Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 159. К Фоме хартулярию

Прочитав письмо твоего почтенства и узнав,

402

 


что окончила жизнь госпожа супруга твоя, сочувствовал я скорби твоей, господин, зная, как прискорбно это горе. Подлинно, какую боль причиняет меч, рассекая тело, такую же и разлука супругов; ибо они едина плоть, по изречению Господа (Матф. 19, 5). Однако это случилось, и мы подпали общему всем наказанию разлуки. Спустя немного и мы пойдем тем же путем, как ты знаешь; такова жизнь: не существующим рождаться, а существующим разрушаться. Мы похвалили благочестие твое, решившееся, после этой разлуки, принять монашество и всецело прилепиться к Господу. Это изъяснено в письме, также и то, что один монашествующий брат находился при тебе для руководства в такой жизни, которого ты потом отверг, как ненадежного, по свидетельству Георгия, человека доброго и домашнего нотария; а нас просишь прислать тебе другого, способного управлять душами и соблюдать всю обитель. Посему справедливо высказана нами похвала. Но, во-первых, вам надобно знать, что такое монашеский обет и как высока эта жизнь, дабы нам, решившись необдуманно, не подвергнуться опасности во время плавания. Отречение (от мира) есть не что иное, как обет на крест и смерть. Что это значит? По слову Господа, желающему этого нужно отречься от всего своего имущества и, взяв крест, последовать Ему (Лук. 9, 23). А так как всякий истинный игумен представляет лице Христа, то посредством

403

 


него надобно неложно следовать за Христом. Таким образом и исполнится эта дивная заповедь. А кто не так поступает, но строит монастырь в своих владениях и приглашает руководителя, чтобы ему у себя быть монахом, и спасаться, и получать руководство, тот не знает, что он трудится тщетно и напрасно и, чего ищет, не найдет, а встретит противное тому; ибо такое отречение несогласно с заповедью Господа, по которой следовало бы отрешиться от всего имущества и отказаться от собственности, избрать лучшего руководителя и, таким образом, переплывать великое море сдешней жизни с безопасностью, но не так, чтобы не делать ничего из вышесказанного, а только одним построением монастыря стараться угодить Богу и казаться имеющим игумена, который есть больше опекун, который и удерживает и удерживается, и не спасает и не спасается. Изыди, сказано в Писании, от земли твоея и от рода твоего (Быт. 12, 1), возьми крест на рамена свои, подвергнись оплеванию, потерпи заушение, испей оцта, испытай бичевания, взойди на крест, пролей кровь, умственно или чувственно. Если же не можешь перенести этого, то сиди в своем доме, стараясь спастись более смиренною жизнию; ибо и здесь спасение достигается не без трудов, а посредством многих скорбей. Не указывай мне на нынешние примеры; все, что не по заповеди, не надежно, тщетно, соблазнительно, есть дело человека,

404

 


таким образом отрекшегося, а не божественного повеления. Если ты желаешь построить новый монастырь, то это не неправедное дело; но когда передашь его человеку, который бы управлял им, то уже не налагай на него руки своей, как на имущество; это будет угодно Богу и послужит к твоему вечному блаженству. Решившемуся на это мы дадим такого брата, какого изберет ищущий, вместе с другими девятью братиями, желающими быть в подчинении у игумена. Вот, добрый друг, я изложил тебе обязанности монаха; так следует поступать строящему монастырь, к вашему преспеянию. Впрочем, да будет Господь утешением твоим, вразумляя тебя во всем ко спасению.


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.