Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании всенощного бдения в канун дня памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких в Преображенском соборе Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, 20.08.2010

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ
В КАНУН ДНЯ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНЫХ ЗОСИМЫ,
САВВАТИЯ И ГЕРМАНА СОЛОВЕЦКИХ
В ПРЕОБРАЖЕНСКОМ СОБОРЕ СОЛОВЕЦКОГО
СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

20.08.2010

Сердечно поздравляю с особым для сей святой обители праздником, ибо мы вспоминаем ее преподобных основателей — Зосиму, Германа и Савватия, угодников Божиих, которые своими трудами положили основу монашеской жизни на Соловецких островах.

В Евангелии, которое мы сегодня читали на утрене, содержатся замечательные слова, мы все хорошо их знаем: Придите ко Мне все

1 Иеромонах (ныне игумен) Евлогий (Стручалин).

245

 

 

труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 28-29). Эти слова, много раз повторяемые, мы как-то не воспринимаем своим сердцем. Но как важно помнить, что покой в сердце (а покой это и есть главная характеристика человеческого счастья) наступает тогда, когда человек кроток и смирен сердцем. Не богатство, не слава, не популярность, не влияние в обществе, а кротость и смирение дают человеку покой в душе. Монахи — это люди, которые всю свою жизнь строят таким образом, чтобы иметь этот покой в душе. Поэтому кротость и смирение монаха есть непременные его качества. Монах не может не быть смиренным, в противном случае он либо заблуждается в выбранном пути, либо допускает грубейшие ошибки в своей духовной жизни. Ведь он пришел ради стяжания покоя, ради мира душевного, ради общения с Богом, и, если он не становится человеком смиренным и кротким, значит, напрасно трудится.

Но ведь эти слова обращены не только к монашествующим — они обращены ко всем людям, живущим в современном мире, где так много стрессов, волнений, конфликтов, борьбы, в которую люди порой вовлекаются не по своей воле, а лишь потому, что стараются честно исполнять свой долг и поступать по совести. Как же обрести покой? Кротостью и смирением. Это не значит, что человек должен поддакивать каждому и разменивать свои убеждения. Это не значит, что человек, живущий в миру, должен быть подобен тряпке, о которую вытирают ноги. Но это означает, что смирение является непременным условием человеческого счастья.

Смирение — это в первую очередь осознание своего недостоинства пред Богом. Когда мы осознаём себя недостойными пред Богом, мы становимся менее кичливыми в отношении людей. Смиренный человек не осуждает другого, хотя это не мешает ему быть объективным в оценке других людей, особенно если он, занимая властное положение, призван к тому, чтобы влиять на жизнь окружающих, в том числе и путем различного рода назначений. Смирение есть состояние полного и окончательного предания себя Господу. И, пребывая пред лицем Божиим, исповедуя свои грехи, смиренный человек обретает внутренний покой, даже если находится в гуще событий.

246

 

 

Вот почему так важно приезжать в монастыри нам, живущим в миру, прикасаться к духовному опыту подвижников и угодников Божиих, которые в этих монастырях несли свое служение, общаться с монашеской братией, которая стремится следовать примеру подвижников благочестия. Монастыри всегда были местом духовного успокоения, местом, где человек начинает видеть и величие Божие, и свою незначительность пред лицем Божиим. А это и есть первый и, может быть, самый важный шаг к тому, чтобы становиться кротким и смиренным сердцем и обретать покой в душе своей.

Да поможет Господь всем нам, где бы мы ни были и чем бы мы ни занимались, — и людям высокого положения, и людям простым, и монашествующим, и мирянам — обретать внутренний покой через кротость и смирение сердца. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.