Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 042. К Фалелею сыну

То, что выразил ты в письме, я прочитал, сын мой; а от меня в ответ тебе вот что: отлучатися нам от всякаго брата, безчинно ходящего, заповедует святой апостол (2 Сол. 3, 6). Как же говорит Григорий Адельфийский, что вы неосновательно отвращаетесь от него, когда он не только бесчинно ходит, но и совершенно соединился с иконоборцами, подписавшись под ересью, вкушая пищу и питие и обращаясь вместе с ними? Если же он скажет, что он раскаялся и исполняет епитимию, то пусть докажет это письменным исповеданием, прокляв еретиков вместе с ересью и отнюдь не вступая

136

 

 

в общение с ними. А доколе он не сделает этого, да будет чужд для вас, боящихся Господа. Ибо он лукавствует, притворяясь обратившимся, чтобы увлечь вас и посеять пагубные речи, как бы от лица противников. Посему и ты, как слабейший, заразившись беседою его, стал недоумевать о том и другом. Но так как ты просил разрешения, то прими с благоразумием. Изречение Златоуста в похвальном слове святому Роману: „наш Христос стенами не ограничивается (οὐ περιγράφεται)", надобно принимать не просто, но узнав, с кем беседуя он сказал это (1); ибо в беседах должно обращать внимание и на время, и на лицо, и на образ речи: время, потому что не одно и то же заповедано и древним и находящимся под благодатью; лицо, потому что иное свойственно еретику, а иное православному; образ речи, потому что не одно и то же — говорить догматически и предлагать простейшую речь. С кем же беседовал Златоуст? С православным ли, выставлявшим икону Христову? Нет; а с язычником, который приписывает превысшей Вине всего свойства самых низших существ, по замечанию божественного Дионисия (2), и полагает, что она нисколько не превышает составляемых им безбожных и разнообразных изображений. Посему хорошо и совершенно справедливо сказал отец; „наш Хри-

_________________

(1) Бес. на разные случаи. Ч. 1. в русск. пер. 1864 г., стр. 312.

(2) О неб. иерар. гл. 9. отд. 3. В русск. пер. 1843 г., стр, 40.

137

 

 

стос стенами не ограничивается”; надобно подразумевать: по божескому естеству, подобно его богам, помещаемым на стенах и там заключаемым, не имеющим в себе ничего иного, кроме того, как они представляются взорам смотрящих. У них есть глаза, но не видят; есть уши, но не слышат; есть руки, но не осязают; есть ноги, но не ходят; есть ноздри, но не обоняют, — как они обличаются пророком (Псал. 113, 13 — 15). А наш Христос есть не только человек собственно и истинно по видимому образу, так как Он сделался подобным нам по всему, и по телу, и по душе, и по возрасту, и по всем другим принадлежностям человеческой природы, кроме одного греха, но и Бог по естеству и по истине, один и тот же — то и другое. Например, скажу так, как говорит в одном месте сам Златоуст: „Он долу утомляется, а горе управляет стихиями; долу алчет, а горе наводит дожди; долу повинуется, а горе производит громы; долу предстоит пред судилищем, а горе созерцает все. Посему он и сказал к язычнику: „наш Христос стенами не ограничивается” и не думал, что надобно точнее объяснить это изречение ради ныне свирепствующей ереси. Но очевидно, что утомляющегося, алчущего, повинующегося и предстоящего пред судилищем святой без сомнения представлял изображаемым по телесному виду или на стене красками, или на картине; объяснять же предметы столь очевид-

138

 

 

ные ему не было причины. Если он видел бесплотного ангела на иконе, как говорит он, то неужели не созерцал воплотившегося Христа изображаемым на иконе? Безумно думать что-нибудь подобное об этом святом. Итак, если они принимают его во свидетельство своего нечестивого учения, то почему отвергают его же, не допуская изображений ангела или кого-либо из богоносных мужей, тогда как Златоуст в одном месте говорит: „как вы поступали в отношении к именам, так поступали и с образом его”, т. е. святого Мелетия; „ многие начертывали этот святый образ и на чашечках перстней, и на стаканах и чашах, и на стенах брачных чертогов, и везде“?(1) Но они не хотят и его слушаться. Касательно сказания о святом Панкратие, если неизвестно, кем оно написано, что из этого? Почти все сказания о мучениках не имеют таких надписей, и, однако они подлинные, и оттуда учители заимствуют содержание в похвалу мучеников. Святой Панкратий почитается в Сицилии, в величайшем храме, в котором, говорят, бывали и знамения. Таким образом, не принимающий сказания очевидно восстает против мученика. Об этом так в немногих словах. Ты же, сын мой, будь здоров и спасайся, и далеко отходи от Григория, чтобы он не погубил тебя при неосторожности.

_________________

(1) Похв. Слово св. Мелетию, в бес. на разн. случ. Ч. 1. Русск. пер. 1864 г., стр 50.

139


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.