Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 53. К Стефану, чтецу и находящимся с ним

53. К СТЕФАНУ ЧТЕЦУ И НАХОДЯЩИМСЯ С НИМ (1).

Я получил письмо от ревнующей по Боге любви твоей, посланное но надписанию от одного, а но смыслу от различных лиц. Но хота бы от одного, хотя бы от многих, я спрошенный обязан дать удовлетворительный ответ, сколько это возможно для моего неведения. И во-первых те похвалы, которыми превознес меня многоглаголивый язык твой, не относятся ко мне, как грешнику и провождающему неисправную жизнь. А если есть во мне что-нибудь, то это — Божий дар, дарованный по молитвам родившего меня по духу отца и на будущее время могущий сохраниться невредимым по молитвам вас, любителей благочестия. Во-вторых, я не знаю, как мне составить ответ, когда вопрос предложен не ясно. Но моему разумению, вопрос конечно касается бывшего патриарха Тарасия. Об этом предмете я уже давно заботился, много рассуждая с самим собою и соображая последствия дел. Тех, которые ревнуют о благе и много лет страдали, я хвалю и одобряю, но отнюдь не опускаю из вида, как сейчас объясню, и того, чтобы они были единомысленны, — и можно ли думать иначе о тех, которые оказались столь

________________________

(1) Писано в 803 г. по Р. Хр.

310

 

 

мужественными в благочестии?, — впрочем на основании истины по мере возможности и пристойным образом. Итак здесь скажу, что было причиною нашего разногласия с Тарасием? Вера ли? Но, сколько известно, он был православный, следовал святым соборам, но образу мыслей был согласен с прочими патриархами и прежде весьма много подвизался за веру. Принятие ли возвращавшихся из ереси? Но это — не его нововведение; ибо они принимались святыми отцами трояким образом: или чрез перекрещивание, как Пепузины, или чрез миропомазание, как Ариане, или чрез проклятие собственного учения, как Несториане. Рукоположение ли за деньги, которое необходимо наказывается низложением? Да, это совершенно справедливо; тогда пастыри оказались свирепыми волками, были разрушаемы жертвенники, подвергаемы бесчестию божественные останки, сожигаемы священные книги. Что еще? Самая икона Христова вместе с другими священнейшими была оскорблена и попрана. И кто может кратко исчислить то, что требует продолжительного повествования? А не от того ли, что тогдашний предстоятель, вдруг возведенный из мирского вещества в епископское достоинство, был не в состоянии достаточно бороться за дух? Отсюда соблазны; отсюда получили начало и нынешние смятения. Вы знаете, как рам относиться к нему. А мы, услышав в частности о рукоположенных за деньги, что они не прини-

311

 

 

маются им в общение, хотя о нем думали не так, почли полезным для блага мира сохранять согласие с ним; ибо (Григорий) богослов говорит, что, пока возможно, надобно склоняться к миру и, если неправда только подозревается, то снисхождение лучше настойчивости (1). Впрочем, ни мы не принуждаем вашей совести, ни вы не требуйте от нас этого в деле, неясном для нас; ибо и личное свидание, и время, и опыт изменяют тех, которые не одинаково относились к одному и тому же. А для чего обращение назад к божественному Герману и требование рукоположения непременно оттуда? Какая нужда до бывших между тем трех еретиков? Разве нет никого, кто был бы не рукоположен ими или рукоположенными от них, тогда как рукоположение преемственно передавалось до Тарасия? Сколь многие от востока и запада, от севера и моря, приходили в промежутке того времени и вступали в общение с нашею Церковью в священном звании? И сколь многие тогда были рукополагаемы и рукополагали без денег, хотя и были еретиками? Все это знать можно одному Богу, а не человеку утверждать и по этой причине считать всех низложенными. Мы — люди, и потому, как люди, будем смотреть на дела, увещеваю вас; ибо человек зрит на лице, Бог же зрит на сердце (1 Цар. 16, 7); и надобно требовать

_________________________

(1) В русск. перев. 1843 г. Част. 1. стр. 237. и Часть 2. стр. 243.

312

 

 

только исповедания устами, — когда оно не произносится явно ложно, —  по которому и Тарасий принимал рукоположение, в чем и тогдашние ревнители и строгие исполнители соглашались с Тарасием и были единомысленными с ним; а вскоре после собора стали разногласить, по их словам, по поводу принятия рукоположения на деньги и по некоторым другим вопросам. Если это и вам кажется делом справедливым, то мы перейдем к последующему; скажем и о том, что было со времен Тара- сия доселе. Какое же следует отсюда заключение? То, что со всяким священником неосужденным, согласно с Богословом и Златоустом, надобно иметь общение. Ибо первый говорит: «считай каждого способным к очищению, только бы он был из числа избранных и не явно осужденных и чуждых вере»; а последний: «исследуй, дознавай; ибо общение без исследования не безопасно: и опасность касается великих предметов». Итак, будем исследовать и дознавать о том, с кем мы должны вступить в общение, исповедует ли он правую веру, не рукоположен ли он за деньги, и что-нибудь другое виновное, подозреваемое в его жизни или передаваемое молвою, не справедливо ли. Если же он, хотя получил рукоположение от такого-то еретика или рукоположенного за деньги, но сам не еретик и без своего ведения рукоположен рукоположенным за деньги, т. е. Симонианином, исповедует всю истину, соблюдает веру и прави-

313

 

 

ла неизменными и уклонившихся от того и другого отвергает, то нам нет ннкакого основания удаляться от него. Ибо такой не подлежит осуждению, но мнению вышеупомянутых святых, а чрез них и по мнению всех. В таком случае мы имеем общение, и вам советуем делать тоже. Ибо, если исследование простирается далее, то отвергаются увещания святых, как сказано, и становится тщетным столь великий дар священства, помощью которого мы получаем имя христиан, так что мы можем впасть в язычество; что было бы безрассудно. Притом делающие исследование, путешествуя по западу и востоку, не нашли бы искомого, так как все один от другого сделались бы подлежащими низложению по причине взаимного служения вместе; ибо известно, что при Тарасие посланные отсюда апокрисиарии (1) служили вместе с предстоятелем Римским, а от него посланные, может быть, (служили) вместе с восточными; и таким образом священство уничтожилось бы, что совершенно отвергая мы, согласно со святыми, станем соблюдать вышеупомянутую меру. В Церкви случалось и случается много подобных проступков, которых никто из святых, сколько известно, не исследовал таким образом, — потому что это невозможно, — и не предал нам соблюдать тоже. Эго так. О том же, будто наша настойчивость для нас не по-

__________________________

(1) Ἀποκρισιάριος, от ἀποκρίνομαι — отвечаю, доверенное лицо, посланное с ответом или за ответом по какому-либо делу.

314

 

 

лезнее собора, утвердившего прелюбодеяние, услышав я удивился; ибо она столько достопочтеннее, сколько голос Господень — апостольского. Я не говорю, будто Тарасий не высказывал, что было рукоположение за деньги; но он, как известно, объявил, что он не принимает таких. А ныне чрез принятие сочетавшего прелюбодеев соборно произнесено учение, которым признается беззаконие приспособлением к обстоятельствам и будто епископы и священники могут господствовать над правилами, когда захотят, а те, которые не согласны с этим, проклинаются и преследуются, как вы знаете. Это, хотя оказалось после иконоборческой ереси, но не меньше ее для рассуждающих благочестиво, которых молитвами Господь да истребит зло и дарует прежний мир своей Церкви! Впрочем, как ты писал, одно опровергается другим, и допущение и отвержение беззаконного действия сменяются взаимно. Господь да сохранит тебя со всем домом твоим здравым и молящимся о нашем смирении, первейший из друзей и лучший из ревнителей!


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.