Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 199. К Михаилу и Феофилу императорам

199. К МИХАИЛУ И ФЕОФИЛУ ИМПЕРАТОРАМ 1.

Боголюбивейшим и благочестивейшим Императорам, Божиею милостию Августам и Самодержцам, оправдание и объяснение от рассеявшихся здесь и там.

Имеющим разум известно, что Царь всех Бог для того даровал царское право и имя человеческим существам, чтобы, по подобию небесного и земное, имея мир и спокойствие, согласно возносило Ему славословие и поклонение. Эти бразды получив по судьбам Божиим, ваша христоподобная держава справедливо пригласила нас нижайших вступить в беседу с нашими противниками в учении Веры, дабы вам узнать отсюда, которая сторона говорит правду, и этой стороне предоставить победу, чтобы между нами не было разделений, но все тожде мудрствовали православно (Фил. 2, 2). Мы восхвалили ваше желание знать Веру и превознесли похвалами миролюбивое намерение, стремящееся таким образом доставить пользу и спасение подданным. Да будет вам воздаяние за это, во свете светлость неизреченная и в царстве царствование бесконечное! Но, доблестнейшие и боголюбивейшие владыки, это великое и превожделен-

_______________________

1) Писано в 823 году по Р.Х., от лица всех православных пастырей, по тому случаю, что они тогда были приглашены Императором к состязанию с иконоборцами.

507

 

 

ное дело не может совершиться так просто и легко; ибо при величайших делах являются и величайшие затруднения. Что же именно? Во-первых, то, что противники наши в течении долгого времени и на соборных собраниях утвердились в своих мнениях; а нам апостолами и отцами запрещено входить в сношение с людьми, так относящимися к учению Веры. Потом то, что и суждение о нем принадлежит не иному кому-либо, а только одним получившим эту власть от Господа через Духа, при содействии и подтверждении от вас, преимущественно призванных к этому от Бога. А каково здравое и непорочное учение нашей христианской Веры, это нужно изложить. Мы веруем во единого Бога, в Отце и Сыне и Духе святом покланяемого и спрославляемого, в преславную, вседетельную и начальную Троицу, по преданному нам от святых трех сот осьмнадцати отцев богодухновенному символу, которым ниспровергается всякая ересь и от которого зависит всякий святой собор, как ветви от корня и ручьи от источника. Отсюда второй (собор) прояснил точное название Духа. Потом третий провозгласил святую Марию Богородицею, как родившую Самого единородного Сына Божия. За тем четвертый изложил догмат, что Господь наш Иисус Христос состоит из двух и в двух естествах в одном лице. После того пятый, подтвердив прежде него бывший собор, предал анафеме Оригена и последователей его

508

 

 

Проипарктитов1. Потом шестой определил признавать, соответственно двум естествам, две воли и два действия в одном Христе. Наконец седьмой, следуя бывшим до него соборам, так как все естественные свойства в одном Христе двояки, провозгласил Его неописуемым и по невидимому естеству и описуемым по-видимому; истина чего основывается на доказательствах четырех родов, на естественном соображении, на отеческих свидетельствах, на соборных определениях и на древнем обычае. По естественному соображению, например, из слов евангелиста Иоанна, который говорит: и слово плоть бысть, и вселися в ны (Ин. 1, 14). Если же Слово стало плотью, то очевидно, что Оно, как Слово, неописуемо, а как плоть, описуемо. И вселися в ны; иное — обитающий, а иное — обиталище; по одному Он может быть описуем, а по-другому выше описания. Ибо по каким признакам видно будет, что Он стал человеком, если Он естественно не получил свойства изображаемости, которое есть первое в действительном человеке и по уничтожении, которого не будет человека? Но Он есть истинный человек; следовательно, как человек, Он описуем, оставаясь неописуемым, как Бог. Таким же образом Он стал посредникои между Богом и людьми, как со-

_______________

1) Προῦπαρκτίται— допускавшие предсуществование человеческих душ прежде рождения в здешний видимый мир.

509

 

 

единяющий в Себе обе крайности и имеющий свойства обоих естеств, из которых состоит, в одном лице без недостатка, получив от Отца вместе со всем и неописуемость, как Он сам сказал: вся моя твоя суть и твоя моя (Ин. 17, 10), а от матери вместе со всем п описуемость, как написано: не от ангел когда приемлет, но от семене Авраамова приемлет (Евр. 2, 16). Посему Ему надлежало во всем уподобиться братиям. Если уничтожить одно свойство в котором-нибудь естестве, то вместе по необходимости уничтожаются и все однородная свойства; а по уничтожении свойств очевидно уничтожаются и самые естества, которым они принадлежат. Свидетель этому священномученик Юстин, который в одном месте говорит: «ничто из существующего не останется тем, что оно есть, если не достанет одного и только одного из существенных свойств его». И, следовательно, по этому новому предположению было бы тщетно учение нашей Веры. Согласно с евангелистом и апостол говорит следующее: иже во образе Божии сый не восхищением непщева быти равен Богу, по себе истощил зрак раба приим (Фил. 2, 6. 7). Если же Он, будучи образом Божиим, принял образ раба, то без сомнения, как во образе Божии сый, Он не изображается; потому что Божество не-, постижимо; а как принявший образ раба, Он изображается, потому что образ раба подле-

510

 

 

жит постижению и через прикосновение и по цвету. Как же веровать, что Он стал в подобии человечестем, если Он не может изображаться подобно людям? Как сказать, что Он образом обретеся, якоже человек, если Он не будет усматриваться написанным в образе человеческом? Видите, светлейшие, как тому, которому надлежало во всем уподобиться братиям, подобно которым Он и принял плоть и кровь, необходимо и изображаться подобно им; а если нет, то Он не уподобился им, и лжет сказавший это, и естество Его не одинаково. Между тем Сам Бог и Слово в одном месте говорит: что мене ищете убита, человека, иже истину вам глаголах, юже слышах от Бога (Ин. 7, 19. 8, 40)? Не изображаемый никогда не назвал бы себя человеком; и тот, кто может быть убитым, не может быть неизображаемым; ибо одно следует из другого и подтверждается другим. Он есть умерщвленный плотью, оживший же духом, как сказал блаженный Петр (1 Петр. 3, 18). Что значит это, как не сказать, что изображается по плоти изображенный Духом? Он сказал: и ядый мя, и той жив будет мене ради (Ин. 6, 57). А не описуемый не мог бы сказать, что Он вкушается, если только Он не есть призрак. Если же это мы допустим, то впадем в заблуждение Манихеев, отвергнув великое таинство благочестия. Тот (Манес) говорил, что Сын на горе

511

 

 

в видимом и невидимом явил свою сущность, имеющую не два естества, но одно. Так и утверждающие, будто Христос неописуем, как признающие в Нем одно естество, оказываются последователями его мнения. Ибо что неописуемо, то и бестелесно. С другой стороны, при описуемости одно лице Христа не разделяется на два лица, как некоторым кажется. Ибо содержание образа и первообраза по личности не разделяется, но по сущности они различны. Так премудрый Дионисий говорит: «одно в другом, кроме различия по сущности» 1. Так и касательно животворящего Креста никто не скажет, что крестовидный образ есть нечто отличное от первообраза его, кроме только различия по существу; пример близкий, и истина беспрекословная. Это первое из упомянутых доказательств. Какое второе? Изречения святых, которые не умозаключительно, а прямо утверждают, что Господь наш Иисус Христос изображается, и которые все если бы мы захотели изложить здесь, то слишком распространили бы объяснение. Из многих избрав два или три, и притом более идущие к делу, мы чрез них покажем достоверность и прочих, так что и здесь исполнится написанное: при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол (Втор. 19, 15). Вот изречение верховного из апостолов Петра,

_______________

1) О церк. Иер. гл. 4 В русск. перев. 1855. стр. 129

512

 

 

упоминаемое в истории о священномученике Панкратие: «вынеси икону Господа нашего Иисуса Христа и поставь ее на башне, чтобы народы видели, какой образ принял Сын Божий,? чтобы увидев еще более уверовали, взирая на вид образа, и вспоминали о том, что нами проповедано им» 1. Как разительны эти слова! Он почти так взывал: «вынеси икону, силою своего помрачающую небеса, и поставь на высоте в явное свидетельство, чтобы пароды видели, какой образ принял Сын Божий, не ангела, или архангела, или какой-либо другой силы, а рабский образ, подобный нашему, чтобы увидев еще более уверовали, так как повествование словом не достаточно, а нужно впечатление посредством!, зрения для большего уверения,-что Сын Божий стал сыном человеческим, и вспоминали о том, что нами проповедано имъ»; так сказать: «это вам памятник в роды родов». История показывает, что и прочие апостолы делали тоже в городах и селениях, изображая все события воплощения Господа нашего Иисуса Христа от начала, когда ангел сказал Деве: радуйся, до того времени, когда Он вознесся. «Эти изображения», — говорит (история), — они внушали и почитать со страхом». Видите ли, человеколюбивейшие, что апостолами от начала предано — вместе с постановлением священных икон и покланяться им со страхом? Ибо почитать

________________

1 Чет. Мин. июл, 9. Acta Sanct. Apvil. I. pag. 237 — 243.

513

 

 

несомненно значит тоже, что и покланяться. Вот слова много подвизавшегося Афанасия из речи его в Вирите: 1 «обратите они ума вашего и посмотрите на это новое зрелище». И чрез несколько слов: тогда иудеи, вынесши икону Господа нашего Иисуса Христа, сказали: как отцы наши наругались над Ним некогда, так и мы наругаемся над Ним. Тогда они начали плевать в лице иконы Господней и били ее по лицу с той и другой стороны, т. е. икону Господню, говоря: что сделали с Ним отцы наши, все то сделаем мы с иконою Его. И говорят: те наругались над Ним, и мы сделаем тоже. И нанесли они множество оскорблений иконе Господней, о которых и говорить мы не дерзаем. Потом говорят: мы слышали, что те пригвоздили Его руки и ноги; это и мы сделаем Ему. Тогда пронзили они гвоздями руки и ноги иконе Господней. Еще говорят беснующиеся: мы слышали, что те напоили Его уксусом и желчию с губки; это сделаем Ему и мы; и сделали, приложив, к устам иконы Господней губку, напоенную уксусом. Опять говорят: мы узнали, что отцы наши били Его тростью по голове; тоже и мы сделаем; и взяв трость, ударяли по голове Владыки. Наконец говорят: мы точно знаем, что те копьем пронзили бок Его; ничего не опустим, но прибавим и это. И, приказав принести копье, заставили одного из них

_______________

1) Ныне Бейрут.

514

 

 

взять копье и пронзить бок на иконе Господней: и когда это было сделано, тотчас истекло из ней множество крови и воды»1. Верно это слово, мудрейшие, с одной стороны потому, что знамения бывают для неверных, по не для верующих, а с другой, чтобы и мы знали, что оскорблением иконы оскорбляется первообраз ея и, напротив, почитанием иконы он почитается. Вот изречение великого Василия в похвальном слове мученику Варлааму: «да будет изображен на картине и подвигоположник в борьбах Христос». И здесь, светлейшие, точное повеление о поставлении иконы. Ибо не на картине души, как пустословят некоторые, написать Христа внушает богоносный. Мы имеем в сердцах не написанного в нас, но живущего Христа верой, как взывает апостол (Ефес. 5, 17). Притом, прибавлением союза: и, он указывает на пред идущие слова, которые суть следующие: «возстаньте ныне предо мною вы, славные живописатели ратоборных подвигов; возвысьте вашим искусством это неполное изображение военачальника; цветами вашей мудрости осветите неясно представленного мною венценосца; пусть я буду побежден вашим живописанием доблестных дел мученика; рад буду признать над собою ныне такую победу вашей крепости; посмотрю на эту, точ-

______________

1) Opera S. Athan. Т. 2 pag. 627. De passione imaginis Domini nos. I. Ch.

515

 

 

нее изображенную вами, борьбу руки с огнем; посмотрю на этого борца, живее изображенного на вашей картине; пусть плачут бесы и ныне поражаемые в вас доблестями мученика; пусть будет опять показана им рука палимая и побеждающая 1». Это изобразит он внушал конечно не внутри нас; иначе, если допустить это, он не предлагал бы изобразить наперед раба, а потом Владыку. Притом и сказанные в самом начале слова: «возстаньте ныне предо много вы, славные живописатели ратоборных подвигов», указывают именно на иконописцев, а не на словесных изобразителей; как и в похвальном слове сорока мученикам он же говорит следующее: «ибо воинские доблестные дела нередко изображают историки и живописцы, одни украшая их словом, а другие начертывая на картинах» 2. Окончено и второе доказательство. Какое третье? Определение отцов, собиравшихся в Константинополе после шестого собора: «на некоторых священных иконах изображается агнец, указуемый перстом Предтечи, принятый в образ благодати и прообразовавший нам в законе истинного Агнца, Христа Бога нашего. Почитал древние образы и сени, преданные Церкви, как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, как

_________________

1) В русск. перев. 1846 г. Част. 4. стр. 278 и 279.

2) В русск. перев. 1846 г. Част. 4. стр. 296.

516

 

 

исполнение закона. Сего ради, дабы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ: Агнца, внемлющего грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представляти по человеческому естеству, вместо ветхого агнца, да чрез то, созерцая смирение Бога Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительные смерти, и сим образом совершившегося искупления мира» 1. Здесь вместе с иконою Христа идет речь и об иконах всех святых. И, во-первых, заповедуется изображать Его, вместо древнего агнца, так как уже прежде изображали Его и перестали. За тем изъясняется, что икона Его не только достопочитаема, подобно как называются достопочитаемыми бывшие в законе знамения и предначертания, но и достопокланяема, как Его икона, так и всякого святого; ибо несомненно, что достопочитаемое каждый назовет и достопокланиемым. Кроме того, видно, что всякая икона называется одним именем с своим первообразом, из слов: а изображается агнец, указуемый перстом Предтечи». Так и божественный , Григорий Нисский в одном месте говорит: «предлежит Исаак пред отцем, у самого жертвенника 1». Вот слова отцев, собиравшихся в Антиохии: «не как иного но виду (почитаем

____________________

1) Трульск. Соб. прав. 82.

2) De Abraham. Т. 2. pag. 908. Edit. Paris. 1615.

517

 

 

на иконе, но как одного и того же Господа в одном виде; ибо Он, естественный образ ипостаси Отца, и прежде воплощения был один бестелесный, и во плоти один и тот же, не разделяемый на два образа и не расторгаемый на две славы, но почитаемый одною». И чрез несколько слов: «Но как Он есть один из двух противоположных естеств и составляет одно лице, так и икона Его есть одна и одного и того же Христа; и не говорим мы, что иной образ явился нам во плоти, а иной образ находится на иконе по подобию вида Его, но один и тот же; ибо и образом называется Он не как тело, но как бестелесный; это яснее выражается божественным Златоустом, который называет Его небесным образом; и с неба Он не как тело, но как бестелесный, единородный Бог, пришедший с небес, воплотился и явился облекшимся в наше тело». И спустя немного: «посему, так как икона относительно представляет самый образ Его, то мы покланяемся самому Христу, а не веществу, искусственно начертанному на иконе» 1. Здесь обстоятельное догматическое объяснение того, что во-первых, один вид у обоих, Христа и иконы Его; потом, что один и тот же образ ипостаси Отчей, на иконе по подобию вида Его, является и почитается поклонением с нераздельною славою. Остается четвертое 

______________

1) См. письм. 194.

518

 

 

доказательство — древний обычай. Обрати кругом очи твои, человеколюбивейший, и посмотри на вселенную, как она от самой апостольской проповеди, везде на земле и на море, в священных храмах, на божественных сосудах и досточтимых приношениях представляет изображенного Христа и самыми делами взывает, что Христос воцарился над землею, как поет Давид: проси от мене, и дам ти языки достояние твое и одержание твое концы земли (Псал. 2, 8); и яко ничтоже идол в мире, по изречению апостола (1 Кор. 8, 4), и что все исполнилось блаженного света, по пришествии Того, который сказал: Аз свет в мир приидох (Ин. 12, 46). Что же представляется? Здесь Он (представляется) рождающимся в пещере и прославляемым ангелами, там несомым на руках материю и принимающим поклонение от волхвов; потом отроком, когда Он сидел среди учителей; за тем крещающимся от Предтечи; потом совершающим чудеса с апостолами, восходящим на крест, умирающим, погребаемым, воскресающим, возносящимся на небеса. Созерцая все это на иконе, как тогда апостолы самолично, и мы справедливо можем сказать: видехом славу Его, славу яко единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины (Ин. 1, 14). Такова от века проповедуемая вера; ее приняли святые соборы и с нею согласны все повсюду местные церкви, от восток, и запад, и

519

 

 

севера, и моря (Псал. 106, 3); ее и мы нижайшие принимая, молимся и достодолжно умоляем Бога о вашей боголюбезной державе.

 


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.