Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Свободный выбор — это первое условие. Интервью корреспонденту газеты «Коммерсантъ-власть», 11. 09. 2006

СВОБОДНЫЙ ВЫБОР ЭТО ПЕРВОЕ УСЛОВИЕ
Интервью корреспонденту газеты «Коммерсантъ-власть»
1

11. 09. 2006

 

Почему Православная Церковь добивается, чтобы предмет «Основы православной культуры» вошел в обязательную школьную программу?

Это делается в соответствии с выбором детей и родителей. Кроме того, религию в школе изучают в большинстве европейских стран. Преподавание осуществляется в соответствии с национальными законодательствами и существующими международными нормами. Наш случай — единственный, когда государство до сих пор не реализует взятые на себя международные обязательства2. Отмечу, что за рубежом религия преподается на добровольной основе, что правильно, ибо, как хорошо известно, «невольник — не богомольник». Как можно заставить, допустим, верующего иудея или мусульманина изучать христианство помимо их воли? Такой подход совершенно недопустим в области религиозного просвещения, ну разве что только в неком культурологическом плане. Поэтому свободный выбор — это первое условие.

Так все-таки Основы Православия — это культурологический предмет или религиозный?

1 Коммерсантъ-власть. № 36 (690) от 11. 09. 2006.

2 См. примеч. на с. 294.

321

 

 

В первую очередь, конечно, культурологический. Но очень важно, чтобы учащиеся знакомились и с основами религии. Знакомство с религией помогает человеку укрепиться в нравственной мотивации своих поступков. Апеллируя к религиозному чувству, вы можете использовать еще один инструмент воздействия на человека в воспитании. Я думаю, что большинство согласно с тем, что современная цивилизация находится в глубоком нравственном кризисе. И выход из этого кризиса, конечно, мы все должны искать сообща, используя не только светский гуманистический потенциал, но и религиозный. Вот почему я считаю, что преподавание основ религиозной культуры для тех, кто этого желает, важно. На сегодняшний день 80% детей страны желают изучать основы православной культуры.

Кто это считал?

Мы считали. В Смоленске православных людей 95-98%. В стране 80% населения крещены в православной вере. Это, во-первых, социологический опрос, а во-вторых, очень простая статистика: мы знаем, сколько рождается детей, и знаем, сколько детей крестится.

Вы говорите, что предмет будут изучать лишь те, кто хочет, но есть же школьные правила, по которым невозможно отказаться от обязательного для изучения предмета...

В Смоленске практически все дети изучают Историю православной культуры земли Смоленской,— предмет введен в региональный компонент образования. Был случай, когда мне один иудей написал письмо, что его ребенок не будет посещать этот урок. Я ему ответил, что буду первым на защите прав его и его ребенка. А потом я узнал, что мальчик проявил интерес к предмету. В этом нет ничего удивительного.

Но может сложиться и другая ситуация: например, полкласса не захотят изучать религию, что им делать?

Им нужно дать альтернативный курс. Если это мусульмане, иудеи или представители иных традиционных религий или конфессий, предложить курс своей религиозной культуры. Думаю, не обязательно для небольшой группы детей специально приглашать учителя, достаточно предоставить им учебник.

Все эти разговоры о межрелигиозной брани, о межрелигиозных конфликтах в связи с преподаванием в школах основ православной

322

 

 

культуры — блеф. Нигде и никогда, ни в одной стране преподавание основ религии в школе не приводило к межрелигиозным столкновениям. К ним приводит отсутствие элементарных знаний о вере и использование вакуума в этой области экстремистами и радикалами, которые есть во всех религиях. Когда священнослужители или просвещенные миряне общаются с представителями других религий в рамках межрелигиозного диалога, никакого антагонизма нет, потому что мы друг друга хорошо знаем. И если дети изучают основы своей религии, причем по учебникам, в которых ясно выражено уважение к другим, тогда через призму своих собственных религиозных убеждений ребенок будет возрастать в уважении к другим. Сегодня у нас вакуум в сфере религиозных знаний. Это дает возможность людям крайних взглядов, и не только мусульманам, но, к сожалению, иногда и другим, включая православных, связывать свою веру с радикальным политическим выбором. Поэтому мне кажется, что этот вопрос уже «перезрел».

Очень важно также с уважением относиться к людям нерелигиозным. Ведь их тоже надо воспитывать. Я неоднократно предлагал ввести в школах для нерелигиозных детей преподавание основ светской этики. Но этот светский курс в свою очередь также должен быть разработан с уважением к религиозным убеждениям, чтобы школа действительно воспитывала то, что называется толерантностью.


Страница сгенерирована за 0.43 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.