Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. О покаянии

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ВЕЧЕРНЕГО БОГОСЛУЖЕНИЯ
В СУББОТУ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В УСПЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ

ГОРОДА СМОЛЕНСКА

15 марта 2008 г.

О покаянии

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с кануном праздника Торжества Православия — первого воскресенья Великого поста!

Минула первая седмица Святой Четыредесятницы, которая открыла очень много возможностей для духовного возрастания и самосовершенствования людей. Те, кто посещали храм каждый день, утром и вечером, несомненно, вынесли из этих минувших дней совершенно особое духовное переживание. Но даже те, у кого не было такой возможности, все равно должны (может быть, через сегодняшний и завтрашний дни) прикоснуться к таинству великопостного делания, в центре которого находится покаяние.

Покаяние является великой силой, преобразующей внутреннюю духовную жизнь человека. «Если бы не было покаяния, давно бы погиб род человеческий», — говорил преподобный Ефрем Сирин. Без покаяния не может быть роста, не может быть развития, без переоценки своего духовного состояния в принципе не может быть движения вперед. Человек, не анализирующий свою жизнь, инертен, он не способен к прогрессу, он не может развиваться. Этот закон действует во всех областях нашего бытия: в экономике,

254

 

 

политике, социальной жизни. Но более всего этот закон применим к человеческой личности. Для того чтобы развиваться, духовно возрастать, нужно уметь подвергать себя, свою внутреннюю жизнь тщательному анализу, испытанию, своеобразному экзамену и, увидев свои пороки и прегрешения, осознав их, принести покаяние Богу, ибо Он Сам призывает нас словами: приблизилось Царствие Божие: покайтесь... (Мк. 1, 15).

Покаяние — это не только исповедь Богу в каком-то конкретном грехе. Покаяние — это прежде всего горячее желание избавиться от своих прегрешений. Бывает так, что в ответ на порыв сердца, на стремление облегчить свою душу мы делаем важный шаг: приходим на исповедь, раскаиваемся пред Богом в предстоянии священника, хотя нам иногда бывает трудно это сделать из-за ложного чувства стеснения и стыда. Иногда нас охватывают горечь и обида на самих себя. Но даже совершив этот шаг и раскаявшись, мы не всегда чувствуем облегчение, потому что существует некая инерция греха и чаще всего лишь однократным раскаянием эту инерцию не преодолеть и грех не победить. Вот почему люди часто приходят и каются в одних и тех же грехах, — даже искреннее раскаяние не освобождает человека от тяготения к ним. И тем не менее Господь свидетельствует Своим словом, что каяться в грехах нужно столько раз, сколько необходимо, как и прощать прегрешения нужно столько раз, сколько возможно (Мф. 18, 21-22).

У некоторых людей нередко возникает ощущение собственного бессилия. Иногда приходится слышать на исповеди слова о том, что, мол, в очередной раз каюсь, но точно знаю, что не смогу победить грех. Что же тогда означает такая исповедь? С одной стороны, конечно, каяться нужно столько раз, сколько возможно, — «до последнего издыхания». Но, с другой стороны, если после исповеди человек не чувствует никакой перемены, то это тоже опасный симптом, некий показатель духовной болезни. Для того чтобы уметь поставить самому себе диагноз, определить состояние своей души, необходимо иметь навык рассмотрения собственной духовной жизни, навык самоанализа и самоэкзамена. Великий пост дает нам для этого замечательную возможность. Храмовые богослужения, молитва, покаянный настрой, исповедь — все это погружает человека в здоровую и благодатную духовную атмосферу, помогает ответить на многие животрепещущие вопросы и прежде всего — определить свое собственное духовное состояние.

Мы ни в коем случае не должны потерять эту возможность, которую открывает перед нами Великий пост. Необходимо как можно чаще приходить в храм, размышлять о своей жизни, о своем внутреннем состоянии, приносить Богу искреннее и сердечное раскаяние и стремиться после него поставить под скрупулезный контроль своего ума и своей воли тот грех,

255

 

 

в котором мы раскаялись. Необходимо пытаться изменить жизнь к лучшему, и если своих сил не хватает, то нужно со слезами просить помощи у Бога. Необходимо причащаться Святых Христовых Таин, укрепляя себя благодатью Божией. И тогда, несомненно, Господь приклонит к нам Свою милость и поможет преодолеть наш грех. В конечном счете вся жизнь человека и состоит из этой постоянной внутренней борьбы с самим собой. Эту борьбу никогда не нужно прекращать, никогда не нужно опускать руки, никогда не нужно отчаиваться, помня о том, что уже одна эта борьба угодна Богу.

Самое страшное состояние души — это черствость, неспособность видеть свои грехи и нежелание анализировать свою внутреннюю жизнь, стремление заглушить голос совести и оправдать все те плохие поступки, которые человек совершает. Такое состояние души, в котором мы порой пребываем, является греховным, и во время поста нужно постараться сконцентрировать и направить все свои внутренние силы на то, чтобы совершить перемену такого состояния. Верим, что Господь ответит на нашу молитву, на наше искреннее покаяние и небольшой, но важный подвиг прохождения поприща Святой Четыредесятницы Своей помощью.

Аминь.

256


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.