Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Из приветственного слова на выпускном акте в Смоленской духовной семинарии, 24. 06. 2007

ИЗ ПРИВЕТСТВЕННОГО СЛОВА НА ВЫПУСКНОМ АКТЕ
В СМОЛЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

24. 06. 2007

[...]

Вы видите, как все соединяется в нашей жизни — размышления о политике (даже о внешней политике!), о нашей культуре, науке, о вере... Очень важно, чтобы выпускники наших семинарий никогда не переставали размышлять. Если священник перестает думать, он перестает быть пастырем. Никогда не привыкайте к тому, что происходит вокруг вас. Всегда старайтесь отвечать на происходящее с точки зрения вашей веры, — тогда ваши проповеди будут интересными, тогда вы будете делиться своими мыслями с прихожанами и осознавать, что и прихожане думают об этом же. Вы будете понимать, что ваши мысли совпадают с мыслями людей,— вы увидите это по их горящим глазам во время проповеди, по кивающим головам. Вот это и есть учительное слово Церкви, — когда ваше слово совпадает если не с мыслями людей, то с их чувствами, ожиданиями, стремлениями. Тогда проповедь Церкви становится актуальной.

Мне часто задают вопрос: «Владыка, скажите, а почему батюшки по-славянски проповедуют? Мы понимаем, когда пение на непонятном языке; в конце концов, и к английским песням привыкли — не понимаем, но слушаем... Плохо, когда Евангелие непонятно читают, но совсем

107

 

 

плохо, когда батюшки непонятно проповедуют». Я всегда отвечаю: «Как это по-славянски? Да у нас ни один батюшка на славянском языке проповедовать не может, потому что славянский язык не разговорный». Что это означает? Это означает только то, что батюшки говорят таким языком, какой современный человек понять не может. Так что толку в такой проповеди?! Почему это происходит? — Потому что мысли нет. А проповедовать надо... И особенно, если архиерей узнает, что не проповедуешь, — может неприятность выйти. Вот и заучиваем какие-то старые проповеди, читаем дореволюционные проповеднические сборники, а потом выходим и проповедуем. Но народ ничего не понимает... Чтобы проповедь была актуальной, нужно думать — думать о жизни. И не только от своего ума, «от ветра главы своея»1 давать оценку всему тому, что нас окружает, а проверяя все своей верой, обращаясь к святым отцам. Если вы научитесь анализировать жизнь, основываясь на вере, это будет не что иное, как святоотеческое богословие. Святые отцы так и творили: они не «из пальца высасывали» свои идеи, а говорили о собственной жизни, о жизни своего времени (в том числе и об интеллектуальных процессах, происходивших в обществе), исходя из своей веры.

Именно так мы соединяем образование с нашей жизнью. Так знания, полученные в семинарии, мы можем соединить с живой пастырской практикой, — и такое смыкание делает миссию Церкви актуальной. И тогда Россия станет другой страной. А если Россия станет жить с опорой на нравственный закон, то это будет сильнейшим сигналом для всего мира. У меня есть чувство, что мы можем это сделать. Чем больше я общаюсь с людьми, чем больше я изучаю наше современное общество, тем больше убеждаюсь: мы сможем это сделать, если вы, мои дорогие выпускники, и еще сотни таких, как вы, сегодня оканчивающих семинарии и академии, будете соединять свою веру с реальной жизнью.

Именно это я и хотел вам сказать в качестве напутственного слова. И желаю вам у Господа получить «пятерку» за ваш урок жизни!

1 Это выражение впервые было использовано в 21-м правиле Деяний Большого Московского Собора 1666-1667 гг.

108


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.