Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово, которое Я говорил, оно будет судить (Ин. 12, 48)

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ УТРЕНИ ВЕЛИКОЙ СРЕДЫ
В УСПЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ
ГОРОДА СМОЛЕНСКА

18 апреля 2006 г.

Слово, которое Я говорил, оно будет судить (Ин. 12, 48)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Тема суда, которая была представлена в словах Спасителя в начале седмицы, предшествовавшей Его страданиям, получает свое продолжение и в нынешнем евангельском чтении. О суде сказана буквально одна, но очень важная фраза: слово, которое Я сказал вам, оно будет судить вас в последний день (Ин. 12, 48). Господь как бы завершает тему Божьего суда этим удивительным изречением, которое заключает в себе смысл всего того, чем является этот суд.

Божий суд совершается в жизни каждого человека не единожды, можно сказать, что он происходит каждый день. А силой, которая этот суд вершит, является человеческая совесть. Всякий раз, когда мы отступаем от Божьего закона, запечатленного в нашей человеческой природе через акт творения, когда этот закон нарушаем, то уязвляемся совестью, которая и является главным судьей человека. Вот почему так важно, чтобы совесть никогда не переставала действовать, чтобы голос ее всегда громко звучал. Человек сам способен воспитывать свою совесть или, наоборот, разрушать ее. Если он совершает злые поступки вопреки голосу совести, то хотя вначале и бывает терзаем ее призывами, но в конце концов начинает привыкать не обращать на них внимания, голос совести ослабевает, и Божий суд становится для нас не таким явным.

Если человек постоянно заглушает голос своей совести, то он может вообще утратить всякую способность отличать добро от зла. Очень многие современные люди отвергают саму мысль о том, что вне человеческого сознания существуют объективные добро и зло. Нередко они, особо подчеркивая значение личного выбора человека и его свободы, отрицают и саму возможность существования некоего общего для всех людей критерия добра и зла и утверждают, что оба эти фактора относительны: что добро для одного, то может быть злом для другого. Если человека воспитывать в сознании того, что каждый сам для себя определяет, что есть добро, а что зло, то это означает полное разрушение того нравственного начала, которое Бог вложил в человеческую природу. А если такое нравственное начало разрушается, то человек уподобляется животному, потому что теряется характерное свойство, присущее исключительно человеку, — способность различать добро

431

 

 

и зло — самая главная отличительная черта, которую Бог вложил в человеческую природу, отобразив в ней Свой образ.

Что же делать для того, чтобы никогда не потерять способности отличать добро от зла? Что делать, если все вокруг, показывая на добро, будут говорить, что это зло, а зло будут называть добром? На что ориентироваться, если вдруг огромное количество людей, может быть даже большинство, потеряют способность отличать добро от зла? Ведь мы в нашей истории уже проходили через такие страшные духовные и нравственные катаклизмы. Мы помним то время, когда люди, думая, что служат добру, вставали на путь преступления. Как много невинной крови было пролито в нашей стране в XX веке только потому, что совершавшие эти злодеяния люди думали, что тем самым служат добру!

Что же поможет человеку при любых обстоятельствах, любых искушениях и соблазнах сохранить великую и спасительную способность различать добро и зло? Слово, которое Я сказал вам, оно будет судить вас в последний день. Именно Слово Божие заключает в себе неизменный критерий отличия добра от зла, содержит в себе непререкаемую истину, и даже если все вокруг вдруг станут говорить нечто противное Слову Божиему, то верующий человек должен понимать, что все эти доводы большинства суть заблуждение и обман. Способность верующего человека ориентировать свою жизнь по Слову Божиему помогает ему сохранять внутреннюю свободу от внешних обстоятельств, не дает ему стать марионеткой в чужих руках, исполнять чужую, часто злую, волю. Слово Божие дает человеку возможность оставаться свободным и сохранять способность различать добро и зло.

Почему мы все будем судимы Словом Божиим? — Потому что именно в нем — мерило правды, в нем — непогрешимое свидетельство об истине. И каждый человек будет судим по тому, насколько он в своей жизни опирался на это Слово, выбирая между добром и злом в самых различных обстоятельствах, особенно в судьбоносные моменты выбора жизненного пути. Суд Божий будет совершаться на основе тех нравственных истин, которые Бог благоизволил вложить в природу человека и которые Он запечатлел на страницах Своего Божественного Откровения.

Быть верующим — это значит всегда иметь путеводную нить в своих руках. Быть верующим и принимать Слово Божие — это значит никогда не заблудиться, какими бы трудными и путаными ни были жизненные дороги. Быть верующим означает всегда сохранять свободу и власть над окружающими нас обстоятельствами. Быть верующим означает с радостью принять в последний день Великий суд над собой — Суд Слова, в котором полнота истины.

Аминь.

432


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.