Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 50. К Навкратию, сыну

50. К НЕМУ ЖЕ

Ты, возлюбленный сын, горишь желанием спрашивать и узнавать о полезном; похваль-

297

 

 

но такое настроение; но я не в состоянии разрешать твоих недоумений; впрочем, для общей пользы нужно и теперь предложить посильное. Твой вопрос о второбрачных; есть сомнение касательно сочетания их, следует ли венчать их так, как первобрачных, или нет? И, если принять последнее, как может быть их сочетание, когда они не будут сочетаваться священником? Носится молва, что обычай венчания второбрачных получил силу со времен нечестивого Константина (1), по поводу его троебрачия, а прение него этого не было. Я не отвергаю достоверности этой молвы; но любителям истины должно заимствовать убеждение о предметах не из молвы носящейся, как случится, или обычая человеческого, но из самого богодухновенного Писания и из отеческого и канонического предания. Известно, что второй брак дозволен святым апостолом, п чрез пего Христом; но это не закон, как говорит Григорий Богослов, а позволение (2); позволение же может быть не касательно того, что безукоризненно и безгрешно, — ибо как иначе и для чего?, — но касательно некоторого падения и предосудительного поступка. Это самое выразил и божественный апостол, сказав: аще ли не удержатся, да посягают (1 Кор. 7, 9). А невоздержание, потерявшее силу мужества, сродно падению и прегрешению. Руководясь этим, божественные

___________________________

(1) Вероятно, разумеется Константин Копроним.

(2) В русск. перев. 1844 г. Част. 3 стр. 220.

298

 

 

отцы подвергли второбрачных епитимии; именно отцы Лаодикийского собора неопределенно, сказав: «по непродолжительном времени и по упражнении в молитвах и посте, по снисхождению даровать им общение мы определили (1)»; а Василий великий определенно; ибо он говорит: «о троебрачных и многобрачных отцы постановили тоже правило, т. е. какое и о второбрачных, одинаково; ибо второбрачным (назначили епитимию) на год, а иные на два года» (2). Таким образом из сказанного видно, что второй брак подвергался епитимии, как падение. Посему и святые отцы Неокесарийского собора запретили пресвитеру пиршествовать на браке второбрачного (3). Если, говорят они. второбрачный имеет нужду в покаянии, то как пресвитер станет сочувствовать этому браку посредством пиршества на нем? Что же по необходимости следует отсюда? То, что первый брак, как собственно законный, справедливо венчается священниками, как нескверный, как чистый, как свободный от блудной страсти, и посему увенчиваемый, как победитель над грехом; от этого при нем бывает и приобщение святыни, и присутствие венчавшего и всякого другого священника на таком браке. Так и Господь и Бог наш удостоил разделять трапезу (на браке) в Кане Галилейской, благосло-

______________________

(1) Лаодик. собор. прав. 1.

(2) К Амфил. прав. 4. в рус. пер. 1848 г. Част. 7. стр. 6.

(3) Неокес. Соб. прав. 7.

299

 

 

вив участием Своим в нем всякое брачное пиршество. Также и наложение венцов Он издревле благословил, даровав их прародителю нашему Адаму. Каким образом? И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его, мужеск пол и женск сотвори их: и благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею (Быт. 1, 27. 28). Вот благословение брачного союза, от которого произошло всякое благословение однобрачного сочетания; ибо и Адам был однобрачный. Надобно заметить, что отсюда произошло и возглашение при наложении венцов, которое напоминает о создании первого человека и сочетании с женою, происшедшею из ребра его. А второй брак, хотя и дозволен, но подлежит епитимии. Ибо как может быть достойным венчания побежденный, а не победивший? И какой пресвитер станет венчать его, получив от отцов запрещение даже просто присутствовать на его пиршестве? И как будет участвовать в божественном приобщении тот, кто для этого самого отлучается от святыни на один или два года? И чья или какая благословенная молитва будет читаться при сочетании его, когда нет другой, кроме одной, читаемой при однобрачном и первом сочетании? Итак, из всех Писаний и отцов видно, что второй брак не имеет венчания, и посему не сочетавается священником; он и не предан, а допускается тогда, когда будет

300

 

 

исполнена какая-либо епитимия, наложенная священническим судом; после чего они (второбрачные) могут и приобщаться божественных даров, получая благословение чрез это, как бы при венчании, второстепенным образом, по снисхождению. Ибо благословение есть дар и вместе знак сочетания от священника; и с того времени не воспрещается ему разделять пиршество с второбрачными, как и с однобрачными. Таким образом второбрачие пользуется законом снисхождения, по апостолу, сознавая, что оно занимает второе место после однобрачия, и не домогаясь безрассудно прав первого брака, который уже прежде получил их. Ты, может быть, спросишь: как же они вступят в союз? С человеческими обрядами, как и троебрачные и многобрачные; ибо так названы отцами сочетавающиеся после третьего брака. Или пусть венчаются и эти. Ибо ныне крайнее нарушение правил, или лучше — Евангелия, дозволило не второбрачных и троебрачных, но и прелюбодеев венчать священникам; а тех, которые, защищая божественный закон, не соглашаются на это, преследует и предает проклятию, как чуждых Христу, поборников заповеди и истины Его. Ужаснись о сем, небо! Горнее сделалось дольним, правда — беззаконием, свет  — тьмою, вследствие того, что говорят и делают прелюбодеи. Это свойственно слепым и глухим душою, и следовательно предшественникам антихриста. Может быть, ты еще скажешь: если

306

 

 

одна сторона — девственная, как говорят некоторые, то не следует ли одному (из сочетавающихся) возлагать венец на голову, а другому, уже бывшему в браке, на плечо, при чтении молитвы венчания? Это, кроме нелепости, мне кажется еще и смешным. Ибо допустим третий брак: тогда где будет возложен венец, на руке или на колене, если вдова, вступающая в брак, будет принимать венец на плечо? Это нелепо. И кто будет возлагать венец? И как разделится нераздельная молитва? Одна из сторон, как непорочная и победительница, будет благословляться, а другая нет? Это смешно и невозможно. И как одна сторона будет принимать приобщение, а другая нет, как находящаяся под епитимиею? Если это будет муж, а муж — глава жены и оба они составляют одно тело, то остальное тело будет приобщаться, а глава нет? Таким образом соединяемое тотчас же будет расторгаемо самим соединяющим, если по снисхождению будет дозволено ему сделать это; ибо главная принадлежность и цель сочетания есть святое и единое тело и кровь Христова; или он станет приобщать обоих? Впрочем, оставим пустословие. Очевидно, что такой будет не священником, а преступником божественных постановлений и посему достойным лишения священства, так как ему не дозволено и пиршествовать на таком браке, не только что совершать такое беззаконие. Как же, скажешь, неужели девственная сторона те-

302

 

 

ряет победный венец с благословением и, не быв побежденною, не одерживает большей победы, так чтобы доставлять вместе с собою благословение, и венчание, и участие в приобщении и стороне, побежденной второбрачием? Если бы было так, то было бы определено отеческими правилами; но никакого различия не сделано. А что не определено и не утверждено свидетельствами отцов, то вымышлять и говорить и делать — есть тщеславие. Я же скажу так: справедливо будет, если девственная сторона лишится однобрачного преданного (венчания); ибо она могла бы воспользоваться им чрез сочетание с равночестным; и следует сочетаваться чистому с чистым, девственному с девственным, побеждающему с побеждающим; а кто захотел сочетаться с недевственным, тот падает и чрез это бесчестит девственную хвалу, которой, может быть, он и не имел, или, имея, некоторым образом унизил ее пристрастным расположением к второбрачному; посему не только не возвысит, но еще унизит его до епитимии (назначенной) стороне второбрачной. Это мною по силам моим найдено н сказано, добрый сын мой. Если же тебе, или кому-либо другому, представится истинным иное, только бы на основании Писания и отеческого и канонического предания, при помощи и собственного разумного соображения, то и мы готовы последовать и охотно желаем просветиться светом других, весьма нуждаясь во свете.

303


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.