Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 001. К иконоборческому собору

1.    К ИКОНОБОРЧЕСКОМУ СОБОРУ. (1)

Следуя божественным заповедям и каноническим постановлениям о том, что не должно без согласия своего епископа делать или говорить что-либо, касающееся церковного благочиния, а тем более относящееся к догматическим вопросам, хотя ваша власть и раз и дважды приглашала к тому наше смирение, мы не дерзали прибыть и сделать что-нибудь вопреки узаконениям, как поставленные божественным Духом под священною рукою святейшего патриарха Никифора . Когда же некоторые из одинаковых с нами по чину игуменов, подвергаясь некоторой опасности, разсудили прибыть туда и вступить в словопре-

_______________

(1) Это и следующее письмо написаны в 814 г. но Р. Хр. до случаю возобновления иконоборческой ереси при императоре Льве Армянине. См. Биогр. пред. Феодора, стр. 45 - 56. В заглавии этого письма прибавляется какбы от лица всех игуменов.

3

 

 

ния, то что иное пришлось нам услышать, как не то, от чего сокрушается наше смиренное сердце? Ибо, говорят, это собрание состоялось для ниспровержения второго Никейского святаго собора, т. е. для уничтожения поклонения честной иконе Господа нашего Иисуса Христа и Богородицы и вообще всех святых. Слыша об этом, кто не воздохнет тяжко из глубины сердца, как бы при ниспровержении чрез это спасительного домостроительства Господа нашего Иисуса Христа? Слыши небо и внуши земле, да воскликнет с нами велегласнейший Исаия, и что следует далее (Исаи: 1,2), или лучше и ближе скажем: слыши восток и запад, север и морская страна, в каком положении ныне наши дела и для чего дерзнули составить собор. Но мы нижайшие, и прибывшие и неприбывшие, ибо у тех и других одна речь, как у единодушных в одном божественном мышлении, содержа согласную с повсемственною Церковию веру, утверждаем, что выставлять и почитать божественную икону самого Спасителя нашего Иисуса Христа и пресвятой матери Его и каждого из святых справедливо не только по учению второго Никейского святаго собора или другого, божественно учившего прежде того, но и имея письменные и неписьменные свидетельства от самого пришествия Господа нашего и Бога, мы твердо пребываем на том основании, о котором говорит Христос: ты ecu Петр, и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одо-

4

 

 

леют ей (Мат. 12, 18). Подлинно, какое может найтись слово у желающаго противоречить такой силе истины? Ибо, если Господь наш Иисус Христос несомненно явился в человеческом образе и в нашем виде, то справедливо Он пишется и изображается на иконе, подобно нам, хотя по божественному образу остается неописуемым; потому что Он есть посредник между Богом и людьми, сохраняющий неизменными свойства обоих естеств, из которых состоит. А если бы Он не был описуем, то перестал бы быть человеком, и тем более посредником, так как с уничтожением описуемости уничтожаются все однородные с нею свойства. Ибо, если Он не описуем, то и не осязаем; а если осязаем, то вместе и изобразим, чему противоречить было бы глупо; ибо это свойства тела, подлежащего осязанию и изображению. И как Он будет неописуем, когда может страдать? Если же Он описуем и может страдать, то конечно нужно и покланяться Ему в том виде, в каком Он изображается; так как слава первообраза не разделяется в образе, по выражению Василия великого; ибо «чествование образа относится к первообразу» (1), т. е. всякого, естественного ли, или художественного. Так же точно надобно рассуждать и касательно изображения честнаго Креста: чрез поклонение этому изображению чествуется поклонением и животворящее древо;

_______________

(1) К Амфил. О Св. Духе, гл. 18. В русс. перев. 1846 г. Част 3. стр. 300.

5

 

 

равно как и на оборот, при уничтожении первого по необходимости уничтожается и второе. Разве исповедание этого изображения не есть исповедание животворящего Креста? Равным образом и отвержение, в противоположном смысле. Подобное отношение надобно полагать и между иконою Христовою и самим Христом всякому здравомыслящему. Впрочем, теперь не время для догматического изложения, которое легко может убедить и весьма слабоумного признать свет истины. Такова евангельская вера нас грешных; таково апостольское исповедание нас смиренных; таково преданное от отцев богопочтение нас нижайших! Паче этого, если не только кто-нибудь из нынешних или древних, но если Петр и Павел, говорим о невозможном, как бы о возможном, даже если пришедший с самых небес станет учить и проповедывать (Гал. 1,8), то мы не можем принять его в общение, как не согласующегося с здравым учением Веры. Наконец, как бы ни было угодно вашей власти , наше смирение готово скорее страдать до смерти, нежели отречься от такого искреннего нашего исповедания.


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.