Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 037. К братиям рассеявшимся

37. К БРАТИЯМ РАССЕЯВШИМСЯ (1).

Федор всюду рассеявшимся братствам.

Благодать вам и мир да умножится (2 Петр. 1, 2). Справедливо — обратиться к гонимым ради Христа с словами апостольскими. Благословен Бог и Отец Геспода нашего Иисуса Христа, отверзший дверь нам смиренным, хотя и стерегомым строго, сообщаться беседою посредством письма с вами, возлюбленными нашими братьями. По истине, слово Божие не вяжется (2 Тим. 2, 9), хотя властвующие и думают, что они связывают; по истине нам следует весьма радоваться, что мы видим на самих нас грешных исполнение божественных предсказаний. Так, братия, скажем с апостолом: . кто ны разлучит от любве Божия, скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или мечь (Римл. 8, 35)? Ибо не о себе только он сказал это, но и о нас, дабы мы были так расположены в отношении к Богу, чтобы не огорчались среди страданий, но готовы были с радостию перевести и еще не-

___________

(1) Писано в 818 году по Р. Хр.

117

 

 

достающие скорби (Колос, 1, 24). Подлинно неизреченная радость — страдать ради Христа и со Христом, как показали все святые до Фаддея, нашего мученика, и всякого другого исповедника, отошедшего после него или из темницы, или из какого-нибудь другого места ссылки, с благою ревностию и соответствующею гонениям деятельностию. Да будеми мы, братия мои, мучениками таким же образом, в постоянной готовности быть схваченными, явиться исповедниками, подвергнуться бичеванию, потерпеть смерть. Это и значит ежедневно быть мучеником; это и значит ежедневно умирать; от этого происходит очищение души, удаление от страстей, приближение к Богу, отвращение от мира, представление неба и вечных благ, равно как и скорбей. Ибо такая готовность не дает уму времени предаваться удовольствиям и пристращаться к тому или другому, но особенно укрепляет сердце, источает потоки слез из очей, побуждает желать исхода из тела, какбы из какой-нибудь несносной темницы. Будем же наблюдать, каковы мы, и если мы таковы, то очень хорошо, а если нет, то обратимся и очистимся. Будем убегать от неукротимого дракона —  диавола, от разжженных стрел мучительной и смертоносной похоти. От ней не удовольствие, а скорбь, не сладость, а горечь, не благополучие, а злополучие, рабство, тление, беснование, искажение естественного состояния. Ибо, если она есть добро и сладость, то почему тех,

118

 

 

которыми овладевает она, тотчас делает глупыми, скотоподобными, постыдными, раболепными, безнадежными, расслабленными, осужденными на вечную смерть? Так она, обворожительница, заражает, приводит в исступление и искажает человека, будучи на самом деле не такою, какою представляется, подобно как бывает с бесноватыми, которые не понимают, что делается с ними, пока не опомнятся. Будем же смотреть, возлюбленные, на места жительства, на то, где и с кем обращаемся; и, если там есть вред, надобно переселиться, если — с соблазнителем, надобно удалиться, если — ни с кем, надобно соединиться; ибо горе быть единому (Екклез. 4, 10), пока нет к тому необходимости. Надобно наблюдать и прочее, пищу, питие, сон, деятельность, так чтобы все было в меру, укрепляя  тело для содействия исполнению заповедей, а не делая его свирепым до восстания против души. Оно —  жеребец; если слишком откармливается, то бесится и низвергает всадника — ум. По себе мы изображаем и ваше состояние; ибо все люди равно получили от Бога бразды самостоятельной свободы, хотя постоянно происходит война между душой и телом, противящимися друг другу. Об этом пусть будет так. Что же далее? Вера твердая, неизменная, как я предал вам, и сам принял от святых, или лучше, и те и другие — от одного и того же Духа. Христос — не Христос, если он не может быть изображаем. Ибо, когда говорится

119

 

 

 

 

о Христе, то надобно разуметь таинство Его воплощения. Христом не может быть названо Слово, представляемое чуждым телесности. А так как Слово стало плотью, то очевидно, что Оно может быть и изображаемо по плоти, и вместе с именем Христос соединяется и представляется свойство описуемости. Таким образом те, которые говорят, что Он не описывается, т. е. не изображается на иконе, признают Его бесплотным. Но они далеко вне двора Христова, хотя бы то был Петр, хотя бы Павел, как сами Петр и Павел возвестили для нашего предостережения, а не только что кто-нибудь из апостолов, или бывших после них святых, говорил бы, будто Христос неописуем по телу, — нет, — как говорят нечестивые, проповедуя неправду. Эту правую веру будем содержать, братия; это благое исповедание будем исповедовать, не увлекаясь ничем. Мыслящие не так суть отступники от Христа; а защищающие это суть мученики Христовы, вместе с сорока (мучениками), вместе с сонмом ратоборцев, бывших от века. Как? Маккавеи, отказавшись вкусить свиного мяса, запрещенного тогда законом, сделались мучениками, а ты, страдая за то, что не отрицаешься от начертанного Христа, не мученик? Иоанн Предтеча, умерщвленный за правое обличение Ирода, сделался украшением мучеников, а ты, умирая за Христа, не в числе мучеников? Никто же вас льстит суетными словесы: сих бо ради

120

 

 

грядет гнев Божий на сыны непокоривыя (Еф. 5, 6). Несомненный мученик тот, кто исповедует, и тем более, чем большим он подвергается страданиям. Да не колеблет вас продолжительность гонения; мы еще не так долго страдаем, как прежние исповедники; мы еще не были сожигаемы действительным огнем очистительного искушения; еще остается примесь свинца; еще остается греховная ржавчина. Кто ты, что исследуешь глубины непостижимых судеб? Яже ти повеленна, сия разумевай (Сир. 3, 22). Семени Авраамову, которому благословением Божиим обещано было наследовать святую землю, Бог судил наперед рабствовать четыреста тридцать лет под рукою Фараона. Христианство, от начала апостольской проповеди до Константина, первого царя христианского, более двух сот лет терпело жестокие гонения; последующие, хотя легче, но также много лет были гонимы, кроме гонения при Юлиане отступнике. Великий Павел был гоним тридцать пять лет и ежедневно умирал; а ты в пять лет теряешь мужество? Многострадальный Климент был мучим двадцать восемь лет (1); а ты ослабеваешь в короткое время? И достанет ли мне времени исчислить деяния других мучеников? Разве ты не слыхал о терпении Иова? Не страдал ли он пятнадцать лет, или еще более, от тяжких ран, кроме других

_____________

(1) Память священномученика Климента, епископа Анкирскаго, 23-го января.

121

 

 

постигших его бедствий, и притом не сознавая за собою никаких злых дел, а напротив — весьма много добрых? Какое же было к нему изречение? „Дабы тебе, — сказано было, — оказаться праведным" (Иов. 33, 32). „Так и ныне Промысл некоторым образом просеивает нынешних людей, дабы отринуть еще находящиеся плевелы, чтобы осталась чистая пшеница. Не слышишь ли, что говорит Он Иеремии? Вложи я в горнило, и смотри, аще искушено есть, имже образом искушен бых о них (Зах. 11, 15)1  Потерпим еще, мужественные воины Христовы. Дние яко сень преходят (Псал. 143, 4), хотя гонители и думают, что они стоят. Аще мене изгнаша, говорит Господь, и вас изженут: аще слово Мое соблюдоша, и ваше соблюдут: но сия вся творят вам за имя Мое, яко не ведят пославшаго Мя (Ин. 15, 20, 21). По истине они не знают, что Бог и Отец посла сына своего единородного, рождаемого от жены, бываема под законом, да подзаконныя искупит (Гал. 4, 4), дабы Он приобрел вселенную Отцу Своему. Иначе они не отвергали бы того, что Он может быть изображаем, ибо никто из рожденных от жены не бывает неизобразимым, если не будет каким-нибудь выродком. Так, братия, будем настраивать себя, и так будем утешаться словами Спасителя

______________

(1) Вместо Иеремии, вероятно, нужно читать Захарии.

122

 

 

нашего Иисуса Христа, ожидая воздаяния. Вы знаете, каков Леонтий; это — род евнухов, не только бесчестный, как сказал некто из богоносных мужей, но и отрекшийся от Христа, и не довольствующийся этим, но и жестоко терзающий братий наших. Бывший прежде учеником — ныне иудействующий отступник; бывший в числе преимуществующих братий — ныне против братий больше всех судей; называвший икону не просто, но святою иконою, — Христа ли, Богородицы, или кого-либо из святых, — теперь сожигает их, истребляет, хулит, как неистовый зверь. Поэтому он и Императору любезен, и над монастырями нашими начальствует, и все делает несчастный к оскорблению Христа. Но увы мне! От меня постыдные дела его. Впрочем он подобен родившему его по плоти; ибо и этот в прежние времена был началом нечестия, сходного с Ермиевым (1). Оба они беснуются; и Бог не соединяет ворона с голубем, но подобное с подобным. Таковы они. Да даст им Господь познание истины, уловленным от диавола в его волю! Вас же с теми, которых мучит отступник, Христос да утвердит, да поддержит, да укрепит еще потерпеть, алчущих, жаждущих, наготующих, бичуемых, не имеющих по-

________________

(1) Еретик Ермий, от которого получили свое название Ермиане иди Ермогениане, жил в начале 3-го века по Р. Хр. Другой Ермий, 4-го века, был одним из предводителей еретиков Мессалиан. См. Augustin, lib. de haer. cap. 48 и 57.

123

 

 

стоянного пристанища, труждающихся, злословимых, гонимых, хулимых, якоже отреби миру бывших, всем попрание, по словам великого Павла (1 Кор. 4, 13), с которым да будет и ваша часть! Братия, молитесь о нас грешных, чтобы нам спастись, удостоившись хотя последней степени всех защищающих (истину). Приветствует вас находящийся со мною брат Николай. Благодать Божия со всеми вами. Аминь (Тит. 3, 15).

 


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.