Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по совершении Божественной литургии в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда, 23. 12. 2012

СЛОВО ПО СОВЕРШЕНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
г. КАЛИНИНГРАДА

23. 12. 2012

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Уважаемый Николай Николаевич2, губернатор Калининградской области! Высокие гости! Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры!

Я вас всех сердечно поздравляю с воскресным днем и с праздником, который сегодня совершается в нашем граде Калининграде. Эта

1 Митрополиты Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Вятский и Слободской Марк; епп Балтийский (ныне архиеп. Калининградский и Балтийский) Серафим, Солнечногорский (ныне архиеп.) Сергий, Иранский и Лузский Паисий, Бишкекский и Кыргызстанский Даниил.

2 Цуканов Н. Н., в то время губернатор Калининградской области.

503

 

 

земля помнит многие страдания и скорби, но сегодня она, несомненно, обретает то, что наполняет многих великой радостью. Свидетельством тому — наше совместное совершение богослужения в величественном кафедральном соборе, который построен совсем недавно, но уже стал символом города.

Еще недавно многие не верили, что смогут прожить здесь долго, ибо, когда созидался этот храм, ходили нелепые слухи, что нужно уезжать из Калининградской области, потому что у этой земли нет будущего и с ней не стоит связывать свою жизнь и жизнь своих детей... Тогда многие обращались к нам: «Сделайте что-нибудь, чтобы мы почувствовали, что это наша Родина, наша земля навсегда». Именно в то время, когда экономическое положение страны было чрезвычайно трудным, мы задумали построить в центре города пятиглавый собор, который и был возведен, несмотря ни на что.

Сегодня, взирая на всех вас, я радуюсь, потому что сквозь стены собора вижу прошлое и понимаю, какой огромный путь мы все прошли. Путь, ознаменованный созиданием не только этого собора, но и десятков других храмов по всей Калининградской области, где в течение более чем сорока лет не было ни одного православного храма. Выросшая с нуля, а может быть, даже из минуса живая христианская община сегодня имеет свой голос и свое влияние через молитвы и те дела, которые она совершает на этой земле.

Мы приходим в Божии храмы для того, чтобы встретиться с Господом, почувствовать Его присутствие. Нам иногда трудно стоять, но мы стоим, потому что понимаем: здесь происходит некая тайна, которую невозможно выразить рационально, но которая открывается нам в нашем внутреннем религиозном опыте. Мы чувствуем Божие присутствие, Его благодать, мы впитываем Божественные слова Евангелия, апостольских посланий, молитв, и на эти слова наша душа отзывается многими добрыми делами.

Сегодня я хотел бы сказать несколько слов о том, что мы услышали из Послания апостола Павла (Кол. 3,12-16). Это послание к жителям малоазийского города Колоссы проникнуто многими сильными, меняющими человеческое сознание мыслями. Апостол учит, как человек должен жить, чтобы быть счастливым; чтобы проблемы, которые кажутся безнадежно трудными, снимались; чтобы конфликты, которые кажутся непреодолимыми, ибо затрагивают принципиальные основы

504

 

 

бытия, разрешались. А конфликты — это мощный фактор, который снижает качество жизни, а иногда приводит к душевным и телесным болезням, к нарушению покоя, даже к помешательству. Конфликты разрушают целостность человеческой жизни, отвлекают ресурсы — и материальные, и интеллектуальные, обессиливая человека, истощая его возможности.

В жизни каждого человека происходят семейные конфликты, — здесь нет ни одного, у кого не было бы подобного опыта. Многие из вас лучше меня знают, что человек действительно ни о чем думать не может, ничего делать не может, если только вспомнит, что у него творится дома. А конфликты на работе, за которыми порой скрывается желание одних нанести урон другим, сознательно омрачить их жизнь, разрушить спокойствие? Иногда мы идем на конфликт, движимые якобы какими-то высшими соображениями — политическими, экономическими, корпоративными, неправильно понятой солидарностью, неверно понятым долгом. А на самом деле мы несем разрушение другим, разрушая тем самым и самих себя, ведь написано: Мне отмщение, и Аз воздам, говорит Господь (Рим. 12,19).

Чему же учит нас апостол Павел в своем послании, которое мы слышали сегодня? Он учит нас, как нужно преодолевать конфликты, и говорит очень простые слова: «Снисходите друг к другу, прощая взаимно» (Кол. 3,13). Снисходите! Всегда, вступая в конфликт, мы считаем себя правыми, а для того чтобы простить другого, нам нужно сойти с нашего Олимпа, нужно спуститься на землю, нужно увидеть и понять другого человека. Только тогда, когда мы ставим себя на место того, кого обижаем или кто является участником конфликта с нами, перед нами открывается возможность искренне простить человека.

Если бы люди в одночасье могли простить друг друга, то жизнь нашего общества, отношения внутри всего человеческого рода кардинально изменились бы. Приведу такой пример. Очень часто в быту, сознавая, что в нашей жизни что-то происходит не так, мы пытаемся начать все сначала, открыть новую страницу. У разных людей это происходит поразному. Кто-то обещает: «После праздников начну новую жизнь — перестану пить». Другой: «С понедельника я берусь за ум и буду делать то-то и то-то». Нередко мы хотим что-то изменить в своей жизни, освежить ее. Порой и хозяйки, делая уборку в доме, тоже говорят о том, что хотели бы что-нибудь изменить.

505

 

 

Кстати, этот образ уборки очень важен. Он имеет отношение не только к дому или к территории вокруг него, но и к городам, к стране, ко всей нашей жизни. В каком-то смысле это образ примирения. Уборка — это уничтожение всего ненужного, наносного, грязного, скверного, это наведение порядка в жилище, в умах, в общественных отношениях. А полное очищение может произойти только тогда, когда мы прощаем друг друга, и никакие политические симпатии или антипатии не способны осквернить наши отношения.

Для того чтобы изменить жизнь, нам нужно прибраться, навести порядок в сердцах, в душах, изменить отношение к другим. Тогда и будет чистота в этих отношениях, когда мы научимся прощать друг друга, а не строить козни. Но ключевое слово здесь — «взаимно». Без этого не может быть абсолютного, полного прощения, иначе всегда останется кто-то, кто будет считать себя обиженным, проигравшим.

Апостол Павел дает нам сегодня еще один урок, говоря: «Снисходите друг к другу, прощая взаимно... как Христос простил вас, так и вы прощайте» (Кол. 3,13). Ведь Он простил нас. Господь не вел борьбы с римлянами и с иудейскими первосвященниками. Он просто простил всех и без вины взошел на Крест, подавая всем нам величайший пример прощения — удивительного средства, способного сделать жизнь иной. Дай Бог всем нам запомнить эти такие простые, но важные слова апостола Павла: «Снисходите друг к другу, прощая взаимно... как Христос простил вас, так и вы прощайте».

Давайте сегодня покинем храм с этими словами в сердце и посмотрим новыми глазами на наших родных, близких, с которыми мы, возможно, находимся в конфликте, на наших собратьев, сослужителей, коллег, на наших соперников, в том числе в политической и экономической сферах. Прощая других (если нам хватит на это сил), мы принесем гораздо больше пользы, нежели используя любые хитросплетенные стратегии борьбы, которые всегда разбиваются на мелкие осколки. Ведь все, что мы творим, нагромождая горы ненависти и отчуждения, не соответствует воле Божией, а потому представляет собой зыбкую почву, на которой невозможно построить прочное здание. Господь, вразумляющий нас Своим словом, да пребудет рядом с нами, укрепляя нас в добрых мыслях и поступках! Аминь.

506


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.