Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 129. К Льву сакелларию

129. К ЛЬВУ САКЕЛЛАРИЮ (1).

Оставаясь должными множеством благодарностей и оправданий, мы думаем отдать хотя малую часть долга посылаемым письмом от нашего смирения к знатному и возлюбленному твоему превосходительству. И теперь что мы скажем касательно брата Силуана? Во-первых то, что боголюбезная душа твоя приняла и посмотрела на него, как одного из близких, с нежным чувством и благосклонным лицом беседовав и обращавшись с ним уничиженным. Потом и о нас греш-

______________________

(1)Писано в 823 году по Р. Хр.

319

 

 

ных ты осведомлялся, равно как и о болезни смиренного тела обоих нас, и в других отношениях выразил ты такое любезное расположение, что сказал: «меня подозревают, будто и я Студит, некоторые враждующие против вас» ,и  просил, чтобы как-нибудь не ослабела такая дружественная связь. Все это изумило нас и еще более утвердило в искренней любви к тебе, так что мы сказали: «не попусти нам, Владыка всех, когда-нибудь забыть доброго благодетеля, верного, единодушного, испытанного друга, священного человека, всегда и во всем защитника и покровителя, господина и владыку нашего, но да пребывает в нас любовь к нему и после смерти, или лучше, да перейдет и в будущий век, в который, как мы веруем, узнаем мы друг друга и будем сорадоваться в Боге тем, которые по действию Духа любили нас!» Впрочем, начав речь отсюда, обратимся к двум предметам, по твоему приказанию; о первом мы думаем так же, как и ты, господин наш. Начнем же нашу речь так. Убийца, быв схвачен, должен понести по закону надлежащее наказание. Ныне идет междоусобная война, которая, равно как и другие наказания Божии, землетрясения и голоды, наводнения и пожары, праведным судом Божиим послана для нашего вразумления, погубив столько народа, сколько погибло. Господь же, умилосердившись, прекращает гибель, не желая погубить оставшихся, — иначе Он произ-

320

 

 

вел бы всеобщее истребление, как при потопе, — но что? — чтобы вставившиеся спаслись и были достойны пощады; ибо говорит Он в евангелии:     отпустите и отпустится вам (Мат. 6, 14); и чрез блаженного Павла: да ни кто же зла за зло кожу воздаст, но всегда доброе гоните и друг ко другу и ко всем (1 Сол. 5, 15. 16). Впрочем не без наказания. Так и Каин, убивший брата, справедливо получил разнообразное и известное наказание; наказан сам собою и Ламех; и Авессалом, убивший брата Аммона, был удален отцом, но не убит, по загадке Фекоитянки; и сам Давид не хотел, чтобы Авессалом, восставший на отца, был убит, равно как и восставших вместе с ним он приказал, как написано, не умерщвлять по прекращении войны; так об этом кратко. Ибо милосердый Бог хочет посредством других наказаний, например, ссылок, заключений под стражею и иных способов, при сохранении жизни, расположить таких людей к покаянию. О другом предмете что сказать нам, когда твой мудрый и проницательный ум знает все? Прежде царствовавший Лев старался, чтобы мы вступили в состязание с иноверными, а он сам произнес бы суд против нас, как он думал; и ныне царствующего было такое же намерение, когда он лично беседовал с нами за три года пред сим, утверждая, что не он будет судьей дела, но тот или другой из единомысленных с нами. Но

321

 

 

ни мы, лично присутствовавшие, ни знаменитый наш архиерей не допустили этого, как незаконного и чужого; что и справедливо, возлюбленный господин наш; ибо здесь речь не о предметах мирских и плотских, о которых судить имеет власть царь и мирской суд, но о божественных и небесных догматах, что вверено не иному кому-либо, а тем, которым сказал сам Бог — Слово: еже аще свяжете на земли, будет связано на небесех, и еже аще разрешите на земли, будет разрешено на небесех (Мат. 16, 19). Кто же те, которым это вверено? Апостолы и их преемники. Кто эти преемники? Нынешний первопрестольный (патриарх) Римский, второй —  Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Это — пятиглавая власть Церкви. Им принадлежит суд о божественных догматах. А дело царей и правителей — помогать и подтверждать определяемое и примирять плотские разногласия; а другого ничего касательно божественных догматов не вверено им от Бога, и, если что будет сделано, не устоит. Посему и отвергнуто все, сделанное и сказанное некогда царскою властью и дерзновением Константина и Льва касательно догмата о божественных иконах, по чему и отделилась здешняя церковь от других четырех, подвергшись вечному проклятию, запечатленному Духом Святым. Потом, по милости Божией, был воздвигнут рог православия при Ирине, царствовавшей с сыном 

322

 

 

своим, при которой соединено было разделенное до последнего Льва, при котором здешняя церковь опять отделилась, подвергшись равным образом проклятию от тех же. Итак, господин, невозможно смешивать божественный суд с мирским судом, или собраться здешней церкви без согласия пяти патриархов. Если же кто спросит: каким образом это может сделаться?, — то скажу: таким, чтобы удалились иноверные из церквей Божиих и получил свой престол Никифор, священный патриарх, который составив собор с теми, с которыми вместе он подвизался, — если невозможно присутствовать представителям и прочих патриархов, что возможно, если император захочет, чтобы присутствовал западный, которому принадлежит высшая власть на вселенском соборе, —  довершил бы примирение и устроил бы соединение, т. е. посредством своих соборных посланий к первопрестольному. Если же это не угодно Императору, и если, как он говорит, председатель Никифор вместе с нами уклонился от истины, то следует послать к Римскому от той и другой стороны, и оттуда пусть будет принято утверждение Веры. Ибо таково положение: если уклонится один из патриархов, то он должен принимать исправление от равных ему, как говорит божественный Дионисий, а не судиться Императорами, хотя бы восстали все православные Императоры. Этого правила не должен презирать наш

323

 

 

Император, но более всего соблюдать его, так как от этого зависит и благополучие царства и законное царствование. Другого ничего не думаем мы смиренные и недостойные, молящиеся о превожделенном твоем благоденствии. Если же чего не достает в письме, то письмоносец, имеющий поклониться почтенным стопам твоим, даст ответ.


Страница сгенерирована за 0.19 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.