Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 190. К Феофану монаху

190. К ФЕОФАНУ МОНАХУ. (1)

Если тебе приятны письма от нас уничи-

__________________

(1) Феофан Керамейский, бывший потом архиепископом Тавроменийским на острове Сицилии, церковный писатель.

485

 


женных, то прими еще одно, не имеющее ничего изящного и красноречивого, как сказал ты из угождения, но как знак любви; и это совершенно верно; чем чаще бывает взаимный обмен писем, тем более возрастает чувство любви; а этого что может быть вожделеннее? Впрочем оставим теперь это, и обратимся к дальнейшему. Какое ныне там нововведение? Кто те новоявленные драконы, подобно Харибде поглощающие души, не утвержденные словом истины? Ты сам не назвал их по имени; но мы, еще прежде известия в письме, сильно скорбели, говоря, что от одного только еретика, или лучше, истинного богохульника, получившего от державной власти должность хартулярия, в тамошних местах зараза проникла в знаменитую Сицилию. Это зло составлено не на основании догматического учения, — ибо чуждо его это чудовище, — а произошло от нечестивого мнения, и, сказать точнее, от предков перешло к нечестивому, вместе с двумя другими единокровными. Но я уверен, что Троица поразит их божественными устами вашими и здешних поборников истины. Тебя же и подобных тебе пусть не удивляет еще свирепствующая ересь. Зло еще не сокрушено, и любовь верных к Богу еще не достаточно испытана, и в третьих мы не можем проникнуть в бездну судеб Божиих, почему Он попускает народу своему доселе колебаться бурею неверия; кроме того, наконец, и да искуснии явлени, быва-

486

 


ют, как сказал исполненный мудрости Павел (1 Кор. 11, 19). Посему увещеваем и умоляем тебя не переставать обличать противников, произнося божественное учение из тайной сокровищницы сердца твоего и в нем ясно доказывая, что Христос не был бы , Христом, если бы Он не был описуем по образу нашему. Если Он стал плотью, то конечно и описуем, как плоть. А что не может быть описуемо, то не заключается в человечестве, но вне и места и времени; это — чистый Бог, называемый и представляемый непостижимым и беспредельным. Таким образом, к несомненному доказательству истины, по естественным соображениям, нужно утверждать, что Христос описуем и поклоняем в иконе; ибо «в ней изображается первообраз», как говорит в одном месте божественный Дионисий; и в другом месте: «одно в другом, кроме различия по сущности». Итак, отвергающий, что Христос описуем, отвергает, что Он стал человеком; и не поклоняющийся иконе Его совершенно не покланяется Ему, и хотя и думает, что поклоняется, как говорит священное слово: неверные Бога исповедуют ведети, а делы отмещутся Его (Тим. 1, 16). Это изложил я почтенству твоему, не как не знающему, но как мыслящему точно также, и почерпнув как бы каплю из моря учения; между тем есть бесчисленное множество отеческих свидетельств, равно как и древней истории от самого начала еван-

487

 


гельской проповеди, к утверждению непорочной нашей христианской веры.


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.