Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в день памяти святого пророка Божия Илии в древнем Херсонесе Таврическом у стен собора святого равноапостольного великого князя Владимира, 2. 08. 2009

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ПРОРОКА БОЖИЯ ИЛИИ
В ДРЕВНЕМ ХЕРСОНЕСЕ ТАВРИЧЕСКОМ У СТЕН
СОБОРА СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО
ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА
2. 08. 2009

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сей воскресный день совпадает с праздником святого пророка Божия Илии. Пророк Илия был великим и грозным провидцем Божией воли и Божией правды, он полагал целью жизни ограждение народа своего от прельщения язычеством и боролся с языческой ложной верой силой своей молитвы, силой своего слова и силой чудодейственной.

Сегодня, в воскресный день, полагается чтение отрывка из первой главы Первого Послания к Коринфянам. Апостол Павел обращается к жителям древнего Коринфа и говорит: Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений (1 Кор. 1,10). Апостол призывает к тому, чтобы они были едиными в мыслях и едиными в духе. Слова его неслучайны, потому что юная Коринфская Церковь разделилась: многие проповедовали в этом известном городе — одном из центров греческого и римского мира того времени, — и каждый хотел идти за своим проповедником: одни — за Павлом, другие — за Петром, третьи — за Аполлосом. И восклицает апостол Павел: Разве разделился Христос? (1 Кор. 1,13), призывая и умоляя Коринфскую Церковь быть единой именем Господа Иисуса Христа.

Совершая в этот воскресный день и день памяти святого пророка Божия Илии торжественное богослужение в древнем Херсонесе, у места крещения святого благоверного князя Владимира, мы, конечно, вспоминаем и это событие. Именно здесь — на земле, где мы сейчас стоим, великий князь, выйдя из купели крещения, отряс душевную и телесную слепоту. Он стал новым человеком — воспринял истину Христову: и жизнь свою он посвятил тому же, чему посвятил жизнь и пророк Божий Илия, — борьбе с язычеством.

Как удивительно, что по стечению обстоятельств память об этих событиях совпала в сегодняшнем торжественном богослужении:

421

 

 

и воспоминания о пророке Илии, и воспоминания о князе Владимире, и замечательное апостольское чтение о единстве Церкви — все эти воспоминания соединяются воедино и одно восполняет другое.

Казалось бы, борьба с язычеством перестала быть актуальной. Две тысячи лет существует Церковь Христова, две тысячи лет она призывает людей к высшему Божественному идеалу жизни, который был указан Самим Христом. Казалось бы, что может быть проще, чем следовать этому идеалу, воплощать его в жизнь и получать от Бога то, что Он обещал каждому, кто любит Его и слышит Его слово. А Господь обещал жизнь, и жизнь... с избытком (Ин. 10,10) — полноту человеческого бытия, которая начинается здесь, в этой земной, человеческой реальности, и переходит в вечность, в немеркнущее Божественное Царство. Бог обещал нам захватывающую перспективу бытия, которая не ограничивается семьюдесятью или восьмьюдесятью годами человеческой жизни. И разве могут существовать иные, ложные боги, разве могут быть идолы, разве может какая-либо сила заслонить эту перспективу вечной жизни?!

Но мы знаем, что идолы живы, и они заслоняют такую перспективу. Еще совсем недавно таким идолом была человеческая идея, соединенная с политической практикой, — то, что мы называем идеологией. Идол — это рукотворный бог, то есть он создается человеческими руками, и тогда появляются истуканы, которым поклоняются несчастные, ослепленные люди. Но идол может быть результатом и мыслительной деятельности человека, и тогда на свет появляются ложные ценности и ложные идеологии, которые закрывают для человека путь к Богу. Как поклонение идолам во времена князя Владимира сопровождалось кровавыми жертвоприношениями и диавольскими оргиями, так и человеческие идеологии приносят на алтарь идолам человеческие жизни — загубленные жизни, потерянные для жизни земной и для Царствия Божия.

Может показаться, что все это осталось в прошлом и ныне уже нет никакой опасности идолопоклонства. Это глубочайшее заблуждение, потому что и сегодня люди лепят своими руками идолов — рукотворных богов, больших и маленьких: это новая психология бытия и философия жизни, которая неразрывно связана с богатством, успехом, властью, деньгами; эта новая философия обращается не к разуму, а к желудку и кошельку и именно с раскрепощением человеческих страстей связывает такое понятие, как полнота жизни. В сознании современного

422

 

 

человека жизнь с избытком — это когда он ест по горло и то, что хочет; когда удовлетворяет все свои потребности без всякого ограничения; когда приобретает все, что хочет приобрести; когда берет власти столько, сколько хочет взять. И для поклонения этим идолам мобилизуются силы не только людей, но и обществ, и государств.

Но в основе объединения людей всегда лежит их стремление быть друг с другом. Это можно сделать тогда, когда людей объединяют общие ценности, общий для всех идеал. Церковь Христова и провозглашает эти общие для всех ценности и общие идеалы.

Мы молимся у стен храма, который был построен через девятьсот лет после крещения князя Владимира и который недавно был благолепно отреставрирован. Это наша общенациональная святыня, святыня всего нашего народа. Церковь, провозглашая высочайшие идеалы, одновременно призывает людей сохранять святость жизни, а также символы, связанные с проявлением этой святости.

Вокруг этого должен объединяться народ. Но если он пытается объединиться, живя по закону страсти и поклоняясь ложным богам, то в основу объединения полагаются опасные идеи, которые не столько объединяют, сколько разделяют народ. Мы все хорошо знаем из опыта нашей жизни, как иногда, собираясь дома с друзьями, мы начинаем, что называется, «перемывать кости» другим нашим знакомым и чувствуем некую солидарность, если нам поддакивают. Если кто-то говорит: «Вот этот плохой!», а ты с ним согласился, то вы уже вроде бы заодно. Есть даже такое понятие — «дружить против другого». Очень часто пытаются объединить людей, противопоставив их какому-то якобы врагу, который таковым вовсе не является. Всякое объединение людей против кого-то — это диавольское действие. Такое объединение не выдерживает испытания временем, оно разрушает здоровую ткань общественных отношений, становится подобным раковой опухоли, которая прорастает в народную жизнь, а потом взрывается кровавым протуберанцем. Достаточно обратиться к истории, чтобы увидеть цену всем этим страшным объединениям, построенным на лжи и ненависти, на поиске врагов и воспитании людей в сознании того, что есть некий общий враг и нужно объединиться против него. Это все — идолопоклонство.

Здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью

423

 

 

стал объединять народ и создал великое Отечество — от моря и до моря, равного которому уже тогда не было в Европе. Впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, святой Владимир сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса.

Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа — какие проникновенные слова апостола! Он умолял быть едиными, единомысленными, не впадать в идолопоклонство, не строить свою жизнь на основе ложных и опасных идей, приводящих к столкновению, к разделению, к страданиям, а нередко и к пролитию крови. Верим, что не случайно в день памяти святого пророка Божия Илии, в воскресный день, когда вспоминаются эти пламенные слова апостола Павла, мы встретились с вами и объединились в молитве на месте крещения святого равноапостольного князя Владимира. Будем молиться о том, чтобы Господь дал силы нашему народу преодолевать искушения идолопоклонства, сохранять духовное единство, которое заповедал нам апостол Павел; хранить веру православную, семена которой посеял на Руси святой равноапостольный князь Владимир; хранить духовные сокровища и ценности, утверждавшиеся им на великой земле нашей.

Верим, что Господь приклонит к нам милость, что в ответ на веру, на желание жить по Его закону Он укрепит всех нас, поможет преодолеть конфликты и разделения, которые были порождены человеческим грехом и историческими обстоятельствами, поможет нам сохранить великое духовное единство. Только опираясь на это единство, мы можем быть успешными в следовании по тому пути, который Сам Бог открыл перед нами, указав его святому равноапостольному князю Владимиру, — пути, ведущему в Его Божественное и немеркнущее Царство. Аминь

424


Страница сгенерирована за 0.35 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.