Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Выступление на IV Съезде лидеров мировых и традиционных религий в Астане, 30. 05. 2012

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА IV СЪЕЗДЕ ЛИДЕРОВ МИРОВЫХ
И ТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЙ В АСТАНЕ

30. 05. 2012

Ваше Превосходительство, глубокоуважаемый Нурсултан Абишевич1! Уважаемые лидеры и представители мировых религиозных традиций! Государственные и общественные деятели!

Мы живем в эпоху надежд, перемен и потрясений, когда многие прежние модели развития общества перестают работать. В прошлом столетии начала активно продвигаться идея верховенства автономного разума, максимальной свободы и раскрепощенности, постоянно расширяющихся пределов светскости, обособления личности от Бога и от традиций. Религии при этом отводилось место в лучшем случае на полях культурного или этнографического кластера. Для всего этого

1 Назарбаев. Н. А., президент Казахстана.

543

 

 

использовались и используются новейшие достижения политических, информационных технологий. Происходило превращение человеческих «масс» не только в субъект, но и в объект рынка товаров и идей. Миллионы наших современников, в основном молодые люди, стали участниками глобального эксперимента по навязыванию потребительской, утилитарной системы ценностей.

Никогда в своей истории человечество не переживало такого системного навязывания глобального стандарта — социального, культурного и мировоззренческого. Мечты о карьере, отношение к вещам, стиль поведения и даже образ мышления — все это подверглось тотальной унификации. Сегодня грех становится нормой, поскольку в обществе потребления нет почвы для понятия «нравственность». Есть только понятие «комфорт». Если в прошлом человек мыслил категориями добра и зла, ставил вопрос о моральной допустимости каких-то явлений, то сегодня всем гораздо проще мыслить в категориях «комфортно — некомфортно», «выгодно — невыгодно», «прибыльно — неприбыльно».

Для достижения комфорта молодые пары добровольно отказываются от рождения детей и убивают зачатых младенцев. Сегодня разрушаются семьи, отнимается право женщины на материнство, а современные технологии превращают мать в платный инкубатор. Старых родителей отправляют в специальные лечебницы и дома престарелых, лишь бы не мешали жить. В конце концов, применяют эвтаназию, поскольку жизнь в страданиях и болезнях якобы уже не является полноценной и никому не нужна.

В этих условиях вера может помочь нам распознать правильные и неправильные цели. Она дает каждой индивидуальности потенциал самореализации, но в то же время показывает людям тот предел, за которым утрачивается смысл жизни, внутреннее достоинство, да и само понятие «человек». Сохранение настоящей свободы от порабощения пороками, реализация вечного предназначения личности — долг религии в нынешнем мире.

Атеистическая модель развития народов потерпела крах вместе с идеологиями XX века. История этого столетия показала, что удалить религию из общества — значит, вычеркнуть мораль, ликвидировать сердце. Если общество, в котором большинство составляют верующие люди, объявляется тотально «светским», если религию пытаются загнать в гетто, отделив от социальных процессов, то вновь повторяется

544

 

 

провалившаяся попытка создания государства с господствующей атеистической идеологией. В сегодняшнем мире подобные потуги выглядят опрометчивыми и нереалистичными. Они провалятся так же, как провалился грандиозный проект государственного атеизма.

Сегодня очевидно, что вытеснение из общественной жизни традиционных религий не приводит к падению религиозности, потому что тяга к Богу, к вере — естественное для человека стремление. Там, где прерывается или игнорируется органичная для народа религиозная традиция, возникают или привносятся извне различные новообразования, нередко злокачественные. В геометрической прогрессии вырастает число конфликтов на национальной и межконфессиональной почве. Люди, лишенные традиционных механизмов духовного воспитания, становятся источниками агрессии.

В связи с этим стоит упомянуть о проблеме псевдорелигиозного экстремизма. Бесчеловечные поступки, жертвами которых становятся мирные граждане, — это не только результат злых намерений бандитов, которые мы осуждаем. Это последствие духовного вакуума, отсутствия верных представлений о религиозной традиции. Государства борются с терроризмом, уничтожают воинственных фанатиков, ибо общество имеет право на самозащиту. Но необходимо решить проблему в корне — дать народам возможность мирно исповедовать свою исконную веру, развивать национальную культуру, воплощая их в устроении семьи и участвуя в построении гражданских отношений.

Отдельная роль в предотвращении межнациональных и межрелигиозных конфликтов принадлежит системе образования. За счет приобщения к культурному и религиозному наследию формируется личность человека и развивается цивилизация. Духовное образование приводит людей к постижению Божественного замысла о них, учит нравственному поведению. Поэтому крайне важным видится поощрение со стороны государственной власти религиозных образовательных программ, изучения культурных основ и традиционного уклада жизни народа.

Есть еще одна глобальная проблема, волнующая многих наших современников. Соблюдение прав человека поставлено во главу угла мировой и национальной политики. В целях обеспечения гражданских свобод проходят конференции и встречи, принимаются различные документы. Однако весь этот труд приобретает нередко одностороннюю

545

 

 

политическую и мировоззренческую направленность, которая все чаще звучит с тоталитарными интонациями. Некоторые хорошо организованные меньшинства с успехом навязывают свою волю большинству под предлогом соблюдения прав человека. Но на этом фоне в мире не сокращаются торговля людьми, нищета, голод, сексуальная эксплуатация женщин и детей, попрание прав верующих, в том числе и христиан. Я назвал далеко не всё.

Если борьба за права человека будет лишена духовного и нравственного измерения, если она станет инструментом политической пропаганды и продвижения одних мировоззрений в ущерб другим, ее плоды принесут человечеству много несправедливости, рабство чрезмерному потреблению, гордыне, порокам и грехам, которые могут обернуться и уже оборачиваются реальными страданиями людей.

Сегодня мы, религиозные лидеры, призваны ясно говорить о пагубности попыток строить мир без Бога — мир господства страстей и эгоизма. В этом свидетельстве у нас будет множество союзников, в том числе среди неверующих людей. По своему опыту знаю, какую большую поддержку многим программам Русской Православной Церкви сегодня оказывают люди, которые не являются верующими. Я искренне рад тому, что многие государства и их главы помогают сделать слышным во всем мире голос религиозных деятелей.

Казахстан и его гостеприимная столица уже в четвертый раз становятся глобальной площадкой обсуждения проблем общемирового характера на основе диалога религиозных традиций. Нельзя не порадоваться тому, что при участии государственных структур лидеры мировых и традиционных религий имеют прекрасную возможность собраться вместе и поразмыслить о том, как ответить на вызовы, единые не только для наших религиозных общин, но и для большинства народов мира.

Нурсултан Абишевич как-то верно сравнил религию с птицей. Птица, парящая над полями, лесами и городами, — это замечательный символ, близкий духовному миропониманию. Вера дает человеку возможность оторваться от плоского земного бытия и словно с высоты птичьего полета увидеть мировые события в их перспективе, уразуметь их подлинный смысл. Уверен, что мы, верующие, призваны сохранять способность к такому вйдению, чтобы разделять его со всеми людьми. Благодарю за внимание!

546


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.