Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 153. К Лаврентию сыну

Дошло до нашего слуха, сын Лаврентий, что, по действию лукавого беса, совершилось горестное событие в Антисархенском селении; и воздохнули мы тяжко об этом, как по общему закону человеческой любви, таки потому, что удавившийся был родственником брата и протопресвитера Афанасия, по внушению которого и пишу я. О, страшное зрелище! Человек, бывший в чести, стоявший выше тамошних жителей, имевший все нужное для жизни, муж разумный, постоянно упражнявшийся в молитвах и молениях и в прочих отношениях отличавшийся благоповедением, без всякого несчастного случая, отчего часто происходит некоторое уклонение от долга, при безмятежном течении дел, допустил такое зло, что надел на себя петлю. О, скажу опять, плачевная весть! Это — козни диавола Он человеко убийца искони, как сказал Господь (Иоан. 8, 44). Он сначала Ахитофела, а потом Иуду принудил удавиться; он и доселе не перестает делать тоже с повинующимися ему. Я думаю, что он уловляет человека двумя способами, как мы узнали по опыту: или неутешною сердечною скорбью или безрассудным пожеланием, омрачая его и извращая. Как при убийстве или прелюбодеянии и подобных преступлениях, он представляет тьму светом и

380

 

 

горькое сладким, — ибо иначе, если бы он не внушал таких мыслей, не мог бы уловить нас, — таки и при удавлении он представляет смерть приятною, омрачает ум и совершает удавление. Увы, какой этот дракон и сколь многими кознями он везде умерщвляет людей, одного так, другого иначе, и никто не может избежать сетей его без помощи Божией, которая подается верно живущему со страхом и трепетом по заповеди Его (Фил. 2, 12)! Но возвратимся к предмету. Ты объяснил, что все жители селения отвращаются от дома его, т. е. от жены и детей, так что не хотят и касаться, и иметь сношение, и даже давать хлеба взаймы. Если родственники удавившегося считают удавление делом хорошим и самим себе желают одинаковой с ним кончины, то от них справедливо удаляются, хотя и в этом случае следовало бы не вдруг. Ибо сначала надобно учить, просвещать, убеждать, чтобы они избегали погибели; это свойственно христианам, это свойственно братолюбивым. Так и Господь, зная, что намеревался сделать Иуда, старался отклонить его от этого многими знаками Своего благоволения и предостерегательными предсказаниями, возвещая ему горе и говоря: добро бы было, аще не бы родился человек той (Мат. 26, 24), хотя и не уразумел несчастный. Если же они, как говоришь ты, оплакивают эту Иудину кончину, и не желают такой участи никакому христианину, и, находясь вне себя от невыносимой

381

 

 

скорби, ищут утешения; то что делают жители селения, о которых говоришь ты, какие противятся Христу и отверзают диаволу дверь для погубления достойных утешения? Горе поступающим так; ибо они — сотрудники диавола. Посему хорошо сделал господин Макарий, духовный отец, что утешил тех людей; хорошо сделал он, что и принимал пищу в том доме; и никто из христиан пусть не сомневается делать тоже. Но так как идет речь об епитимии, не потому, чтобы они были виновны, — ибо кийждо за свой грех да умрет, сказано в писании, и сынове да не умрут за отцы, и обратно (Втор. 24, 16), — но для утешения; то пусть они в течении сорока дней воздержатся от ядения мяса, равно как и причащения святых тайн; в церковь же на молитву пусть ходят, оставаясь там до удаления оглашенных, и принадлежащую несчастному часть пусть отдадут бедным. Ибо совершать приношение и литургию за него отнюдь не должно; а милостыня пусть будет; ибо она приносит пользу и неверному, как говорит Златоуст; притом и по удавлении Иуды сребреники были обращены на погребение странников. Пусть поставят и знамение животворящего креста на том месте, где он удавился; ибо самый этот крест был поставлен на лобном (χράυίβ) месте; потому что там находился череп (χράυίόυ) умершего Адама, отчего оно и получило свое название. Вот, что мы можем сказать на основании Писаний, увещевая потерпев-

382

 

 

ших это прекратить сильную скорбь и с благодарностью и добрыми делами служить благому Богу, а жителей селения убеждая, чтобы они, оставив дурное расположение, по-прежнему имели общение с тем домом, во Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.