Поиск авторов по алфавиту

Автор:Тареев Михаил Михайлович, проф.

Тареев М. М. Данные для учения о кенозисе в догматическом послании Льва, папы Римского

ДАННЫЕ ДЛЯ УЧЕНИЯ О КЕНОЗИСЕ В ДОГМАТИЧЕСКОМ ПОСЛАНИИ ЛЬВА, ПАПЫ РИМСКОГО.

Об учении монофизитов в определении IV вселенского собора сказано, что они «вводили слияние и смешение (естеств божеского и человеческого) и безумно вымышляли, что (во Христе по воплощении было) одно естество плоти и божества, и странно утверждали, что божественное естество Единородного по слиянию страдательно» 2).

Главная тема догматического послания Льва—полнота божества и человечества во Христе: Он был, по сильному выражению послания, всецел в Своем (божестве), всецел в нашем (человечестве) 3). Естества, соединившись, не утратили своих особенностей: Слово не отпало от равенства в славе с Отцом и плоть не утратила естества нашего рода 4). Во Христе сочетались, таким образом, свойства, по которым эти естества противоположны одно другому: величием божества воспринято уничижение человечества, могуществом немощь, вечностью смертность 5). Как же могли соединиться в одном лице такие противоположные свойства, божеские и человеческие? Почему восприятие образа раба со стороны Сына Божия, т. е. то истощание, по которому невидимый соделался видимым, возве-

2) Mansi, VII, 113.

3) Mansi, V, 1374 (с. III): totus in suis, totus in nostris,—Деян. III, 521.

4) Mansi, V, 1378 (с. IV),—стр. 523.

5) Mansi, V, 1371—1374 (с. III),520 след.

 

 

124

личило человеческое и не уменьшило божественного 1)? По ответу Льва, восприятие образа раба со стороны Сына Божия потому не умалило Бога, что Его истощание было снисхождением Его милосердия, а не недостатком могущества (exinanitio illa inclinatio fuit miserationis, non defectio potestatis) 2). Затем Лев указывает на сродство человека с Богом по самому творению первого Богом: Тот, Который, пребывая в образе Божием, сотворил человека. Он же Самый соделался человеком, приняв образ раба 3).

Отношение божественного естества к человеческому, как невидимого к видимому, автор понимает подобно Кириллу. Кенозис состоял в сокрытии божественной славы под уничижением человеческого образа. Существо Сына Божия не потерпело изменений. Он не разлучился от божественной славы, но, став человеком. Он не обнаруживал ее, «сокрыв безмерность Своего величия» 4). Но Лев признает в жизни Христа два ряда явлений, божески-славных и человечески-уничиженных. «Каждое из двух естеств в соединении с другим действует так, как ему свойственно: Слово делает свойственное Слову, а плоть исполняет свойственное плоти. Одно из них сияет чудесами, другое подлежит страданию» 5). Лев представляет длинную параллель явлений двоякого рода, из которых одни служили обнаружением человеческого естества, а другие — естества божеского. «Рождение плоти есть обнаружение человеческого естества; а что Дева рождает, это есть знамение божественной силы» 6) и т. д. Каким же образом объединялись эти два рода явлений? Лев в немногих словах, но ясно выражает свой взгляд: естества во Христе сочетались в одно лицо 7)...

1) Mansi, V, 1374 (с. III). «Возвеличило человеческое»: таким образом, Лев воплощение Сына Божия рассматривает не только как уничижение Сына Божия, но и как прославление человечества.

2) Ibid. с fr. 1374—1375 (с. III); 1375 (с. IV).

3) Mansi, V, 1374 (с. III),—стр. 521.

4) Mansi, V, 1375 (с. IV), стр. 522.

5) Mansi, V, 1375 (с. IV), стр. 523.

6) Mansi, V, 1378—1379 (с. IV), стр. 523—525

7) Mansi, V, 1371 (с. III), стр. 520.

Согласное с посланием Льва вероопределение IV всел. собора, в

 

 

125

Легко видеть, что послание по глубине мысли значительно уступает христологическим системам Кирилла и Феодорита.

 

своей отрицательной части, направлено против Несториан и Евтихиан, а) в положительной части дает три тезиса: а) полнота естеств во Христе; b) их соединение неслитное, неизменное, нераздельное, неразлучное; с) их соединение в одну ипостась.


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.