Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 011. К Навкратию сыну

11.  К НЕМУ ЖЕ (1).

Сверх чаяния увидел я письмо твое, возлюбленный сын, и братий; ты не дождался до сентября, как я писал прежде. Впрочем, я с удовольствием принял твое усердие, неизменную любовь, пламенную расположенность, во всем любовь к Богу и, прибавил бы я, любовь к отцу. Ты моя радость и утешение; ты моя опора в Господе при всех опасностях и скорбях, и венец хвалы, со всеми сподвижниками твоими, и больше всех с братиями нашими во Христе Иисусе и сынами. Посему я радуюсь, благословляя Бога отца моего, что ты здравствуешь душой и телом; так

___________________

(1) Писано в 816 году по Р. Хр.

34

 

 

Бог устроил, что ты освободился от уз, дабы ты облегчал находящихся в узах, а свободных соединяя укреплял. Это и делаешь ты благодатию Христовою, увещевая, вразумляя, утешая каждого, как по истине домоправитель Божий. Прошу же тебя, не переставай делать тоже самое во славу Христа, на пользу твоего спасения, в похвалу мне, скудному во всяком благе. Впрочем, брат, не напрасно мы шествовали и шествуем, прежде и ныне, и не тщетно трудимся; ибо это за Христа и для Христа, за которого страдать (πάσκειν) есть пасха (πάσκα), за которого скорбеть — радость. Понеже с Ним страждем, говорит апостол, да и с ним прославимся: непщую бо, яко недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 17. 18). И справедливо. Ибо здешняя скорбь всякая подобна тени и сновидению, а тамошнее воздаяние — бесконечная жизнь с вечною славою. Не постыдимся же, сын, настоящего мученичества; оно Господнее. Многие из любви ко Христу желали видеть это, но не получили; а мы удостоились. Что же это? Страдать за Него, быть гонимым, пленяемым, заключаемым под стражею, изгоняемым с места на место, или, может быть, подвергаться ударам, быть зрелищем для ангелов и людей. Бели даже пронесут имя наше яко зло (Лук. 6, 22), то не следует ли радоваться, не следует ли восхищаться? Я знаю, сын, это блаженство, предсказанное Го-

35

 

 

сподом. Этому и ты радуйся и веселись со всеми сынами. Вы есте тело Христово и уди от части: и аще страждет един уд, с ним страждут eси уди: аще ли же славится един уд, с ним радуются есть уди (1 Кор. 12, 26. 27). Желай, говорит он, остального, заплеваний, заушений, наконец креста, приятных для меня гвоздей Христовых, которыми пригвоздиться ко кресту вместе с Ним кто удостоится, раб пронзиться копьем вместе с Владыкою, человек смешать кровь с кровью живого Бога? Такими чувствами проникаясь святые радовались, когда были бичуемы, веселились, когда члены их были рассекаемы. Итак, настала и наша радость; отчасти и мы испытаны; о, если бы испытание наше достигло совершенства благодатию и человеколюбием Иисуса Христа Господа нашего! Ибо по благодати должна быть победа у каждого, дабы никто не хвалился, будто он имеет что-нибудь сам по себе, но чтобы нам стяжать милость Божию во Христе Иисусе смиренномудрием и деятельною верою. Аще убо кое утешение о Христе, или аще кая утеха любве, аще кое общение веры, аще кое милосердие и щедроты, исполните мою радость, с апостолом скажу я несчастный, да тожде мудрствуете, туже любовь имуще, единодушии, единомудренни, ничтоже по рвению или тщеславию делая друг против друга и возставая друг на друга (Фил. 2, 1 – 3). Ибо и

36

 

 

в самые подвиги за благочестие иногда вторгается искание первенства и соревнование. Но вы, как служители Божии, - я соединяю в лице твоем стоящих выше других, которые пусть также прочитают письмо, — ни едино ни в чемже давайте претыкание, да служение ваше безпорочно будет (2 Кор. 6, 3). Касательно тех, о которых ты писал мне, что они раскаиваются, для принадлежащих к нашему телу мы, хотя и недостойные, будем врачами. Итак какую епитимию мы назначили пришедшему сюда Оресту чрез братий, — ибо мы не почли за благо лично видеться с ним по многим причинам, — такую же пусть примут и прочие, т. е. пусть не причащаются святых тайн, соблюдая и прочие запрещения. Ты спрашиваешь: доколе? До тех пор, пока восстановится тишина православия. А если, скажешь, случится смерть? Тогда пусть причащаются. Мы веруем, что грех отпустится им. Ты писал, что вы спорите между собою о том и другом предмете; оставьте ваши споры и живите в мире между собою. Этих надобно принимать не так, как обращающихся от ереси, хотя и там соблюдается немалое различие между тою и другою ересью, но как отрекшихся от имени Господнего, или в отречении от Него участвовавших с христоборцами по страху или какому-либо другому обстоятельству. Подлинно в отречении от Него они явно участвовали с отвергшими святую икону Его. Ибо отвержение образа относится

37

 

 

к первообразу, как вещает вещающий (Василий Великий). И это не иначе, хотя некоторые и хотят уменьшить такое отречение. А если бы не бывшие прежде православными и не наученные истине, от Божественного Промысла просветившись истиною, прибегли к нам, то было бы иное дело; их надобно принимать не как случится, но с согласия многих православных, как объяснил божественный Василий прибывшим из Египта в Месопотамию, укоряя их за неосторожное принятие (1). Разве вы не знаете, что говорит тот же отец в другом письме? «Не признаю епископом и не причислю к епископам того, кто к низвращению веры нечистыми руками возведен в председательство» (2). Таковы ныне те, которые не по неведению, но по властолюбию вторгаются на (епископские) престолы, добровольно выдавая истину и в возмездие получая председательство в нечестии. Аще по человеку со зверем боряхся в Ефесе, говорит апостол, кая ми польза (1 Кор. 15, 32)? Скажу и я: если, по вашему мнению, после отречения или общения с христоборцами такие тотчас должны быть принимаемы и оставаться без епитимии; то для чего я напрасно подвергаюсь опасностям каждый день, а не уклонился к противникам и потом тотчас чрез покаяние присоединился к православным без

______________________

(1) Письм. 257; в русск. перев. 1848 г. Част. 7 стр. 253-257.

(2) Письм. 232, в русск. пер. 1848 г. Част. 7 стр. 184.

38

 

 

 

епитимии? Не лститеся: тлят обычаи благи беседы злы (1 Кор. 15, 33). Бодрствуйте в Господе. Кое общение свету ко тме (2 Кор. 6, 14), чтобы у нас делалось подобно христоборцам? Ибо они, говорят, приходящих к ним из православия принимают с радостию без епитимии. Увы, после этого нам следует и увенчавать отрекшихся от Христа и прославлять, как они некоторых из тех. Братие, умоляю вас, не дети бывайте умы (1 Кор. 14, 20), но усовершайтесь в истинном ведении. Касательно находящихся вне нашего братства, кто я, чтобы сказать слово? Если же заставит кто-нибудь, то, так как любы, будучи исполнением закона (Римл. 13, 10), имеет и свое убеждение, скажу тоже, что и о наших; ибо и они наши. Пресвитер пли подписавшийся, или имевший общение по страху, не вынося гонения, пусть лишается общения. Ибо имевший общение против Христа как может иметь общение со Христом? Разрешение отлучения от священнослужения зависит от соборного усмотрения. Возвратившийся к борьбе после падения пусть лишается того места, которое он занимал; иначе как сделается известным отречение, которое он допустил, и ему самому и другим? Сделать послабление не могу, особенно если это возвращение его к борьбе не ознаменовалось каким-нибудь отличным делом, как у епископа Лаодикийскаго. Ибо и этому я не советовал бы священнодействовать, а разве только

39

 

 

вступить в общение ради его знаменитости. Так для всякого монаха, так и для мирянина отлучение от общения, при прочих достойных плодах покаяния, в ожидании времени православия. Впрочем, так как и послабление и усиление зависит от налагающего епитимию, -  я говорю в отношении к общению, - то, если по непостижимым судьбам праведного гнева Божия продолжатся времена ереси, можно и прежде собора разрешить в Господе, смотря но тому, тяжко или легко пало это лице и какое оказывает покаяние, как для наших, так и для внешних, равно и принимать пищу вместе им не надобно препятствовать, но с тем, чтобы они не благословляли до разрешения. Вот что касательно таких представилось мне в страхе Божием и по истине. Если же кто из вас или из других найдет что-нибудь нового, то я желал бы знать. Ибо я исповедаю многие грехи мои и признаю себя незнающим многого. Приветствуй братий твоих и сынов моих, авву Петра и Игнатия и Тифоия, во Господе возлюбленных и сотрудников моих. Приветствуй любезных моих из святой общины. Приветствуй хранителей тайн, возлюбленных сердцу моему. Приветствуй труждающуюся в Господе, от которой я получаю блага с избытком. Приветствуй всех во Христе братий, хотя бы они были и миряне, между которыми Сергий благочестивый и близкий. Приветствуют тебя и прочих находящиеся со мною братия, всегда возлюбленные. Вспо-

40

 

 

минайте о моем смирении. Господь наш Иисус Христос с вами, братия!


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.