Поиск авторов по алфавиту

Часть 1-я триады III. Продолжение

40. Что этот умный, премирный и немеркнущий свет есть Сам Бог, определенно сказал Григорий нареченный Богослов: "Бог, пожелавший устроить сей мир. Сам является светом для Своих вечных созданий, и ничто иное; ибо какая нужда в ин"м свете тем, у кого есть величайший?" [83] Свет этот - божественный и невещественный огонь, просвещающий души. Он, если снова сказать словами святого Василия, действовал в апостолах, когда они говорили огненными языками (Деян. 2,3-4); и он же, озарив Павла, помрачил его зрительное чувство (Деян. 9, 8), но просветил его сердечные очи, потому что телесное зрение не вмещает силу такого света. Огонь явился Моисею в купине (Исх. 3,2); он в образе колесницы восхитил Илию от земли (4 Цар. 2,2); его энергии взыскуя, блаженный Давид воскликнул: "Испытай меня. Господи, и искуси меня, очисти огнем недра мои и сердце мое" (Пс. 25,2). Этот огонь разжег сердце Клеопы и его спутника, когда Господь говорил с ними после воскресения из мертвых (Лк. 24, 34). И ангелы и прислуживающие духи причастны этому огню, как сказано в Писании: "Творящий ангелами Своими духов и служителями Своими огненное пламя" (Пс. 103,4). Этот огонь, попаляя бревно в глазу, восстанавливает чистоту ума, чтобы вернув себе природную зоркость, он не смотрел на сучок в глазу брата, но неустанно постигал чудеса Божий, согласно сказавшему: "Открой очи мои и постигну чудеса закона Твоего" (Пс. 118,18). Этот огонь - изгнатель бесов, истребитель всякого зла, умертвитель греха, сила воскресения и энергия бессмертия, просвещение чистых душ и устроение разумных сил. Будем же молиться, чтобы свет этот достиг и нас и чтобы вечно ходя в нем (Еф. 5, 8), мы никогда, даже на краткий миг не спотыкались.

41. Наконец златоустый богослов, уча, что есть свет, который "воссияет зарею" милостивому [84], говорит, что он "не этот чувственный свет, но другой, много прекраснейший, который показывает нам небеса и ангелов и царские жилища; ибо если удостоишься этого света и увидишь его, то отвратишься и удалишься геенны: там исчезают мука и скорбь, там великая радость, мир и любовь, там вечная жизнь, неизреченная слава и несказанная красота, - перенесем же с готовностью все, чтобы приобрести одежду Царства Небесного и этой неизреченной славы".

Однако теперь, обратив наше слово к иному началу, вернемся к Василию Великому, в согласии с чьими речами разберем и опровергнем первоосновы и посылки рассуждений нашего суемысла, из которых он надеется вывести что-то против нас и против истины.

Примечания

1. Осужденная на одном из соборов секта, практиковавшая непрерывную молитву в ущерб церковной дисциплине и вероучительной догматике.

2. Cм. II 1, 3; III 1, 7.

3. Кирилл Александрийский. О поклонении в Духе и истине 1: РG 68, 148 А.

4. Псевдо-Василий Великий. Против Евномия V: PG 29, 772 D.

5. Т.e. Святым Духом.

6. По Паламе, "от Сына" и "через Сына" посылается не Сама третья божественная ипостась (Дух Святой), а ее несотворенная энергия (III 1, 8).

7. Персами византийцы называли турок (ср. II 3, 4).

8. Существует отчет на латинском языке о переговорах Варлаама с папой Бенедиктом XII в 1339 г. (PG 151, 1331-1342).

9. Эта молитва, повторяющаяся в трактатах Варлаама против латинян, позволяет думать, что он сознательно делал текст двусмысленным, допускающим и католическое прочтение.

10. См. 1 3, 20; 37; II 3, 37.

11. Феодор - священник влахернской церкви в Константинополе, осужденный при Алексее Комнине.

12. Дионисий Ареопагит. Послания 2: РG 3, 1068-1069.

13. Максим Исповедник. Вопросы к Фалассию о Писании 61: PG 90, 644 D.

14 См. III 1, 2.

15. Иоанн Златоуст. Беседа на послание к Титу 6, 5: РG 62, 696.

16. Василий Великий. Против Евномия 5: PG 29, 772 В.

17. Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1144 С; Пятьсот глав V 85: PG 90, 1384.

18. См. III, 18.

19. О божественных именах II 7: PG 3, 645 В.

20. Симеон Метафраст. O возвышении ума 1: PG 34, 889 С; Переложение макариевых Бесед V II: PG 34, 516 ВС.

21. Там же: PG 34, 517 АВ; 892 АВ.

22. О божественных именах 1 4: PG 3, 592 ВС.

23. Григорий Назианзин. Послание 101, Кледонию: PG 37, 181 АВ.

24. Это выражение Платона (Тимей 27 d) Варлаам в свое время применял для характеристики созерцаний исихастов.

25. Григорий Нисский. О душе и воскресении: PG 44, 104 С.

26. Григорий Назианзин. Беседы 40, 6: PG 36, 365 A.

27. Василий Великий. Против Евномия 5: PG 29, 640 АВ.

28. Ексапостиларий, поемый на утрени Преображения Господня 6/19 августа, и последняя стихира вечерни попразднства Преображения 7/20 августа.

29. Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1376 CD; 1165 ВС; 1168 С.

30. См. III 1, 10-11.

31. Иоанн Дамаскин. Беседа 1 на Преображение 12-13: PG 96, 564 C-565 A.

32. Песнопения вечерни Преображения.

33. Иоанн Дамаскин. Канон на Преображение, песнь 9, тропарь 2.

34. Андрей Критский. Беседа 7 на Преображение: PG 97, 933 С.

35. О небесной иерархии VII 2: PG 3, 208 С.

36. См. 1 3, 29.

37. Косьма Маюмский. Канон на Преображение, песнь 9, тропарь 1.

38. Слова из кондака праздника Преображения.

39. Иоанн Дамаскин. Беседа на Преображение 12: PG 96: 564В.

40. Главы богословские и икономические 1, 48: PG 90, 1100 D.

41. Слова из седальна после полиелея на утрени Преображения.

42. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1165 D.

43. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии XV 2: PG 3, 328 D-329 С.

44. Иоанн Дамаскин. Гомилия на Преображение 7; 10; 12; 15-16: PG 96, 557 С; 561 D; 564 C; 569 AB.

45. Дионисий Ареопагит. О божественных именах 1 4: PG 3,592 ВС.

46. Андрей Критский. Гомилия 7 на Преображение: PG 97, 949 С.

47. Из богослужения вечери Преображения.

48. Дионисий Ареопагит. О божественных именах II 7: PG 3, 645 A.

49. Там же, V 2: PG 3, 916 С.

50. Максим Исповедник. К Марину: РО 91, 268 D.

51. Дионисий Ареопагит. Послание 2: PG 3, 1068 A-1069 A.

52. Выражение Максима Исповедника.

53. Максим Исповедник. Вопросы к Фалассию 22: РО 90, 324 А.

54. Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91,1240 С.

55. Там же: 1076 С.

56. Там же: 1088 ВС; 1320 В.

57. Василий Великий. Послания 1 4: PG 32, 229 В.

58. Неизвестно, кто здесь цитируется.

59. Этот текст, приписываемый св. Максиму также в 1 3, 20 и III 3, 13, не обнаруживается в его изданных сочинениях.

60. О небесной иерархии III 3: PG 3, 165 A.

61. Дионисий Ареопагит. Послания 2: PG 3, 1068-1069.

62. См. Ill 1, 9; 18.

63. Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1140 А; 1144 С.

64. Ср. Ill 3, 3.

65. Григорий Назианзин. Гомилии, 30, 21: PG 36, 132 В.

66. Ср. Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91,1076 ВС.

67. Андрей Критский. Беседа 7 на Преображение: PG 97, 933 С.

68. О Святом Духе 26: PG 32, 180 С.

69. Василий Великий. Против Евномия, 5: PG 29, 772 D.

70. О Святом Духе 26: PG 32, 180 CD.

71. Этот текст, не раз цитируемый Паламой, в "Третьем послании к Акиндину" приписан св. Василию, но не найден у него.

72. Сходные мысли у Григория Нисского. Толкование на Шестоднев: PG 44, 88, и у Иоанна Синаита. Лествица 26: PG 88,1033

73. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1144 ВС.

74. Дионисий Ареопагит. Таинственное богословие I 1: PG 3,997 В.

75. Ср. Максим Исповедник. Сто глав против гностиков, 2, 83: PG 90, 1164 В: "Ум Христов... приходит не через лишение нашей человеческой умственной способности".

76. Макарий-Симеон. О свободе ума, 23: РО 34, 957 В.

77. Василий Великий. Против Евномия, 5: PG 34, 957 В. Ср. Быт. 18,27.

78. См. выше § 36 и прим. 76.

79. См. выше § 35 и прим. 73.

80. См. выше III 1, 9 и прим. 17.

81. См. выше § 36 и прим. 77.

82. Василий Великий. Беседа 2 на Шестоднев 5; 8: PG 29, 40 С; 52 В.

83. Григорий Назианзин. Беседы, 44, 3: PG 34, 609 ВС.

84. См. Ис. 58, 8. В сохранившемся толковании Иоанна Златоуста на книгу пророка Исаии приводимого Паламой текста нет.


Страница сгенерирована за 0.04 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.