Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 158. К Иоанну спафарию

Благая весть о спасении благословенного господина и духовного брата моего, дошедшая еще прежде письма, обрадовала смиренные сердца наши; а когда и оно было прочитано, то совершенно утешило и возвеселило не одних нас грешных, но и ангельские силы; ибо радость бывает на небеси о едином человеке кающемся, по священному изречению (Лук. 15, 7). Благословен Бог, Который не попустил почтенству твоему до конца увлекаться злою ересью Христоборцев, но посредством доброй и блаженной дочери обратил к свету истины. О, чудо и с родившим и с рожденною! О, искренняя любовь обоих, одной — заботившейся до самого последнего вздоха о спасении отца, а другого — благочестиво приклонившего слух и доставившего просившей доброе напутствие во гроб, обращение в православие! Она отошла, имея вместе с своими добрыми делами при

399

 


нести Богу приятный дар, отеческое спасение; а он дождался от священной дочери благочестивого украшения и по истине радостного для всех православных. Что бо веси, говорит апостол, жено, аще мужа спасеши; или что веси, мужу, аще, жену спасеши (1) (Кор. 7, 16)? Нам же нужно несколько изменить это так: дочь спасла отца. Блаженна она, преподобная; блажен и ты, возлюбленный. Я убежден, что вместе с собою и весь дом, а может быть и род, ты сделаешь православным и приведешь к Владыке Христу, дабы многие, по числу лиц, возсылали благодарность о вас за вашу благодать. Так божественно приношение и прекрасно исповедание твое, которое ты исповедал в письме пред Богом и людьми. Истинная вера христиан такова: по учению о Боге веровать в Отца, и Сына, и Святого Духа, во имя Которых совершается и крещение, в Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого, водного Бога, а не в трех, нет; ибо одно Божество, не разделяемое но трем лицам, но все в каждом лице нераздельно созерцаемое; хотя это и непостижимо — называть каждого Богом и в тоже время исповедывать одного Бога; по учению же о домостроительстве опять веровать, что Слово плоть бысть (Иоан. 1, 14), т. е. один из Святой Троицы родился от пречистой девы Марии, оставшись тем же, чем был, Богом неизменяемым и совечным Отцу, но приняв наше естество чрез рождение от девы во Святом Духе. Он есть

400

 


всецелый Бог и всецелый человек, имея в себе вполне все свойства обоих естеетв, из которых Он состоит, т. е. божеского и человеческого, в одном лице; Он описуем и не описуем, одно по Божеству, а другое по человечеству; ибо таковы их свойства; по неописуемости Он — один из Святой Тройцы, а по описуемости — один из нас. По этому веруем, что Он стал посредником между Богом и людьми, как соединивший в себе крайности и чрез Себя сделавший нас причастниками божественного естества и сынами Божиими, хотя это и удивительно и выше всякого разумения и слова. Итак, кто говорят, что Он не описуем по плоти подобно нам, тот отвергает, благословенный брат мой, что Бог явился во плоти, противоречит Евангелию Христову и подобен иудеям. Ибо как останется истинным то, что Он сделался по всему подобным нам, если Он не может изображаться на иконе подобно нам? Что будет с изречением: осяжите мя и видите, яко дух плоти и кости не имать, якоже мене видите имуща (Лук. 24, 39)? Для чего и это сказано: ищете мене убити, человека, иже истину вам глаголах, юже слышах от Отца (Иоан. 8, 40)? Не описуемый не подобен нам, не может быть ни осязаем ни убиваем. Но Он был убит и осязаем, по воскресении. Следовательно Он и опиеуем чрез изображение на иконе подобно нам. Но осуитишася помышлении своими иконобор-

401

 


цы, и омрачися неразумное их сердце (Рим. 1, 21); отвергая икону Христа, Богородицы и всех святых, они отвергают спасительное домостроительство, и исповедуя Христа, как бесы, отвергают его делами. Ибо Христос не есть Христос, если Он не может быть изображаем; и не покланяются Ему, если не веруют, что следует покланяться Ему в иконе. Такова истина, человек Божий; такое учение преподано апостолами, пророками и богоносными отцами, хотя не в тех же выражениях, но по истинному смыслу преподанного ими. Ибо все догматические истины, какбы некоторые семена, предложены в мыслях божественных изречений, а в противоположность появляющимся по временам ересям оне благочестиво объясняются, будучи извлекаемы оттуда действием Духа, и таким образом плевелы нечестия истребляются. Так и ты веруй, и будь здрав в Господе, покланяясь Христу, покланяясь и иконе Его, Богородице и иконе ее, святым иконам их; потому что в иконах почитаются поклонением первообразы, и «чествование образа восходит к первообразу», как говорит великий Василий.


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.