Псал. CIX, 3.

4) Тим. III, 14.

5) Иоанн. I, 14.

6) Перевод в Христианском чтении: «Он как Бог обитает во многих матерях», слишком далек от подлинного текста: ἐπεὶ ἄρα ἄνωθεν ἐνοικεῖ, ἐν οἶς εὑρεθήσονται πολλαὶ μητέρες.

7) Евр. II, 11.

8) Иоан. XVII, 19.

119

 

 

ству и по достоинству, и будто один Христос обитает (в другом) и производит дела Божественной правды.

Итак, постыдись представлять Христа и бессловесным духом (ἄλογον πνεῦμα),И бездушным веществом,—землею, которая подвергается действию солнца потому, что не может действовать сама собою, ибо ты сказал, что немощи Сына исчезли подобно тому, как влага земли (исчезает) от сухости. Видишь, в какую впадаешь ты нелепость: называя Его мужем, воспринятым Богом Словом, ты уже не можешь назвать Его и человеком, так как стесняешь Его свободу (τὸ αὐτεξούσιον) и не признаешь Его действующим по собственной воле, тогда как только этим (даром) и отличаются люди и ангелы; о Спасителе же Христе говоришь, что Он лишен был этого (дара), ты не пощадил Его ради и того, что Он возопил на кресте: Боже Мой, вскую Мя еси оставил 1). Он — Господь по естеству и Слово Отца, чрез Него Отец все сотворил, Он называется единосущным (ὁμοούσιον) Отцу святыми отцами; они учили нас (о Нем, как) о Боге.

Ты говоришь, что Христос, сын человеческий, не есть это Слово Отца. И не устыдился ты ни Петра, который,—вдохновленный свыше от Отца,—называет и исповедует Христа, сына человеческого, Сыном Бога живого 2), ни Фомы, который по язвам признал Его и пред всеми исповедал своим Господом и Богом. Ибо написано, что Он за нас болезнует 3). От печали происходит болезнь в таких же, как мы, людях; но в Боге не так. Он воплотился ради нас, чтобы и пострадать ради нас, как и искушен был ради нас. Он стал (человеком), как (Сам) знает. Каким же обра-

1) Матф. XXVII, 46.

2) Матф XVI. 16.

3) Исаии LIII, 4.

120

 

 

зом Он стал, как знает? Он принял наш вид (εἶδος) для того, чтобы воплощенное Слово Отца исполнило то, чего не выполнил человек.

 

Он, Который родился от Бога прежде веков, Сам родился впоследствии от матери. Вот почему иудеи — Богоубийцы: они распяли Господа славы 1). Если бы Христос не был Сам Бог Слово, то не мог бы быть безгрешным; ибо никто не безгрешен, кроме одного только Христа, равно как и Отца Христова, и Святого Духа. Посему Он, будучи единородным Сыном Божиим, умер по Своей воле и воскрес по Своему изволению, совершив божественные знамения.

Христос 2) не весь был от жены, а только по человечеству; духом же был от Бога. Если бы Христос не был Богом, то ни Мария не могла бы называться Богородицею, ни Иудеи Богоубийцами. Но так как Он был Богом, то и можно было сказать это. И родившийся от нашего тела не был бы безгрешным без трудов самоумерщвления и мудрым без учителя, если бы не был Богом. Но Он делал все, как Бог; восхотел и воскрес из мертвых, потому что был Единородным Сыном Божиим.

Он просит Божественной славы, которую имел прежде бытия мира 3), не потому, что Он не имел ее,— этого не может быть,—но для того, чтобы открыть ее нам, дабы мы, верные, прославляли Его, как Бога, прославленного по силе, присущей Ему, и праведного по естеству, а не по упражнению и трудам, как какого-нибудь человека из числа

1) I Кор. II, 8.

2) И здесь в правом столбце помещен перевод сирийского фрагмента, фрагмента у Питры (Analecta sacra, t. IV, p. 174 и 416) под № VI с надписанием: Sanet; Dionysii archiepiscopi Alexandrini ex epistola ad Paulum Samosatenum, cujus initium est: prius scripsi.

3) Иоан. XVII, 5.

121

 

 

благочестивых, у которых по необходимости бывают и недостатки. Ибо сказано: несть человек праведен на земли, иже сотворит благое и не согрешит 1). Вот почему и подвиги и труды у благочестивых и молитвы за подающих; вот почему все мы от малого до великого, — весь род человеческий, — имеем нужду в Божием человеколюбии и милости. Но Христос, как выше сказано, не был в подвиге благочестия, (приобретаемого) чрез веру. Он есть естественная праведность и Божественная сила; Он есть Тот, в Которого мы веруем, как в Единого истинного Бога, и Который требует от людей исповедания веры в Него; ибо говорит: веруяй в Мя жив будет во век 2) а также: любяй Мя заповеди Моя соблюдет 3), и проч.

Итак, скажи, чем же ты будешь исповедовать Христа, когда не можешь исповедовать Его ни одним, ни двумя, ни Богом, ни человеком. Такое заключение вытекает из твоих же слов: ты не называешь Его праведным по естеству, как (это приличествует) Христу Богу, — Бог по естеству есть все то благо, которое приписывается Ему, — а ты называешь Его праведным подобно тому, как бывает праведным человек, который упражняется в праведности и делается праведным. Кажется, ты дошел до крайности и не знаешь, что сказать о Христе. Далее. Ты говоришь, что Христос делается праведным по общению, и не по естеству Он праведен; но ты, очевидно, не понимаешь образа общения, обозначающего даропринятие. Премудрость Божия говорит: даждь ми, сыне, твое сердце 4), чтобы быть мудрым впоследствии. Подобным же образом говорит и другой пророк: волю боящихся Его со-

1) Екклез. VII, 21.

2) Иоанн. VI, 47. 51.

3) Иоан. XIV, 15, 21.

4) Притч. XXIII. 26.

122

 

 

творит 1). Здесь воля Божия входит в общение с волею святых; таким образом исповедующие Его (Христа) пред людьми исповеданы будут Им пред ангелами Его, —как Сам Он говорит 2), и страждущие со Христом сообразны будут славе Его 3). Вот истинное общение человека с Богом! Так можно входить в общение с Ним чрез веру и достойные дела!

1) Псал. CXLIV, 19.

2) Лук. XII, 8.

 

3) Римл. VIII, 17 и 29. 


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.