Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 164. К архимандриту Готфскому

Благодарение воссылаем святому Богу, что мы удостоились получить любезное письмо вашего преподобия; оправдания же в медленности нам не нужно. Ибо кто мы, уничиженные? И вообще почему вам относиться к нашему ничтожеству по занимающим вас надобностям? Впрочем, так как вы, по смирению своему, имеете обыкновение обращаться и с нижайшими, то благопотребно и вы написали, и мы узнали не только о том, что содержится в письме, но и что сообщили принесшие его почтеннейшие братия и отцы. Во всем этом Бог наш покровитель и защитник от неразумно взводимых обвинений. Но и мы смиренные сделаем возможное с своей стороны, когда будет о том речь, пред теми, которые решаются клеветать, не для воздаяния благодарности вам, но чтобы исполнить долг любви. Для этого мы вынуждены были послать письмо и боголюбезнейшему отцу и архиерею господину Филарету, если только будет принято ходатайство от нас смиренных, направленное к миру, которого нет ничего полезнее и которым должны отличаться избранные ученики Христовы. Это кратко о нужнейшем. О прочем же для чего и просите нас отвечать, когда вы богопросвещённые имеете богоначертанную книгу великого Василия, которая преподает спасительные и полезные правила мо-

425

 

 

нашеской и монастырской жизни и без которой невозможно ни руководить богоугодно, ни руководиться с пользою, ни начальнику ни подчиненному? Он, быв вопрошаем о всех предметах и случаях священной жизни в монастыре, отвечал Духом святым: и следующий ему следует Духу святому, а неповинующийся ему не повинуется говорившему чрез него Христу. Так, случающиеся между братьями, но невнимательности, проступки не следует отдавать на суд мирских лиц: и сам святой апостол говорит: смеет ли кто от вас, вещь имея ко иному, судитися от неправедных, а не от святых? И далее: тако ли несть в вас мудр ни един, иже может разсудити между братий своих? Но брат с братом судится, и то пред неверными (1 Кор. 6, 1. 5. 6). А одно и тоже как судиться у неверных, так и отдавать дела монахов на суд мирянам и отверзать дверь, кому не слег дует вмешиваться в наши дела; это совершенно несообразно и противно Церкви Божией. Касательно отречения от мира и пострижения, —  так как и об этом нужно сказать, — и отказывать не безопасно; ибо Господь говорит: грядущего ко Мне не изжену вон (Ин. 6, 37); и принимать просто и без разбора и постригать без испытания не благочестиво; ибо, если никто же воин бывая обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет (2 Тим. 2, 4), то не гораздо ли бо

426

 

 

лее в богоизбранном воинстве? Надобно отречься от всего, нужно оставить все, должно отказаться от всех и пристрастий, и домашних, и друзей, и родных, и отчуждиться добровольно от всего мира, тому, кто намеревается истинно последовать Христу, и таким образом настраиваться и приготовляться к богоугодной и богоустроенной монашеской жизни, и потом, выдержав испытание и искус в добродетели, при свидетельстве многих удостаиваться монашеского совершенства и делаться одною из овец Христовых. Без приготовления же и без наставления постригаться, как сказано нами, опасно и весьма гибельно и для постригаемого и для постригающего. А слагать монашество тоже, что слагать крещение. Однако осмеливаются и это делать; страшно и слышать. Если же после надлежащего пострижения некоторые преклонятся к худшему, таких, когда они пребывают во зле и не исцеляют своих душевных болезней, должно отсекать от братства, подобно гнилым членам, чтобы, от прикосновения к ним, не заразились и здоровые: ибо Господь сказал: уне ти есть, да погибнет един от уд твоих, а не все тело ввержено будет в геенну огненную (Мф. 5, 29). Если кому-либо другому возможно будет принять отверженного по человеколюбию, то это не предосудительно, когда найдется способнейший врачевать, а не склонный к обращению с погибающими. Впрочем легкомысленные, убегающие из монастыря, не 

427

 

 

должны быть принимаемы другими братствами, чтобы у всех их во всем было взаимное содействие и согласие и чтобы им не разрушать трудов друг друга, от чего бывает главою их не Христос, связующий все миром, но кто?, — отвратительно и сказать. А иметь раба монаху в монастыре так же странно, как и иметь жену; то и другое суть изобретения непослушания; для тех, которые хотят достигнуть первобытного состояния монашеской жизни и стараются подражать беспечальной райской жизни, все вышесказанное непристойно. Это мы не от себя, но из учения богоносных отцов собрали и высказали для напоминания, прося вас, святейших, молиться, чтобы мы не только говорили хорошее, но и делали в Господе.


Страница сгенерирована за 0.36 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.