Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 015. К патриарху Иерусалимскому

15. К ПАТРИАРХУ ИЕРУСАЛИМСКОМУ.

Всесвятейшему отцу отцов, светилу светил, господину моему, владыке, патриарху Иерусалимскому, Феодор, нижайший пресвитер и игумен Студийский.

Кто возвестит Аврааму, яко млеком питает отроча Сарра, говорит в одном месте священное слово (Быт. 21, 7)? И мне недостойному кто мог бы сказать, что смиренное письмо мое достигнет в священныя руки апостольской вашей блаженнейшей главы? Однако я верую, что это сбудется; ибо не по безумному желанию, а по необходимой причине я грешный осмелился и послать письмо и вместе отправить подателя письма, возлюбленного брата Дионисия, верного и способного сообщить от себя, чего недостает в письме. Итак, отсутствуя телом, но присутствуя духом, я смиренный во-первых обнимаю ходящие богоугодно стопы твои; ибо это для меня благословение и освящение; потом, как-бы по твоему наставлению, иду к священным местам: при-

50

 

 

падаю к божественной земле, по которой ходили Божеские стопы, к животворящему гробу, в котором положено было всесвятое тело Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, к месту святой Голгофы, на котором распят Господь славы. Перехожу к другим местам: взираю на святой Вифлеем, как на Едем; покланяюсь божественным яслям больше золотой стамны, в которых не манна, но хлеб жизни был положен; вижу святую гору, где было божественное преображение, гору Елеонскую, с которой вознесся на небеса Господь всех, святую Гефсиманию, в которой гроб пречестнешей владычицы нашей Богородицы, и то и другое, чтобы мне слишком не распространить речи. О, как и от одного только воспоминания сообщается освящение! О, сколь многих и сколь страшных святынь главою твое блаженство! Ты — первый из патриархов, хотя но числу и считаешься пятым. Ибо где Епископ душ и Архиерей всех и родился, и совершил все божественные дела, и пострадал, и погребен, и воскрес, и жил, и * вознесся, там без сомнения высшее достоинство. Впрочем об этом я дерзнул сказать так по любви и благоговению; а теперь обращусь к другому повествованию. Нас постигло гонение, блаженнейший, и подобное языческим гонениям. Ибо сатана почувствовав, что уже при дверях блаженная надежда и явление славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, стал возжигать пламя ересей, предначинания

51

 

 

антихристова пришествия. Что это? Нечестие, возникшее прежде при Льве и Константине и много неистовствовавшее; но подавленное божественным наказанием, теперь опять возобновил подобно именной и со именной нечестию Император (1), и так, что превзошел их неистовство. Он преследует изображённого на иконе Христа с Его материю и служителями, и где найдет, истребляет, сжигает. Таким образом жертвенники разрушены, священные храмы обезображены, священные сосуды сожжены, нет ни одной части подвластного ему царства, оставленной без разрушения. Если кто каким-нибудь образом обличен в сокрытии досточтимой иконы, или книги, содержащей какое-либо сказание о ней, (тотчас схватывается, терзается бичами и подвергается всякому иному бедствию. Отсюда страх, трепет и ужас у всякого человека, так что брат удаляется от брата и друг отвращается от друга. Составился собор, изрекший подтверждение прежде бывшему нечестивейшему и произнесший анафему на православный. Священники обуяша и Господа не взыскаша (Иерем. 10, 21), но подтвердили угодное Ахааву; вси уклонишася, тушь непотребны быша (Псал. 52, 3, 4), исключая весьма немногих. Кого же? Епископов я игуменов, монахов и монахинь, и самого, по благодати Божией, верховнейшего архиерея нашего; из которых одни подверг-

___________________________

(1) Т. е. Лев Армянин.

52

 

 

лась бичеванию, другие отправлены в ссылку, иные заключены под стражу, а некоторые чрез эти мучения переселились к Господу, получив победный за борьбу венец. Что сказать о богохульстве? Осмеивается досточтимая и страшная икона Христова, как-бы мерзость запустения, как-бы идол заблуждения; также  и всякая другая икона Владычицы и святых. Теперь, говорят, стала чистая и непорочная вера; теперь, говорят;, Господь изрек мир на люди своя, и на преподобныя своя, и на обращающия сердца к Нему (Псал. 84, 9), как будто не было мира с того времени, как сказал Христос: мир оставляю вам, мир мой даю вам (Иоан. 14, 27), доныне, и осквернена была. Церковь его, о которой святой Павел говор, что она не имеет скверны или порока или нечто от таковых, но свята и непорочна (Ефес. 5, 27). Одни потерпели совершенное кораблекрушение в вере; другие, если и не потонули помыслами, то чрез общение с ересью погибают; даже и православно мыслящие, от продолжительности гонения, колеблются в истине, подобно омрачаемым треволнениями морскими по неопытности в плавании. Все у нас бедственно и достойно слез. Запрещаются преданные от древних песнопения, в которых воспевается что-нибудь об иконах; напротив поются новые с явно выраженным нечестивым учением, преподаваемым и детям учителями. Самое безбожное низвращение всего. Мы стали,

53

 

 

точнее сказать, яко Содом и Гоморре, по грехам нашим (Исаи. 1, 9), и буря ереси более и более усиливается ежедневно; а того, кто возбудил бы. Христа Бога нашего для укрощения этого свирепого моря, не находится. Будь же ты, блаженнейший, для нас одним из двенадцати апостолов; возбуди недремлющее Око, с премудрою целью почивающее; ибо мы совершенно погибаем. Бели есть какое — либо и другое средство помощи для уврачевания немощных, то, как опытный, воздействуй. Так просим, святейший, убеждаем, умоляем. Мы твои члены; ибо все верные тело Христово и уди  от части (Кор. 12, 27). Внуши и прочим святым отцам нашим подать ходатайственную руку, дабы чрез посредство многих лиц оказана была нам милость от Бога. Для этого и написано письмо и податель письма послан по желанию всех, хотя одни мы нижайшие представляем лице их. А дабы верховность твоя отчасти знала, каково учение безбожных, я приложил к письму и это в тетрадях. Учение их я несведущий предпринял опровергнуть, по настоянию других. Прошу же воззреть на это богомудростию твоею, недостаточное исправить и ошибки мои простить; также и сослужителя нашего брата препроводить для, доставления посланных нами писем н другим святым лицам, и затем, по благоволению Божию, в обратный путь сюда.

54


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.