Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в кафедральном соборе святых жен-мироносиц г. Баку, 25.04.2010

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ СВЯТЫХ
ЖЕН-МИРОНОСИЦ г. БАКУ

25.04.2010

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященство1! Досточтимый владыка Александр2! Дорогие отцы, братья и сестры!

Для меня большая радость ступить на землю Баку, с тем чтобы вместе с вами совершить Божественную службу и помолиться. В минувшем ноябре я уже был в этом храме, но, к сожалению, из-за обстоятельств, связанных с очень напряженной программой, у меня не было возможности совершить здесь Божественную службу. И я тогда сказал вам, что непременно приеду, чтобы вместе с вами помолиться. И благодарю Бога за то, что Он, приклонив милость Свою ко мне, дал такую возможность.

Мы с вами находимся на земле, овеянной подвигами святого апостола Варфоломея, мощи которого пребывают в этом храме. Здесь юная христианская община делала свои первые шаги в языческом, агрессивном окружении. И мы знаем, что именно здесь апостол

1 Митрополиты Волоколамский Иларион, Симферопольский и Крымский Лазарь; архиеп. Астанайский и Алма-Атинский (ныне митр. Астанайский и Казахстанский) Александр; еп. (ныне архиеп.) Солнечногорский Сергий. За Литургией молился также митр. Ахайский Афанасий (Элладская Православная Церковь).

2 Еп. Бакинский и Прикаспийский (ныне архиеп. Бакинский и Азербайджанский).

485

 

 

Варфоломей принял мученическую смерть. И с того самого времени зерна, посеянные в эту землю, никогда не иссушались солнцем, никогда не заглушались сорняками, никогда не уничтожались птицами (Мф. 13, 3-8). Здесь с апостольских времен продолжает существовать христианская община, и потому с особым чувством я ступил на эту землю, чтобы представить себе всю историю христианства, всю историю пребывания на ней Христовой Церкви.

Замечательно, что наше совместное богослужение мы совершаем в воскресенье, когда вспоминаем хорошо всем известную историю расслабленного (Ин. 5, 1-15). Господь исцелил человека, который мечтал быть исцеленным. Это была не просто человеческая мечта — это была надежда, и не просто надежда на человека, но надежда на Бога. Несчастный расслабленный, то есть парализованный, человек лежал рядом с купелью, в которой раз в году Ангелом возмущалась вода, в надежде на то, что когда-нибудь он войдет в эту воду и получит исцеление — не от людей, потому что люди не умели исцелять эту страшную болезнь, но от Самого Бога. Тридцать с лишним долгих лет лежал этот человек — и вот Господь дарует ему исцеление.

Нам иногда кажется, что Бог должен немедленно откликаться на наши просьбы, что Бог должен постоянно сопровождать нас на жизненном пути, что Он должен вмешиваться во все наши жизненные обстоятельства, иногда такие простые, мелочные, в наши конфликты, в наши человеческие недоразумения. Мы ведь постоянно призываем Бога вмешаться, когда говорим: «Господи, с соседкой поссорилась (или поссорился). Уж такая плохая соседка! Ты мне помоги!» На работе что-то произошло — «Помоги!» На поезд опоздал — «Помоги!» Казалось бы, Божие всемогущество, Божие величие — и наши повседневные заботы... Ну понятно, расслабленный ходить не мог — у него это было вопросом жизни. Ну а мы-то что хотим со своими скорбями, со своими повседневными заботами?..

Однако каждый должен помнить, что пред Богом нет больших или маленьких проблем. У Бога нет сильных, властных, выдающихся, талантливых, богатых или, наоборот, бесталанных, бедных, больных. У Бога есть Его дети, и каждый обращается к Богу с той проблемой, которая его беспокоит. Для одного — это вопросы большой политики, а для другого — отношения с соседкой, или с кем-то из семьи, или с кем-то по работе. Человек так устроен, что и самые большие

486

 

 

проблемы, с которыми сталкиваются главы государств и правительств, и наши простые человеческие проблемы ранят сердце одинаково. Вот потому у Бога и нет различия: большая проблема или малая, великий человек или совсем незаметный. Пред Богом — вся наша внутренняя жизнь, пред Ним — наша радость и наша боль, и Он откликается на радость и на боль любого человека. Вот почему нужно постоянно обращаться к Богу с молитвой — даже тогда, когда на поезд опоздал, или что-то не ладится в жизни, или заболел, или скорби семейные, или неудачи по работе.

К Богу нужно обращаться с молитвой и тогда, когда решаются задачи огромной важности. Вот почему сегодня Церковь несет свое свидетельство в том числе и в мир политики, в мир экономики. Она обращается со своим словом к власть имущим, потому что все и везде должны чувствовать Божие присутствие — и в большом, и в малом; потому что вся наша жизнь должна быть посвящена Богу, ибо Бог — наш Отец, и мы Его дети. Как земные родители сокрушаются по поводу самых незначительных проблем своих детей — маленький ребенок заплакал в кроватке, и мать тут же подбегает к нему, не задаваясь вопросом, большая или малая причина у слез ее младенца, она отдает всю себя в этот момент, чтобы помочь плачущему ребенку, — так и Господь в каждый момент нашей жизни, если мы с верой обращаем к Нему свою молитву, вместе с нами и в больших, и в малых проблемах.

Мы приехали в Азербайджан, чтобы участвовать в решении очень важных проблем. Вы знаете, как много опасностей грозит сегодня человеческой жизни — в отношениях между странами, между народами; существует огромная проблема терроризма; не всегда ровно складываются отношения между представителями разных религий и культур, а мир становится таким тесным и так ускоряются все процессы в нашей жизни, так сокращаются расстояния, что мы во времени и пространстве становимся буквально, в прямом смысле слова, одной семьей. А когда люди живут бок о бок, то часто и возникают проблемы. Если в прошлом какие-то конфликты возникали между людьми, жившими на расстоянии тысяч километров, то для того, чтобы преодолеть эти тысячи километров, нужны были многие-многие месяцы. Сегодня все географические расстояния преодолеваются во мгновение ока. Человечество вступило в очень сложный и опасный

487

 

 

период, в новую фазу своего развития, когда конфликты, происходящие где-то далеко, становятся нашими конфликтами. И верующие люди глубоко убеждены в том, что все проблемы современности не могут быть решены только человеческим разумом, обычными способами, к которым люди прибегают в решении проблем, — нам нужно опираться на Божественную мудрость, преломляя все существующие проблемы через нашу веру и убеждения.

Какие замечательные слова мы слышим во время Литургии, их произносит священник, читая одну из литургических молитв: «Подая нам в настоящем веце познание Твоея истины, и в будущем жизнь вечную даруя»1. Словами священника Церковь молится о том, чтобы в этом веке, в этой жизни Бог подал нам познание Его истины, потому что только Божественная истина может быть путеводительницей человека в решении и больших, глобальных, и самых маленьких, житейских, проблем. Эта истина универсальна, она для всех и для каждого, и Церковь сегодня желает, опираясь на эту истину, нести свое свидетельство для разрешения больших и малых проблем. Она призывает своих верных чад строить свою жизнь, опираясь на Слово Божие, на Божественную истину. Тогда многое конфликтное, проблемное — большое и малое — уйдет из нашей жизни; тогда мы наследуем жизнь вечную. Подай нам в настоящей жизни возможность опираться на Твою истину, Господи, и наследовать жизнь вечную!

Я радуюсь тому, что настало время, когда мы можем размышлять о многих вопросах не только внутри нашей православной семьи, но и с людьми, принадлежащими к другим религиям. Мы прибыли сюда по приглашению шейх-уль-ислама Аллахшукюра Паша-заде, выдающегося исламского лидера, который многое делает для того, чтобы между религиями был мир. И сегодня, и завтра вместе со многими другими нашими братьями и сестрами, которые приехали и приедут в Баку, мы будем говорить о проблемах, с которыми сталкивается сегодня человеческое общество. Дай Бог, чтобы все верующие люди имели возможность совместно, в братском духе, опираясь на свои религиозные убеждения, решать те проблемы и задачи, которые стоят перед всеми нами!

1 Молитва, читаемая священником во время пения 3-го антифона.

488

 

 

Я хотел бы выразить слова признательности Президенту Азербайджана Ильхаму Гейдаровичу Алиеву, нашим мусульманским братьям и сестрам за то отношение, которое сегодня азербайджанское государство и азербайджанский народ проявляют к чадам Русской Православной Церкви. Здесь мы с вами в меньшинстве, но мы защищены законом, доброй волей правителей и дружеским расположением к нам наших братьев-мусульман. Дай Бог, чтобы так было всегда и везде, чтобы межрелигиозный мир обеспечивал людям право и свободу исповедовать свою веру, устраивая жизнь по своему религиозному закону и одновременно пребывая в мире с окружающими.

Я хотел бы также поблагодарить владыку Александра, правящего епископа Бакинского и Прикаспийского, за труды по устроению церковной жизни, по воспитанию нового поколения духовенства, а также за усилия по развитию добрых отношений с представителями других религий и с представителями азербайджанского государства. На Вас лежит очень большая ответственность, потому что Вы олицетворяете здесь русскую православную общину и отвечаете за внутреннюю жизнь нашей православной семьи, живущей здесь, в Азербайджане, и за ее отношения с окружающим миром. Дай Бог, чтобы у Вас всегда хватало, как хватает ныне, и сил душевных и телесных, и мудрости, и доброты сердечной, чтобы разумно, справедливо, сердечно строить отношения с теми, кто Вас окружает.

Я хотел бы пожелать нашему духовенству, ведомому Преосвященным Александром, честно исполнять свой пастырский долг, как я вам уже говорил в ноябре прошлого года1. Я думаю, что вы помните те слова. Хочу и сейчас подчеркнуть, что успех пастырского служения зависит от способности каждого священника разделять свою жизнь со своей паствой, отдавать свои силы во спасение тех, кто нас окружает. Я надеюсь, что именно так — жертвенно — будет осуществляться служение нашим православным духовенством здесь, в Азербайджане, и по всему лицу земли (Деян. 17, 26), где несет свое служение Русская Православная Церковь.

В память о моем пребывании здесь, на азербайджанской земле, я хотел бы преподнести Вам, владыка, драгоценно украшенный архиерейский жезл, с тем чтобы, опираясь на него, Вы чувствовали

1 6 ноября 2009 г. состоялся однодневный визит Святейшего Патриарха в Баку.

489

 

 

поддержку и Патриарха, и всей Русской Православной Церкви, которая разделяет с Вами Ваши труды здесь, в Азербайджане, во славу Божию.

А для прихода я хотел бы передать образ Скоропослушницы. Этот образ, чудотворный оригинал которого находится в Санкт-Петербурге, в Александро-Невской лавре, был тем образом, перед которым я всегда молился, с самого раннего детства, и просил Божию Матерь: в детстве — о своих детских проблемах, когда стал постарше — о более сложных. И здесь, перед этой иконой — списком того чудотворного образа, — могу исповедать, что Божия Матерь всегда помогала мне и отвечала на мою молитву. Может быть, без этого ответа я никогда не укрепился бы в своей вере.

Что означает наша вера? В первую очередь она означает реальный опыт общения с Богом. Этот опыт приобретается, когда мы слышим ответ Божий на нашу молитву, когда мы видим Божие присутствие в своей жизни, и тогда нам не нужны никакие доказательства, и вера наша становится сильной. Я хотел бы, чтобы и вы молились перед этим образом Скоропослушницы, то есть Той, Которая слышит скоро. И поверьте мне, каждый из вас будет иметь тот же опыт, когда Божия Матерь услышит молитву и по-матерински ответит вам, покрывая Своим Небесным Покровом.

Я очень хотел оставить этот образ именно здесь, в Баку, с тем чтобы наша небольшая, но дружная паства имела у себя эту святыню и прибегала к образу Пречистой Богоматери всякий раз, когда почувствует необходимость, веруя, что Царица Небесная не останется равнодушной к нашим молитвам и скорбям.

А на память всем вам я хотел бы передать маленькие иконочки с изображением Воскресшего Спасителя и с моим благословением, чтобы каждый из вас хранил их, молитвенно вспоминая о Патриархе. А я буду стараться помнить в своих молитвах всех вас, нашу бакинскую, азербайджанскую паству, которая несет свое свидетельство и осуществляет свою христианскую жизнь на этой земле. Аминь.

Христос Воскресе!

490


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.