Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 157. К Антонию (епископу) Диррахийскому

157.К АНТОНИЮ (ЕПИСКОПУ) ДИРРАХИЙСКОМУ (1)

Хотя поздно, однако получив давно писанное почтенное письмо святейшего отца нашего,

__________________

(1)  Диррахий, ныне Дураццо, город Илларии при Адреатическом море.

395

 


мы, смиренные, весьма обрадовались; ибо ничто так не скрепляет любовь и не сохраняет ее неизменною, как взаимное общение. Но для чего, владыка, ты так превознес похвалами многомудрых уст своих нас, не имеющих в себе ничего доброго? Или причиною тому любовь, закрывающая истинное и приписывающая любимым несущее, как сущее? Разве то мы имеем на своей стороне, если не обманываемся, — ибо можно сказать, — что мы уважаем и любим братий и отцов таких, каков ты, располагающий добротою своих благих правов к любви и самого дикого нравом. Это сказано от обоих нас священной главе твоей в кратких словах, в ответ на пространное и многообильное письмо. В оправдание же по обвинению касательно брата Ераста, от нас следующее. Мы, святейший, хотя в других отношениях ничтожны, но не так невежественны или невнимательны к божественным заповедям, чтобы повелеть ученику нашему, не имеющему священства, дерзновенно совершать действия священства, как-то: крестить младенцев; ибо в этом состоит обвинение. Если этого требовала необходимость в настоящие дни, в которые ересь вводит народ в заблуждение, и особенно во время предшествовавших насилий, от которых человеку осторожному невозможно было даже показаться из потаенного убежища; то я, по своему малому разумению, не могу осуждать ни этого монаха, ни кого-либо другого; ибо по нужди и закону

396

 

 

пременение бывает (Евр. 7, 12). Притом мы видим, что и в древние времена тоже бывало; один возливанием песка в пустыне, по случаю угрожавшей смерти, крестил крестился, другой иначе; не неизвестно совершенству твоему и повествуемое о святом Афанасие. Детское действие, усмотренное блаженнейшим Александром, признано было за богосовершенное, и совершивший его принят за священника. а тот, над кем совершено, за возрожденного, хотя тогда не было никакой нужды. И шестой собор в божественных правилах позволяет, когда нет священника, по нужде и мирянину преподавать самому себе святые тайны, что однако не дозволяется без нужды (1). Посему, если дело так было, то прости, почтеннейший, мы не осмеливаемся сказать что-нибудь, или назначить епитнмию вопреки боговдохновенным указаниям отцев. А что брат действительно так поступил, об этом свидетельствует, и притом с великим сокрушением, во-первых сам принудивший его, муж из числа весьма благочестивых и благоразумных и знатных, Фома консул и хартулярий; за тем Иаков, монах благочестивейший и непричастный ереси; также и Евфимий, другой монах почтенный и потерпевший гонение. При двою и триех свидетелех станет всяк глагол, говорится в Писании (Втор. 19, 15). Ты же, владыка,

__________________

(1) Трулл. соб. прав.8.

397

 

 

говоришь, что дело не так было, ты, имеющий преимущество пред всеми. Что же делать мне, находясь среди таких свидетелей? Если он, как ты говоришь, при бытности священников, по властолюбию присвоив себе священство, поступил так, то не будет он возведен нами никогда в звание священства, кроме других епитимий; этого требует справедливость. Если же дело было так, как рассказывают свидетели и сам принужденный, и если предстояли две опасности: или младенцу умереть без крещения, что и случилось прежде с двумя младенцами, когда он отказался, или соблюдающим благочестие обратиться к еретикам; то я, грешный, не осмеливаюсь ничего постановить, пока блаженнейший священноначальник наш, рассмотрев дело, произнесет суд. Не сожалей о моем смирении, любезнейший из отцов, но лучше молись, чтобы нам оставаться в своих пределах и исправить греховную жизнь. Касательно других проступков, о которых твое благочестие сообщило и объяснило нам, мы думаем, что он нимало не поступал незаконно, а даже достойно похвалы, если он, услышав о прелюбодеях, не убоялся сказать тем, которые могли прекратить нечестие, или увидев, что жена сановника хотела удавиться, сделал надлежащее. Это считал он своим долгом, а не иное что-нибудь, и многих похвал от вышеупомянутых мужей, как я сам слышал, удостоился брат Ераст, Итак, святой

398

 

 

муж, не за то, что он произвел разделение в тамошних местах, но по причине опасных соблазнов, я запретил брату опять совершать песнопения, дабы таким образом и обвиняемый оправдался, и любители обвинений и клевет успокоились. Выслушав это, не откажи, блаженнейший отец наш, в богоугодных молитвах твоих о нас и в прощении брату.


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.