Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 166. К Феоктисту пустыннику

166. К ФЕОКТИСТУ ПУСТЫННИКУ (1).

Получив письмо твоего почтенства и прочитав в слух боголюбезнейшего архиепископа и брата моего, вместе с присутствовавшими братьями, я смирённый возблагодарил Господа, склонившего сердце твое написать правильно символ веры. Исповедовать, что принимаешь ветхий и новый завет и все, преданное от святых отцов Церкви Божией, вообще есть правая вера. Но так как и еретики обыкновенно говорят тоже, и однако оказываются вопреки словам своим не право содержащими слово истины; то от присланных братий и особенно от аввы Сосипатра мы старались в точности узнать, — как и ты предлагал в письме, потому что в письме нельзя высказать всего, — и по благодати Божией узнали, что переданное им тобою, по словам их, православно. Что же именно? Это надобно изложить кратко. Во-первых о святой Богородице; говорят, будто ты утверждал, что Дева существовала прежде веков. Так как ты уверяешь, что ты не говорил и не думал этого, но исповедуешь, что она родилась от мужа и жены, Иоакима и Анны, то хорошо. Во-вторых о Господе, будто Он не был распят. Так как ты исповедуешь, что Он распят по писаниям, то хорошо. В третьих об ангелах

_________________

(1) Писано в 825 году по Р. Хр. См. письмо 116

432

 

 

и бесах, будто после суда будет восстановление их в прежнее состояние: и будет едино стадо и един пастырь (Ин. 10, 16). Так как ты отвергаешь это и исповедуешь, что и осуждение и царство небесное вечно, то хорошо. В четвертых о монахе одном, будто он может избавить от наказания сто пятьдесят осужденных. Так как ты отвергаешь это и говоришь, что после смерти нет покаяния и никто не может избавить от назначенного Богом каждому наказания, то хорошо. В пятых о книге, называемой Антониевою, будто ты говорил, что она достойна принятия, между тем в ней есть много богохульного, как мы сами прочитав узнали. Так как ты исповедуешь, что отвергаешь ее, как чуждую Церкви Божией и уже не имеешь и не читаешь ея ни ты, ни находящиеся с тобою, то хорошо. И благословен Бог, сделавший очищение у нас вышесказанных соблазнов, и благословенно славное имя Его, внушившего тебе сказать, что ты невежда и неученый и во всем будешь повиноваться и слушаться слова нашего смирения. Я жене буду внушать или предписывать ничего, кроме того, что божественно изречено святыми апостолами и пророками и отцами, но то самое, о чем ты писал, чтобы ты веровал во святую Троицу, нераздельную по существу, но разделяемую по (личным) свойствам, в Отца и Сына и святого Духа, единого Бога, единого Господа, как и вера одна. Отец есть Бог, и Сын Бог, и Дух Бог, не три Бога, — да не будет, —

433

 

 

но один Бог и Господь. Это — учение о Боге. По учению же о домостроительстве надобно веровать, что один из Троицы, по благоволению Отца и действием святого Духа, воплотился от святой Богородицы, наитием на нее святого Духа, осенившего ее таким образом силою Всевышнего, по евангелию (Лк. 1, 35), от которой Он и родился, как совершенный человек, будучи вместе и совершенным Богом, единый по лицу, двоякий по естеству, как изложили богоносные отцы и семь святых вселенских соборов. Также нужно исповедовать, что Дева есть Богородица, высшая и честнейшая всех, и может ходатайствовать, как матерь, пред своим Сыном и Господом за весь мир; еще исповедовать ангелов, что они также молятся за всех людей, а бесы отлучены от них на бесконечные веки, удалены за отступничество в собственное свое жилище и осуждены от Бога на справедливые наказания; еще исповедовать, что и все святые, как служители Божии, могут ходатайствовать пред Богом о нашем спасении; еще исповедовать святые иконы как самого Господа нашего Иисуса Христа, так и Матери Его, ангелов и всех святых, покланяться им и принимать их, по учению второго Никейского собора; анафематствовать всех еретиков, анафематствованных соборами, и прославлять всех православных, ими прославленных. Такова истинная вера христианская; таково свидетельство исповедания Христова.

434

 

 

Мудрствующий вопреки этому да будет проклят от Отца и Сына и святого Духа, как говорит апостол Павел: аще мы, или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет: якоже предрекох и паки глаголю, аще кто вам благовестит паче еже приясте, анафема да будет (Гал. 1, 8. 9). Так как ты сам обстоятельно изложил все это в письме своем, то непременно нужно удостоверить, что ты так думаешь. Каким же образом? Если в конце этого письма сделаешь свою подпись на приложенном к нему листе. Таким образом, мир Божий, превосходяй всяк ум, соблюдет (Фил. 4, 7) и сподобит нас и вас в одном духе и одном сердце веровать и служить святой Троице, ко спасению своих душ и разделенного на две части народа. Приветствие господину Иоанникию, духовному отцу нашему, и тебе, почтенному и отцу и брату вашему.


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.