Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 152. К Феодору монаху

С удовольствием, а не с огорчением, принял я укоризны твои, почтеннейший. Ибо я не столь неразумен, чтобы сердиться на дружеские замечания. Если же я огорчался, то не напоминанием, а ересью каждого, которою рас-

_________________

(1) Тетрадитами назывались в 4 и 5 веках еретики, признававшие, кроме трех лиц Божества, еще как бы четвертым Божеством, одни - божественную сущность, другие - душу Христову и т. п.

377

 

 

секается тело Христово, разделяясь множеством мнений. Начну сначала; ибо мне, обвиняемому, нужно оправдаться. Назначая епитимии по принуждению от самого первого дня, и при том из заключения под стражею посредством писем, — ибо посредством писем же просили об этом монахи и священники, — я отвечал не в виде определения, а в виде совета от меня касательно епитимии. Почему? Потому, что я не иерарх, но священник, делающий внушения своим ученикам, другим же нет, а, как сказано, предлагающий им свое мнение до времени мира, с тем, чтобы тогда принять то, что будет определено святейшим патриархом, с утверждения святого собора, к увеличению епитимии или к уменьшению. И, думаю, я поступал не несправедливо, простирая человеколюбиво руку помощи падшим, впрочем не присвояя себе власти, что было бы нелепо. Какие же епитимии? Различные по различным грехам, о чем подробно говорить не позволяет мера письма. Кратко сказать: священник или даже диакон, обличенный или в подписи, или в общении с еретиками, должен быть совершенно отлучен от священства, равно как и от причащения, а по исполнении епитимии причащаться святых тайн, но отнюдь не священнодействовать, до святого собора; благословлять же или молиться может как обыкновенный монах, а не как священник, и притом по исполнении епитимии; в церкви, занимаемые еретиками, не входить и, если храм

378

 

 

поступит во владение православного после совершения там еретических приношений, не священнодействовать в нем православному без разрешения православного епископа. Когда же мы, по благоволению Божию, избавились от заключения под стражею и соединились с святейшим патриархом и святыми епископами и потом отдали отчет преподобным игуменам, то ни в чем не получили замечания ни от кого, кроме только одного касательно благословения, которому мы отвечали: если достойно осуждения, что гора поражена от самой вершины (Дан. 2, 34), то и мы замолчим; осуждающие пусть осуждают не нас, а господь епископов, которым мы, уничиженные и подвластные, следуем; ими быв вынуждены, мы и доселе назначали епитимии сказанным порядком и назначаем, когда случится. Пусть же смотрят любители обвинений, чтобы им, отцеживая комара, в забывчивости не поглотить верблюда и, обращая внимание на спицу, не оставить у себя незамеченным бревна (Мат. 7, 3. 23, 24). Таким образом мы, богопочтенный брат, как бы пред свидетелем Богом, руководились состраданием и братолюбием, а не пристрастием или каким-либо другим человеческим побуждением. Смущаяй же вас, говорит апостол, понесет грех, кто бы ни был (Гал. 5, 10).

379


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.