Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по совершении молебна в Белостокском храме Святого Духа, 18. 08. 2012

СЛОВО ПО СОВЕРШЕНИИ МОЛЕБНА
В БЕЛОСТОКСКОМ ХРАМЕ СВЯТОГО ДУХА

18. 08. 2012

Ваше Блаженство, Блаженнейший Савва, Митрополит Варшавский и всей Польши! Ваше Преосвященство, дорогой владыка Иаков1! Ваше Преосвященство митрополит Эдвард2! Ваши Высокопреосвященство и Преосвященство3! Дорогие отцы, братья и сестры!

С совершенно особым чувством ступил я под своды храма Святого Духа. Почти двадцать пять лет назад я посещал Белосток и видел этот храм в процессе строительства, но то, что сегодня открылось моему взору, свидетельствует, что за минувшие годы было сделано очень многое. Храм является величественным памятником вере людей и их преданности своему делу, памятником подвигу жизни Блаженнейшего Саввы, Митрополита Варшавского и всей Польши, и символом духовного возрождения.

Когда мы задумываемся о том, что происходит с родом человеческим, как быстро меняются политические и экономические условия жизни, культура, возникает много вопросов о том, что же в действительности происходит с людьми, все ли перемены, которые касаются внешней жизни, ведут нас к подлинной цели бытия. Или, может быть, многое вторично, второстепенно и принципиально не важно для достижения подлинной цели человеческого бытия? Действительно, все, что происходит, имеет отношение к спасению рода человеческого, но есть нечто, что являет нам образ правильного пути. Это прежде всего духовное состояние людей. Когда мы видим возрождение храмов Божиих, все увеличивающееся число верующих, среди которых много молодых, то можем свидетельствовать о реальных положительных сдвигах в жизни народа.

Есть еще очень важные показатели: мир в отношениях между людьми и справедливость, которая приходит в общество. Посещая почти через двадцать пять лет Белосток, я вижу, что все упомянутое мной здесь присутствует: и величественный храм, и верующий народ, и православная молодежь. Но я вижу также большие перемены. Я радуюсь присутствию здесь местного католического иерарха митрополита Эдварда,

1Архиеп. Белостокский и Гданьский.

2 Эдвард Яняк, католический прелат, еп. Калиша.

3 Митр. Волоколамский Иларион; еп. (ныне архиеп.) Солнечногорский Сергий.

608

 

 

наблюдаю, сколь положительно изменились отношения между православными и католиками, вижу, что страна стала другой. Не только здесь, в Белостоке, но и в Варшаве на встречах с руководством страны, с представителями политического мира, с иерархами Католической Церкви я с удовольствием замечаю большие перемены.

Этот храм построен усилиями людей. Храмы возводятся не по приказу, ведь даже если приказали, но поддержки от верующего народа нет, то возведенный храм очень скоро может оказаться пустым. Они созидаются в ответ на веру людей, мы видим это на примере сего святого храма. Он освящен в честь Святого Духа. Купола, взметнувшиеся над величественным сооружением, являются символами, отображениями огненных языков, которые в день Святой Пятидесятницы сошли на апостолов. Эта символика исполнена глубочайшего спасительного смысла, потому что в Церкви Божией Небо соединяется с землей, именно здесь происходит встреча человека с Господом, здесь наши усилия оплодотворяются Божественной благодатью.

Церковь как община веры, вместилище Духа Святого дает нам мистический опыт соприкосновения с другой реальностью, с иным бытием. Именно через Церковь человек словно вырывается за пределы исторического процесса, за границы бренного мира, соприкасается с Божественной реальностью, и это дает ему особую остроту зрения, способность видеть все с небесной высоты.

Иногда говорят, что мудрец способен увидеть мир с высоты птичьего полета, с которой лучше видна вся перспектива. Чем выше поднимается человек, тем шире его горизонт, но когда силой благодати Божией мы соприкасаемся с Божественным миром, горизонты наши становятся необъятными. В этом сила, в этом мудрость Церкви, в этом ее способность решать жизненные вопросы, которые волнуют людей, потому что у нее иные подходы, прогреваемые лишь с высоты духовного опыта.

Сегодня культура и цивилизация развиваются таким образом, что в них словно нет Бога. В центр поставлен человек, ради него все делается, и он является единственным мерилом добра и зла, правды и лжи. Мы знаем, что изгнание Бога на периферию человеческой жизни влечет за собой страшные последствия. Люди подвержены греховным влечениям, и если они восхищают себе право быть мерилом истины, если живут по принципу «сколько голов — столько и умов», то есть большой

609

 

 

риск потерять всякую способность различать правду и ложь, порок и добродетель.

Силой благодати Божией соприкасаясь с Небесным миром, подчиняя свою волю воле Господней, а свою жизнь — Божественному закону, сораспинаясь Христу (Гал. 2,19), мы обретаем силу Святого Духа, ведение и тот непреложный критерий добра и зла, правды и лжи, который помогает нам достигать в жизни цели, предначертанные Евангелием.

Говоря обо всем этом в храме в честь Святого Духа, я хотел бы напомнить, что стяжание Святого Духа в общении с иным, Божественным миром есть непременное условие полноты человеческого бытия. Если полнота жизни описывается только в материальных категориях, связана с увеличением количества денег, которыми обладает человек, повышением уровня потребления, разнообразием досуга, успешностью карьеры, то это совсем не полнота жизни. Без Божественного присутствия в сердце полноты бытия нет!

Мы говорим сейчас странные для большинства современных людей слова, но в них — непреходящая истина, и тот, кто принимает ее, обретает подлинную свободу и счастье. Дай Бог, чтобы благочестивый народ Польши — и православные, и католики, — живя вместе и разделяя эти мысли, вместе созидали жизнь, в которой присутствовали бы материальный прогресс и благополучие, но из которой никогда не было бы изгнано имя Божие. Дай Бог, чтобы никогда не разрушались святыни и не совершались кощунства, чтобы имена Господа и Спасителя, Его Пречистой и Преблагословенной Матери Девы Марии были величайшими именами, которые хранятся в человеческом сердце!

Я хотел бы передать всем вам приветствие, благословение единоверных братьев из стран Святой Руси — России, Украины, Беларуси, Молдовы, которые живут недалеко от вас и также стремятся утверждать веру в личной и общественной жизни.

Русь прошла через тяжкие испытания, когда власть всеми силами старалась уничтожить религию, а народ испил полную чашу страданий. Но сегодня наступило иное время и мы свидетельствуем о чудесном возрождении православной веры в сердцах людей.

От лица всех ваших братьев и сестер я хотел бы преподнести этому святому храму Тихвинский образ Божией Матери — икону, подлинник которой хранится сегодня в городе Тихвине. В результате

610

 

 

революционных и военных событий он оказался в Америке и сравнительно недавно был возвращен в пределы России. Это один из самых почитаемых образов Пресвятой Богородицы. Когда произошло возвращение Тихвинской иконы, ее встретили в Москве пятьсот тысяч человек, которые величественным крестным ходом прошли от Храма Христа Спасителя на Красную площадь и преклонили колена пред Царицей Небесной, чудотворным образом Своим вернувшейся в Россию. На иконе есть памятная надпись о том, что это дар Патриарха. Я хотел бы, чтобы, прикладываясь к образу, вы поминали в своих молитвах и меня, нуждающегося в вашей поддержке и в помощи всех православных людей.

Пусть через этот образ будет установлен невидимый духовный мост между нашими Церквами, между двумя народами, помогая нам в мире, любви, духовном единомыслии идти по пути, который указывает Господь. Его милостью, Его благословением, Покровом Пречистой Царицы Небесной да осуществляются все наши добрые дела и начинания! И да поможет нам святой мученик младенец Гавриил, прославленный и почитаемый в этих местах.


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.