Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Через обращение к Богу — к перемене жизни

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ УТРЕННЕГО БОГОСЛУЖЕНИЯ
В ПОНЕДЕЛЬНИК ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ

ВЕЛИКОГО ПОСТА В ДАНИЛОВОМ
СТАВРОПИГИАЛЬНОМ МУЖСКОМ МОНАСТЫРЕ

2 марта 2009 г.

Через обращение к Богу — к перемене жизни

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сердечно поздравляю вас, отцы, братья и сестры, с началом Святой Четыредесятницы!

Начавшиеся святые дни мы должны посвятить тому, чтобы научиться преодолевать в себе тяготение ко греху, которое является следствием повреждения человеческой природы, произошедшего в результате грехопадения первых людей. Апостол Павел ясно говорит: Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю (Рим. 7, 15). Но ответственность за нашу греховность лежит не только на первых людях. Спаситель искупил грех Адама, и на нас более не распространяется вина за тот грех; но мы повторяем и многократно умножаем его, творя беззакония и совершая свои собственные грехи.

Для того чтобы борьба с нашей греховностью была успешной, мы должны ясно понимать, что такое грех. Четкое определение греха дает нам святитель Григорий Нисский: «Грех не есть существенное свойство нашей природы, но уклонение от нее». Когда мы согрешаем, то совершаем нечто противное Божией воле. Чаще всего, оставаясь людьми верующими, мы делаем это несознательно. Но даже таким образом нарушая волю Божию, мы по сути вытесняем Бога из нашей жизни и Его место заполняем собственным «я», а потому перестаем ориентироваться на Божественные заповеди, которые теряют для нас свою притягательную силу. Бог оказывается на периферии нашего сознания. В лучшем случае мы вспоминаем о Нем в воскресные дни или в дни церковных праздников. А иногда даже и в эти дни не помним, ибо ведем себя так, как будто Бога и вовсе не существует.

Прародители согрешили, но желание вернуться к общению с Богом не оставляло древних людей. Из библейского повествования мы знаем, что Господь дал обетование Аврааму, кочевнику из Ура Халдейского, призвав его совершить обратное тому, что сделал Адам. Если Адам не поверил Господу и нарушил Божию волю, то Авраам, напротив, призывался Богом поверить в Него и принять Его завет. В ответ на его веру и послушание Господь обещал Аврааму умножить потомство его, как песок (Быт. 13, 16). Испытывая веру этого кочевника, Господь повелевает ему идти из родных мест

264

 

 

в далекую землю Ханаанскую, и тот идет, даже не зная в точности зачем. Он забирает с собой свою семью, скот, все, что имеет, и отправляется в опасное путешествие по пустыне, влекомый только одним желанием — быть верным Богу. И даже тогда, когда Авраам слышит страшное повеление Бога принести Ему в жертву единственного сына, то и здесь не останавливается, но, вознося нож над отроком, свидетельствует о своей верности Богу. Господь остановил руку Авраама и в ответ на его верность осуществил все данные ему обещания (Быт. 22, 9-12).

На примере Авраама видно, сколь важным в религиозной жизни человека является момент обращения к Богу. Если во грехе мы от Бога отступаем, то через обращение к Нему восстанавливаем утраченную связь с Ним. Это происходит потому, что обращение есть нечто большее, чем умозрительная смена жизненного ориентира. Обращение — это всегда волевой акт, сопровождающийся внутренней переменой. Именно поэтому, как свидетельствует Священная история, все ветхозаветные пророки, которые увещевали народ обратиться к Богу, сопровождали это увещание призывом к покаянию. Проповедь Пророка и Крестителя Господня Иоанна также содержала в себе этот призыв, он крестил народ крещением покаяния (Мк. 1, 4). Когда же Сам Спаситель вышел на общественное служение, первые слова, с которыми Он обратился к людям, заключали в себе тот же призыв: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2).

Только покаянием мы можем возвратить Бога в свою жизнь, потесняя свое собственное «я» и уступая Ему главное место. Без искреннего раскаяния не может быть обращения к Богу, не может быть и Его возвращения в нашу жизнь. Ущемляя свое собственное «я», мы восстанавливаем тот порядок жизни, который Богу было угодно учредить при творении мира и человека.

Вот почему покаяние — одно из самых значимых измерений религиозной жизни человека. Нет покаяния — нет и религиозной жизни. «Покаяние — спасительное и целебное средство для всякой душевной и телесной немощи», как наставлял нас святитель Иоанн Златоуст. И никакие самые мудрые религиозные философии, никакие прекрасные слова не могут ничего изменить в жизни человека, если у него нет опыта покаяния. Святая Четыредесятница и дается нам для того, чтобы мы могли стяжать этот благотворный опыт.

Подлинное покаяние требует коренной перемены образа мысли, изменения стиля жизни. Греческое слово «метанойя», которое переводится как «покаяние», означает перемену — перемену ума, сердца, жизни. Мы знаем, как трудно осуществить эту перемену, как грех, проникая в наше сознание, парализует волю, заставляя нас многократно его повторять. Но если

265

 

 

за время Святой Четыредесятницы мы сумеем через искреннее, принесенное Богу с сокрушением сердца покаяние победить хотя бы одно греховное влечение, то уже одержим большую победу над собой.

Только что была прочитана молитва на начало Святой Четыредесятницы, в которой содержится особая просьба ко Господу дать нам раскаяние и силы сотворить достойный плод покаяния (Мф. 3, 8). Верим, что Он слышит нашу молитву и подаст просимое, дабы эти святые дни стали подлинно спасительными для каждого из нас.

Аминь.


Страница сгенерирована за 1.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.