Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 39. К Феофилу, игумену

39. К ФЕОФИЛУ ИГУМЕНУ.

Хотел я скорее послать письмо твоей святости, но не находил удобного способа, содер-

_______________________

(1) В русск. пер. 1843. Част. 2. стр. 243.

249

 

 

жась под крепкою стражею. Когда же благий Бог благоволил доставить и способ и лице, то я смиренный тотчас исполняю свое желание, приветствую и обнимаю тебя, моего духовного отца, которого поистине весьма люблю. Разлучив нас телесно, начальники века сего этим еще не расторгнул и нашего по Богу единодушия и расположения друг к другу, но еще более укрепили их. Ибо я уверен, что и твое преподобие любит нас недостойных и непреклонно пребывает в православном и богоугодном исповедании, на основании того, как ты и прежде и после показывал себя пред Богом и людьми, так что решился вместе с нами смиренными подвергнуться и гонению за благочестие, хотя этого и не хотели властители, опасаясь изгнать и заключить многих и надеясь этим как бы убедить мир, что несогласие с ними ограничивается нами одними, а других противящихся нет; между тем таких множество в их державе, хотя они и скрываются по страху или по приспособлению к обстоятельствам, так что можно повторить слова божественного Давида, который взывает: изочту их, и паче песка умножатся (Пс. 138, 18). Подлинно, это нечестие не малое и тайное, но весьма великое и очевидное для имеющих ум. Они, святейший, извратили домостроительство Христово, сколько от них зависело, назвав нарушение Евангелия чрез сочетание прелюбодеев и прелюбодеяние приспособлением к обстоятельствам, спасительным

250

 

 

для Церкви, и предав анафеме не одобряющих этого. Они нарушили Евангелие преступлением одной заповеди, назвав это преступление как- бы Божиим домостроительством. Ибо, если, как написано, иже весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть всем повинен (Иак. 2, 10); а они совершивших падение, или лучше падения, прелюбодея и сочетавшего прелюбодеев, сообщников прелюбодея и всех, имевших часть с прелюбодеем, — потому что нельзя разделять друг от друга совершивших и увлеченных ими, — называют не виновными, но домостроителями Божиими; то солгал Тот, кто объявил таких людей виновными, и святые делаются чуждыми домостроителей Божиих; потому что никто из святых не преступал закона Божия; и преступивший не может быть назван святым. Они же полагают в этом преступлении неизменный догмат, как бы закон Божий, и не соглашающихся с ними в этом предают анафеме. Но святые на небе я на земле, конечно, не сочувствуют прелюбодеянию. Итак, очевидно, что они нарушением одной евангельской заповеди не только извратили все Евангелие, соборно признав это нарушение спасительным для Церкви приспособлением к обстоятельствам и постановив, сколько от них зависело, неизменный закон, что при нарушении всякой заповеди это нарушение бывает и должно называться приспособлением к обстоятельствам, но и анафемствовали святых, не одо-

251

 

 

бряющих этого, с которыми вместе и Бог не одобряет. Впрочем, для чего говорить много о том, чего и письмо не может вместить? Тяжкое лжеучение внесено в нашу Церковь. Эта прелюбодейная ересь вместе с извращением Евангелия нарушала и божественные правила, признав невинным прелюбодея, низложенного ими, ибо, когда они презрели Евангелие, то уже не время им заботиться о священных правилах. Об этом напомнить твоему отчеству я почел необходимым, вместе с моим приветствием, чтобы ты, зная, что это — ересь, избегал ереси, или еретиков, чтобы не имел общения с ними и не поминал их при божественной литургии в священнейшей обители своей; ибо великие угрозы произнесены святыми тем, которые участвуют с еретиками даже в принятии пищи. Если же твое преподобие спросит, почему мы сами не говорили этого прежде взятия под стражу, но и поминали господствующих в Византии, то прими к сведению, что тогда еще не было собора и не было произнесено этого нечестивого учения и анафемы. Прежде того не безопасно было совершенно отделяться от беззаконников, а разве только избегать явного общения с ними и по надлежащему приспособлению к обстоятельствам поминать до времени. Когда же еретическое нечестие на соборе открыто и нагло обнаружилось, то теперь следует и твоему благочестию вместе со всеми православными действовать смело, не иметь общения со

252

 

 

лжеучителями и не поминать никого из присутствовавших на прелюбодейном соборе или разделяющих образ его мыслей. Поистине, преподобный отец, следует тебе, боголюбивому во всем согласно с твоим именем (1), любить Бога и в этом. Ибо враги Божии, как объявил Златоуст великим и громким голосом, суть не только еретики, но и вступающие в общение с ними. И если твоя твердость не устоит, то кто же спасется? Если тот, кто прежде совершенного обнаружения ереси дерзал силою Божиею, как святый, станет уклоняться теперь, после обнаружения ереси, то как другой осмелится подать голос? Если монашеский чин не вменит вся в уметы (Фил. 3, 8), т. е. монастыри и все находящееся в них, то как мирянин оставит жену, детей и все прочее? Посему напоминаю, как нижайший брат и сын, не будем молчать, чтобы у нас не сделался вопль Содомский, не будем жалеть дольнего, чтобы нам не потерять горнего, не будем подавать соблазна Церкви Божией, которая может состоять и из троих православных, по определению святых, чтобы нам не быть осужденными судом Господним. Не для себя самого говорю это я окаянный, — ибо для меня, хотя и дерзновенно сказать, и умереть за истину есть приобретение, радость и жизнь, если мы будем укрепляемы вашими священными молитвами, — но ради давней и духовной любви между нами

____________________

(1) Θεόφιλος любящий Бога.

253

 

 

и ради общей пользы. Подлинно, если Сын Божий, Господь и Владыка всех, принес себя самого в жертву за всех Богу и Отцу, то как должны мы и чего не обязаны мы терпеть и страдать для Него, особенно монашествующие и распавшиеся отречением от мира, если отреклись истинно и не тщетно? Не по внешнему виду надобно судить о делах, — ибо многие надевают маски и не суть то, чем кажутся, — но по делам о виде. Итак, принадлежащие к монахам в настоящие времена пусть покажут это делами. А дело монаха — не допускать ни малейшего нововведения в Евангелии, чтобы, подав мирянам пример ереси и общения с еретиками, не отдать отчета за их погибель. Много лишнего высказал я об этом предмете, с позволения высокого смиренномудрия твоей святости. Ты же, отец мой, молись и умоляй о мне немощном и грешном, но весьма много любящем тебя. Содержимый йод стражею вместе со мною также приветствует тебя и испрашивает молитв твоих.


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.