Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 4. К Никифору, игумену

4. К НИКИФОРУ ИГУМЕНУ (2).

Когда передан был нам отзыв чрез господина диакона, то мы хотели тотчас писать к тебе, истинный и многолюбезный брат мой (3); но так как было зимнее время и новые соображения останавливали, то мы почли за благо — не скоро отвечать. Когда же, вместе с словесным вопросом, и письмо потребовало того же самого, то для чего еще рассуждать и не высказать дела? Во-первых скажу, — изви-

_______________________

(1) В русск. перев. 1843 г. Част. 2. Слов. 16 стр. 85.

(2) Это и следующее письмо писаны немного прежде отправления преп. Феодора в первую ссылку, по тому поводу, что некоторые убеждали его не восставать против незаконного брака Императора.

(3) Двоюродный брат преп. Феодора.

116

 

 

ни меня, почтеннейший, — что я, как и сам ты знаешь, для многих представлял своего жизнью пример великой греховности, и почти нельзя наименовать греха, к которому бы и сам я не был причастен, и другим не подавал повода. Но зная, что человеколюбие Божие спасает и погрязшего в бездне зла и подает руку помощи к покаянию, я избегнул отчаяния и по-видимому несколько утвердился на пути правом. Поэтому, как ведает Бог, знающий тайное, я и уклонился даже от сношения с родственниками своими и обращения с любезными моими но плоти и от всех других, при помощи одной силы Божией, укрепляющей немощь мою во всем. И теперь, о чем ты хотел узнать от меня несведущего, то действительно таково, как сказал тебе господин диакон. И это мы высказывали и высказываем не без рассуждения, но основываясь и утверждаясь на исследовании и изучении богодухновенного Писания, равно и по совещании, с кем следует. Подлинно, это — истина; потому что божественный закон ясно гласит так не только чрез святого Павла, но и чрез других богословствующих отцов, которые точно так же рассуждают и объясняют и учат согласно с апостольскою заповедью. Не безрассудно ли после этого мне действовать безразлично, не уклониться и не устранить себя от вредящих душе моей? И как это было бы опасно, когда верховнейший из отцов взывает и говорит, что отнюдь не должно при-

117

 

 

нимать ничего противного заповеди или извращающего заповедь, хотя бы за то обещали жизнь, хотя бы угрожали смертью? Не стану говорить, сколько есть других изречений, не позволяющих нам даже малейшего отступления от заповеди, когда мы притом имеем повеление Василия великого, что «должно неопустительно соблюдать все, преданное Господом в Евангелии и чрез Апостолов (1)». Это я осмелился открыть тебе, как отцу и возлюбленному, между тем как мы, — сердцеведец Бог свидетель!, — не проповедуем этого, — ибо не имеем преимущества,—и не питаем ненависти, но и к самодержцу и благочестивейшему Императору сохраняем любовь в сердце и ко всем сродникам моим питаем благорасположенность, и поминаем его на божественной литургии и молимся о нем наедине и общенародно. Также и с Церковью мы находимся в общении, и не дай Бог нам когда-нибудь отделиться от ней! Простите меня, одного грешного; я избрал оплакивать свои грехи в этом углу и не вмешиваться в дела мирские. Какое в этом преступление? Позволь мне, любезнейший брат, — я знаю, что ты и можешь это, — оставаться в покое здесь и быть вдали от всех людей, сколько возможно, а ты мудрым умом своим сделай стропотное ровным и острое гладким (Исаи. 40, 4), и будь для нас виновником мира и споспешником покоя, да-

______________________

(1) Нравст. Прав. 12, гл. 3 в русск. перев. 1846 г. Част. 3 стр. 379.

118

 

 

бы, если случится что-нибудь полезное для нас, устроять это справедливо и основательно.


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.